Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.
Введение
1. Взгляды теоретиков на правовое государство
2. Сущность и признаки правового государства
3. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России
Заключение
Список использованных источников
Общая
логика процесса либерализации, охватившего
постепенно все сферы жизни - от духовной
до экономической, - обусловила и общественное
отношение к понятию правового
государства. Оно быстро стало популярным.
К 1989-1992 гг. относится наибольшее число
публицистических выступлений видных
российских юристов, разъясняющих смысл
данного понятия. И эти разъяснения
соответствовали уже
Однако
Россия, как и большинство
переход
от тоталитарного режима к демократическому
через разрушение тоталитаризма
как политического режима. Только
после подрыва основ
для
большинства
Л.А.
Морозова отмечает сущностную черту
современной российской государственности,
в частности, "существование наряду
с демократическими элементами авторитарных
методов и средств. Опасность
подобного симбиоза состоит в
том, что может привести к восстановлению
тоталитарной государственности, появлению
антидемократических
следует отметить длительность переходного состояния государственности. Среди условий, в которых развивается российское государство, особую значимость имеют отсутствие соответствующей среды для развития демократических процессов, слабость гражданского общества, правовой нигилизм, недоверие к власти со стороны масс, известный экономический и социальный разрыв между столицей и регионами.
нельзя забывать о полиэтническом характере России, культурном и религиозном "разбросе", открытом характере национального вопроса, огромной территории, сложности земельной проблемы и т.д.
Особое
внимание необходимо уделить правовым
вопросам. Для российского общественного
сознания, пожалуй, наиболее трудным
является освоение соответствующих
природе правового государства
отношений между личностью и
обществом, государством и гражданином.
Хотя понятие "гражданского общества"
еще со времен перестройки усилиями
демократической элиты и
На
этом фоне, конечно, нельзя не отметить
и элементов новизны, возникших
в процессе перехода от социалистического
государства к
Практически впервые у россиян появилась подлинная возможность выразить свою волю на выборах, заниматься политической деятельностью и участвовать в политической борьбе. Однако уродливый характер партий, за редкими исключениями представляющих собой клики, сложившиеся вокруг "лидеров", ведет к апатии и индифферентности.
Появилась
большая свобода в выборе рода
деятельности, в том числе
Итак,
преимущества, которые новое Российское
государство, провозгласившее себя
правовым, предоставило всем гражданам,
сводятся в основном к возможности
критики властей и политической
борьбы, к расширению недвижимого
имущества за счет приватизации квартир
и к большей свободе
Что
же касается таких необходимых атрибутов
правового государства, как создание
эффективной системы
В целом в России формирующееся гражданское общество аморфно. Прежняя социальная структура была искусственно создана государством и представляла собой результат и одновременно гарантию его тоталитарности. Социальные группы ранжировались по уровню и объему потребления, предоставляемого государством в зависимости от места жительства, места работы (народнохозяйственного значения отрасли), занимаемой должности и некоторых других обстоятельств (пол, возраст, семейное положение, социальное происхождение, национальная принадлежность, партийность и т.п.).
Не
укоренился пока в стране такой важнейший
компонент западного
В целом, анализ современной ситуации приводит к следующим выводам:
Для России правовое государство - это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
Правовое
государство немыслимо без
Правовое государство недостаточно декларировать, зафиксировать, пусть даже на конституционном уровне, процесс его создания сопряжен с рядом факторов (социально-культурных, юридических, экономических, политических).
Российское
общественное устройство "физически"
не может повторять никакие из
имеющихся (американских, европейских
или азиатских) аналогов. Создание правовой
государственности в стране неизбежно
сопряжено с собственной
Издержки демократии 90-х гг. - правовой произвол, преступность, обнищание значительной части населения - на рубеже XX и XXI вв. вновь реанимировали достаточно опасную ("старую") отечественную идею о якобы "спасительной" миссии так называемого "сильного государства". В истории политической и правовой мысли силовая характеристика государства всегда неизбежно влечет и силовую трактовку права (сила рождает право, право - приказ власти, право есть не что иное, как организованная сила). Правовое же государство по природе своей является антитезой "государству силы" и эта противоположность в наших условиях имеет принципиальное значение.
Таким образом, анализ исследуемого материала, исторической и современной действительности позволяет сделать следующие выводы.
1.
Идея правового государства
2.
Учение о правовом государстве
возникло и живет в
3.
Возникновение и эволюция идеи
правового государства - процессы
реальные и познаваемые. На
каждом из этапов развития
гражданского общества они
4.
Человечество выстрадало идею
правовой государственности в
многочисленных бедствиях,
В начале XXI в. Россия вновь оказалась на перекрестке исторических дорог, в ситуации исторического выбора. Какие же выводы напрашиваются при таких обстоятельствах? Прежде всего, приходится констатировать, что в стране нет пока социально-экономических и политических условий, нравственного климата, политического и культурного уровня, которые позволяют осуществлять принципы провозглашенного правового государства. Оно остается для нас пока идеалом. Парадокс заключается в том, что, несмотря на все бросающиеся в глаза перемены, действительно новой государственности в России так и не создано.
Теперь
уже общепризнанно, что создание
предпосылок для правового
В то же время законодательство остается одним из важнейших средств достижения поставленной цели. Движение к правовому государству предполагает совершенствование системы законодательства. В переходный период, переживаемый ныне Россией, когда контуры нового общества не вполне ясны или не получили всеобщего признания и четкого юридического оформления, это довольно сложная задача. За прошедший постсоветский период не удалось не только создать новой, демократической законности, но и во многом недосягаемым стал уровень старой дореформенной законности.
В
ряду неурегулированных вопросов такие
важные для конституционного права,
как соотношение полномочий центра
и субъектов Федерации. Этот процесс,
процесс разграничения