Признаки правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.

Оглавление

Введение
1. Взгляды теоретиков на правовое государство
2. Сущность и признаки правового государства
3. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.00 Кб (Скачать)

     Общая логика процесса либерализации, охватившего  постепенно все сферы жизни - от духовной до экономической, - обусловила и общественное отношение к понятию правового  государства. Оно быстро стало популярным. К 1989-1992 гг. относится наибольшее число  публицистических выступлений видных российских юристов, разъясняющих смысл  данного понятия. И эти разъяснения  соответствовали уже классическим представлениям о правовом государстве.

     Однако  Россия, как и большинство постсоциалистических государств, не смогла в одночасье  реализовать на практике фундаментальные  принципы либеральной демократии и  открытого общества. Она вступила в переходный период. Для страны переходного периода специфичны:

     переход от тоталитарного режима к демократическому через разрушение тоталитаризма  как политического режима. Только после подрыва основ тоталитаризма  в государственно-правовой сфере  возможно движение в сторону формирования гражданского общества демократии и  рыночных отношений;

     для большинства постсоциалистических государств характерен так называемый "парадокс" Э. Геллнера, а именно - стремление демократического государства "сверху" осуществить проект нового социального строя, "сверху" и  в спешке ввести в действие гражданское  общество и рыночную экономику. Подобная стратегия и соответствующая  ей тактика вряд ли способны привести к желаемым результатам. Проведение крупных реформ "сверху", по инициативе государственной власти, составляет историческую особенность России. Это  относится и к реформам Петра  Великого, и к отмене крепостного  права, и к проведению судебной реформы 1864 г., и т.п. Отечественное государство  вынуждено привлекать к процессу реализации правовых и политических реформ государственный аппарат, бюрократические структуры, что часто вызывает недоверие народа к государственным мероприятиям, еще раз подчеркивает и так всегда существовавший разрыв между властью и обществом;

     Л.А. Морозова отмечает сущностную черту  современной российской государственности, в частности, "существование наряду с демократическими элементами авторитарных методов и средств. Опасность  подобного симбиоза состоит в  том, что может привести к восстановлению тоталитарной государственности, появлению  антидемократических политических сил, нарастанию противоречия в обществе и, как следствие, к конфликтной  ситуации"16;

     следует отметить длительность переходного  состояния государственности. Среди  условий, в которых развивается  российское государство, особую значимость имеют отсутствие соответствующей  среды для развития демократических  процессов, слабость гражданского общества, правовой нигилизм, недоверие к власти со стороны масс, известный экономический  и социальный разрыв между столицей и регионами.

     нельзя  забывать о полиэтническом характере  России, культурном и религиозном "разбросе", открытом характере национального  вопроса, огромной территории, сложности  земельной проблемы и т.д.

     Особое  внимание необходимо уделить правовым вопросам. Для российского общественного  сознания, пожалуй, наиболее трудным  является освоение соответствующих  природе правового государства  отношений между личностью и  обществом, государством и гражданином. Хотя понятие "гражданского общества" еще со времен перестройки усилиями демократической элиты и средств  массовой информации стало весьма широко распространяться в России, однако в настоящее время можно говорить только о самом раннем начальном этапе становления такого общества. Структура его аморфна, а нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению важнейших проблем. Средний россиянин чаще всего убежден, что все проблемы страны должны решаться властью, и не склонен объединяться с другими людьми, чтобы участвовать в какой-либо социальной, коллективной деятельности по решению этих проблем. В этом отношении весьма характерно, что большинство, считающие необходимым развитие демократии, не предает значения ни формированию независимых от государства общественных организаций и объединений, ни становлению самоуправления на муниципальном уровне.

     На  этом фоне, конечно, нельзя не отметить и элементов новизны, возникших  в процессе перехода от социалистического  государства к общедемократическому. Это и принятие Конституции РФ 1993 г., и обновление отраслевого законодательства (в области уголовного, гражданского, семейного права, трудового, уголовно-процессуального  и др.), возникновение новых государственно-правовых институтов (институт Президента, Конституционный Суд и др.), и формирование таких демократических структур, как мировые судьи, третейские суды, органы местного самоуправления и т.д.

     Практически впервые у россиян появилась  подлинная возможность выразить свою волю на выборах, заниматься политической деятельностью и участвовать  в политической борьбе. Однако уродливый  характер партий, за редкими исключениями представляющих собой клики, сложившиеся  вокруг "лидеров", ведет к апатии и индифферентности.

     Появилась большая свобода в выборе рода деятельности, в том числе предпринимательской, и государство перестало быть монопольным работодателем. Но наряду с этим резко пал уровень жизни  широких слоев населения, значительно  снизились степень и качество социального обеспечения, бесплатного медицинского обслуживания и образования. Провозглашенное в Конституции правовое государство свертывает свои социальные функции. Частично это происходит из-за недостатка средств.

     Итак, преимущества, которые новое Российское государство, провозгласившее себя правовым, предоставило всем гражданам, сводятся в основном к возможности  критики властей и политической борьбы, к расширению недвижимого  имущества за счет приватизации квартир  и к большей свободе распоряжения недвижимостью. Свободой предпринимательства  пользуются далеко не все, причем нередко  в незаконных формах.

     Что же касается таких необходимых атрибутов  правового государства, как создание эффективной системы управления, обеспечение безопасности жизни  людей, имущества, нравственное очищение власти и граждан, то во всех этих сферах положение явно ухудшилось. Мы наблюдаем  беспрецедентное ослабление функций  власти, распад государственности, рост преступности, утрату гражданами чувства  безопасности, самоуправство, коррупцию.

     В целом в России формирующееся  гражданское общество аморфно. Прежняя  социальная структура была искусственно создана государством и представляла собой результат и одновременно гарантию его тоталитарности. Социальные группы ранжировались по уровню и  объему потребления, предоставляемого государством в зависимости от места  жительства, места работы (народнохозяйственного  значения отрасли), занимаемой должности  и некоторых других обстоятельств (пол, возраст, семейное положение, социальное происхождение, национальная принадлежность, партийность и т.п.).

     Не  укоренился пока в стране такой важнейший  компонент западного гражданского общества и правовой культуры, как  уважение к закону и к признанным в обществе социальным нормам, признание  их необходимым регулятором индивидуальной и коллективной активности граждан. Движение России к правовому государству, провозглашенное в начале реформ, обернулось порочным кругом: власть не хочет или не умеет управлять на основе закона, граждане отвечают уклонением от его выполнения.

     В целом, анализ современной ситуации приводит к следующим выводам:

     Для России правовое государство - это антипод  государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.

     Правовое  государство немыслимо без развитого  гражданского общества, которое "выращивается" процессами соучастия граждан в  принятии и реализации общественно  значимых решений на всех уровнях - от местного до государственного.

     Правовое  государство недостаточно декларировать, зафиксировать, пусть даже на конституционном  уровне, процесс его создания сопряжен с рядом факторов (социально-культурных, юридических, экономических, политических).

     Российское  общественное устройство "физически" не может повторять никакие из имеющихся (американских, европейских  или азиатских) аналогов. Создание правовой государственности в стране неизбежно  сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличием определенных ресурсов.

     Издержки  демократии 90-х гг. - правовой произвол, преступность, обнищание значительной части населения - на рубеже XX и XXI вв. вновь реанимировали достаточно опасную ("старую") отечественную  идею о якобы "спасительной" миссии так называемого "сильного государства". В истории политической и правовой мысли силовая характеристика государства  всегда неизбежно влечет и силовую  трактовку права (сила рождает право, право - приказ власти, право есть не что иное, как организованная сила). Правовое же государство по природе  своей является антитезой "государству  силы" и эта противоположность в наших условиях имеет принципиальное значение.

Заключение

 

     Таким образом, анализ исследуемого материала, исторической и современной действительности позволяет сделать следующие  выводы.

     1. Идея правового государства терминологически  обозначает связь права и государства.  Но раскрыть подлинный смысл  этой связи можно только сквозь  призму человека, создающего правовые  и государственные учреждения  в процессе развития своей  интеллектуальной и духовной  сущности, совершенствования индивидуальных  и социальных черт, формирующего  свободное гражданское общество.

     2. Учение о правовом государстве  возникло и живет в общественно-историческом  измерении, оно имеет свои корни,  предпосылки. Каждая новая идея  в своем развитии опирается  на предшествующие, каждый новый  шаг в истории подготовлен  временем и людьми.

     3. Возникновение и эволюция идеи  правового государства - процессы  реальные и познаваемые. На  каждом из этапов развития  гражданского общества они отражают  соответствующий уровень культуры  и реальную правовую действительность  в конкретной стране и на  планете в целом.

     4. Человечество выстрадало идею  правовой государственности в  многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых  странах все большее число  людей осознают спасительную  миссию права, его неразрывную  связь с самим человеком, значение  действительно разумной правовой  суверенной публичной власти. Для  России правовое государство  - антипод государственного волюнтаризма  и тоталитаризма, альтернатива  любой диктатуре.

     В начале XXI в. Россия вновь оказалась на перекрестке исторических дорог, в ситуации исторического выбора. Какие же выводы напрашиваются при таких обстоятельствах? Прежде всего, приходится констатировать, что в стране нет пока социально-экономических и политических условий, нравственного климата, политического и культурного уровня, которые позволяют осуществлять принципы провозглашенного правового государства. Оно остается для нас пока идеалом. Парадокс заключается в том, что, несмотря на все бросающиеся в глаза перемены, действительно новой государственности в России так и не создано.

     Теперь  уже общепризнанно, что создание предпосылок для правового государства  едва ли возможно без длительного  переходного периода. Проблема эта  не только и не столько правовая, сколько социально-политическая. Таким  образом, появление новой государственности  требует длительного промежутка времени, чтобы привести в соответствие институты государственной власти, систему управления.

     В то же время законодательство остается одним из важнейших средств достижения поставленной цели. Движение к правовому  государству предполагает совершенствование  системы законодательства. В переходный период, переживаемый ныне Россией, когда  контуры нового общества не вполне ясны или не получили всеобщего признания  и четкого юридического оформления, это довольно сложная задача. За прошедший постсоветский период не удалось не только создать новой, демократической законности, но и  во многом недосягаемым стал уровень  старой дореформенной законности.

     В ряду неурегулированных вопросов такие  важные для конституционного права, как соотношение полномочий центра и субъектов Федерации. Этот процесс, процесс разграничения полномочий и собственности между федеральной  властью и субъектами Федерации, идет крайне медленно. В интересах  Федерации предоставить регионам максимум возможностей по управлению территорией. Но функции, которые останутся федеральным  властям, должны осуществляться координированно  по всей стране. Пока же часть местного законодательства часто подрывает  единое правовое пространство Российской Федерации, необходимое для обеспечения  законности.

Информация о работе Признаки правового государства