Признаки правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.

Оглавление

Введение
1. Взгляды теоретиков на правовое государство
2. Сущность и признаки правового государства
3. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.00 Кб (Скачать)

     В англоязычной литературе термин "правовое государство" вообще не используется - его эквивалентом в известной  мере является термин "Rule of Law" (господство или правление права), который впервые в этом смысле в середине XIX в. использовал профессор Оксфордского университета Альберт Венн Дайси в работе под названием "Основы конституционного права".

     К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. Так, на конституционном уровне формула правового государства в сочетании с принципом социальности прямо зафиксирована в Основном законе ФРГ 1949 г., в Конституции Испании 1978 г. (статья 1). Конституции РФ в статье 1 также объявляет Российскую Федерацию "демократическим. правовым государством"7.

     В планетарном масштабе распространению  и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные  структуры и международно-правовые акты.

     Таким образом, в условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному  воспринимать идеи правового государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным.

     Теория  правового государства в целом, как и ее основные положения, всегда отражали общечеловеческие ценности и  интересы.

     Что же касается их интерпретации и применения на практике, то в них неизменно  на первый план выступали интересы, взгляды и суждения власть имущих.

2. Сущность и признаки  правового государства

 

     Коротко выразить сущность правового государства  можно так: правовое государство - это  государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и  которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.

     Развитие  идеи правового государства, эволюция взглядов различных мыслителей, отмеченные в первой главе работы, привели  к формированию отдельных качественных характеристик правовой государственности, которые выступают в виде системы  признаков. Признаки - это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено многими факторами: спецификой исторической эпохи, уровнем развития науки, образования, культуры, обычаями и традициями общества, его нравственно-духовным потенциалом, уровнем правового сознания и правовой культуры, господствующими религиозными и идеологическими взглядами и т.д.

     Итак, основные характеристики правового  государства касаются его признаков, на которых строятся отношения в  треугольнике, состоящем из таких  субъектов, как личность, общество и  государство.

     Основной  ценностью в правовом государстве  признается личность с ее правами  и свободами. Права и свободы  личности могут быть обеспечены при  условии подчинения государства  обществу и связанности государства  правом. Этому способствует устройство государства на принципах народного  суверенитета, демократизма, верховенства закона, разделения властей, взаимной ответственности государства и  личности, политического и идеологического  плюрализма, гласности в деятельности государственного аппарата и информированности  граждан, наличие демократического правосудия и судебных форм защиты прав и свобод граждан, режима законности.

     Конституции правовых государств и законодательство должны учитывать и реализовывать  международные правовые стандарты  о правах и свободах человека, зафиксированные  в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует  назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (эта дата отмечается как День прав человека), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный  пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенций МОТ (Международной организации  по труду).

     В современной правовой науке существуют разнообразные точки зрения, отличающиеся прежде всего полнотой изложения, личными  позициями авторов, но по сути отражающие одни и те же подходы8.

     Например, ни у кого не вызывают возражения основные критерии правового государства: верховенство права, равенство всех перед законом, законный характер деятельности исполнительно-распорядительных органов.

     Почти все авторы отстаивают такие черты  правового государства, как: разделение властей, взаимное сдерживание друг друга, что исключало узурпацию  власти одним из ведомств; взаимная ответственность государства и  личности; реальность прав и свобод граждан; наличие эффективного механизма  контроля за деятельностью государственного аппарата; примат права в организации  и деятельности всех государственных  органов и др.

     Многие  исследователи считают необходимым  условием правового государства  утверждение человека как самоценности, понимание свободы и справедливости в качестве главного критерия общественного  прогресса.

     Вряд  ли кто-либо будет оспаривать значимость повышения роли и авторитета судебной власти, обеспечения независимого правосудия и формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

     Анализ  современной литературы по рассматриваемому вопросу дает основание предложить следующую формулировку понятия  правового государства: функционирование государства в гражданском демократическом  обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспечении высочайшего статуса  своих граждан.

     В данной формулировке отражены главные  отличительные черты, по которым  о государстве можно судить как  о правовом. Здесь подразумевается  высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат - гражданское демократическое  общество. В целом подобное понимание  отражает и некоторые черты общества будущего - это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете народа, реальность и гарантированность  прав и свобод граждан.

     Право в данной трактовке понимается как  неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека, масштаб социальной свободы. Именно приоритет свободы  личности, обеспечивающий ее самоопределение, связь с обществом, как раз  и предполагает приоритет права.

     Итак, большинство авторов относит  к основным признакам правового  государства следующие признаки9:

     правовая  защищенность человека, признание его  высшей ценностью, целью государства, а не средством решения каких-либо государственных задач;

     приоритет права, признание, соблюдение, гарантирование и защита прав, свобод и законных интересов гражданина;

     единство  права и закона, законность во всех видах общественных отношений, во всех линиях деятельности государства, его  органов, должностных лиц;

     верховенство  и прямое действие конституции, эффективное  осуществление конституционной  законности;

     внешний и внутренний суверенитет государства, общественно-политическая стабильность, территориальная целостность;

     соответствие  национального законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права, примат, прямое действие международного права;

     осуществление всех государственно-властных полномочий государственными органами только на основе конституции, правовых законов;

     правовое  разграничение деятельности различных  ветвей государственной власти;

     высокий авторитет правосудия, основанного  на демократических принципах; судебная власть как гарант восстановления нарушенных прав и справедливого наказания  виновных;

     регулярные, свободные, демократические выборы как легальная и легитимная основа формирования народом органов государственной  власти всех уровней;

     многопартийность, плюрализм, отсутствие монополизма  в политике, контроль общества над  властью;

     наличие антимонопольных механизмов в экономике, равенство всех форм собственности, высокий жизненный уровень всего  населения, экономическая независимость  гражданина от государства;

     реальность  осуществления законных интересов  личности, единство его прав и обязанностей, взаимная ответственность гражданина и государства;

     высокий уровень просвещения и правовой культуры граждан, наличие развитого  гражданского общества.

     Рассмотрим  подробнее некоторые признаки организации  и деятельности правового государства.

     Так, наиболее важным признаком, определяющим все остальные характеристики и  взаимосвязи и, собственно, название данного типа государств, является признак приоритетности (господства) права. Его можно назвать базовым, потому что он характеризует ту атмосферу, в которой должна функционировать  рассматриваемая нами модель социального  организма. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности  и реальном осуществлении прав и  свобод личности, о разделении властей, о правовой государственности вообще. В литературе при характеристике правового государства очень  часто употребляется термин "господство права", происхождение которого, очевидное связано с английским "rull of low" - "правление права" или "господство права". По мнению юристов, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой - фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

     В советской правовой науке за десятилетия  утвердилось положение о безусловном  примате государства над правом, которое лишь инструмент государственной  власти. Государство выступало творцом  права, а иногда эта роль отводилась даже и не государству, а личности "вождя", которого, например, называли "творцом Конституции СССР". Отсюда и расхожая формулировка о  том, что "государство предоставляет  права гражданам", что эти права - своего рода "дар" государства  народу. В течение многих десятилетий  в массовое сознание внедрялась мысль  о том, что всеми своими правами  и благами советский человек  обязан лишь государству, а то и отдельной личности. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты основаны как раз на противоположной философии, утверждающей абсолютную ценность человеческой личности, ее приоритет над государством, прирожденный, естественный характер человеческих прав и свобод. Исходя из этого, представляется возможным подойти с новыми критериями к пониманию закона как внешней формы закрепления права.

     Законодательные установления, которые ущемляют свободы  личности, делают ее неравноправным с  государством субъектом общественных отношений, тем самым противоречат идее правового государства.

     Признак реальности прав и свобод человека предполагает функционирование механизма  гарантий. Человек должен быть уверен, что его права, которых он не лишен  по закону, обеспечены в любой сфере  общественных отношений. Реальность закрепленных в Конституции РФ основных прав и  свобод обеспечивается как индивидуальными  возможностями самого гражданина, который  вправе защищать свои права и свободы  всеми, не запрещенными законом способами, так и государства в целом. При этом реализуются прежде всего  связь граждан со всем государством, а не только с его отдельными органами или должностными лицами. При подлинной  демократии, в условиях законности, права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем  создания фактических и правовых условий для их действительного  осуществления. Демократическое государство  отличается именно тем, что его законодательство предусматривает наиболее оптимальный  исходный уровень благополучия своих  граждан, т.е. гарантирует им право  на достойную жизнь и свободное  развитие. Таким образом, под гарантиями нужно понимать совокупность созданных  государством средств обеспечения  гражданам фактических и юридических  возможностей пользоваться всеми демократическими правами и свободами. Можно выделить материальные, политические и юридические  гарантии.

Информация о работе Признаки правового государства