Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.
Введение
1. Взгляды теоретиков на правовое государство
2. Сущность и признаки правового государства
3. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России
Заключение
Список использованных источников
В англоязычной литературе термин "правовое государство" вообще не используется - его эквивалентом в известной мере является термин "Rule of Law" (господство или правление права), который впервые в этом смысле в середине XIX в. использовал профессор Оксфордского университета Альберт Венн Дайси в работе под названием "Основы конституционного права".
К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. Так, на конституционном уровне формула правового государства в сочетании с принципом социальности прямо зафиксирована в Основном законе ФРГ 1949 г., в Конституции Испании 1978 г. (статья 1). Конституции РФ в статье 1 также объявляет Российскую Федерацию "демократическим. правовым государством"7.
В
планетарном масштабе распространению
и реализации этой идеи активно способствует
ООН через свои организационные
структуры и международно-
Таким образом, в условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеи правового государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным.
Теория правового государства в целом, как и ее основные положения, всегда отражали общечеловеческие ценности и интересы.
Что же касается их интерпретации и применения на практике, то в них неизменно на первый план выступали интересы, взгляды и суждения власть имущих.
Коротко выразить сущность правового государства можно так: правовое государство - это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.
Развитие идеи правового государства, эволюция взглядов различных мыслителей, отмеченные в первой главе работы, привели к формированию отдельных качественных характеристик правовой государственности, которые выступают в виде системы признаков. Признаки - это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено многими факторами: спецификой исторической эпохи, уровнем развития науки, образования, культуры, обычаями и традициями общества, его нравственно-духовным потенциалом, уровнем правового сознания и правовой культуры, господствующими религиозными и идеологическими взглядами и т.д.
Итак, основные характеристики правового государства касаются его признаков, на которых строятся отношения в треугольнике, состоящем из таких субъектов, как личность, общество и государство.
Основной
ценностью в правовом государстве
признается личность с ее правами
и свободами. Права и свободы
личности могут быть обеспечены при
условии подчинения государства
обществу и связанности государства
правом. Этому способствует устройство
государства на принципах народного
суверенитета, демократизма, верховенства
закона, разделения властей, взаимной
ответственности государства и
личности, политического и
Конституции правовых государств и законодательство должны учитывать и реализовывать международные правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (эта дата отмечается как День прав человека), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенций МОТ (Международной организации по труду).
В современной правовой науке существуют разнообразные точки зрения, отличающиеся прежде всего полнотой изложения, личными позициями авторов, но по сути отражающие одни и те же подходы8.
Например, ни у кого не вызывают возражения основные критерии правового государства: верховенство права, равенство всех перед законом, законный характер деятельности исполнительно-распорядительных органов.
Почти все авторы отстаивают такие черты правового государства, как: разделение властей, взаимное сдерживание друг друга, что исключало узурпацию власти одним из ведомств; взаимная ответственность государства и личности; реальность прав и свобод граждан; наличие эффективного механизма контроля за деятельностью государственного аппарата; примат права в организации и деятельности всех государственных органов и др.
Многие
исследователи считают
Вряд ли кто-либо будет оспаривать значимость повышения роли и авторитета судебной власти, обеспечения независимого правосудия и формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.
Анализ
современной литературы по рассматриваемому
вопросу дает основание предложить
следующую формулировку понятия
правового государства: функционирование
государства в гражданском
В данной формулировке отражены главные отличительные черты, по которым о государстве можно судить как о правовом. Здесь подразумевается высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат - гражданское демократическое общество. В целом подобное понимание отражает и некоторые черты общества будущего - это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете народа, реальность и гарантированность прав и свобод граждан.
Право в данной трактовке понимается как неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека, масштаб социальной свободы. Именно приоритет свободы личности, обеспечивающий ее самоопределение, связь с обществом, как раз и предполагает приоритет права.
Итак,
большинство авторов относит
к основным признакам правового
государства следующие признаки
правовая защищенность человека, признание его высшей ценностью, целью государства, а не средством решения каких-либо государственных задач;
приоритет права, признание, соблюдение, гарантирование и защита прав, свобод и законных интересов гражданина;
единство права и закона, законность во всех видах общественных отношений, во всех линиях деятельности государства, его органов, должностных лиц;
верховенство и прямое действие конституции, эффективное осуществление конституционной законности;
внешний и внутренний суверенитет государства, общественно-политическая стабильность, территориальная целостность;
соответствие национального законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права, примат, прямое действие международного права;
осуществление всех государственно-властных полномочий государственными органами только на основе конституции, правовых законов;
правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти;
высокий авторитет правосудия, основанного на демократических принципах; судебная власть как гарант восстановления нарушенных прав и справедливого наказания виновных;
регулярные,
свободные, демократические выборы
как легальная и легитимная основа
формирования народом органов
многопартийность, плюрализм, отсутствие монополизма в политике, контроль общества над властью;
наличие
антимонопольных механизмов в экономике,
равенство всех форм собственности,
высокий жизненный уровень
реальность осуществления законных интересов личности, единство его прав и обязанностей, взаимная ответственность гражданина и государства;
высокий уровень просвещения и правовой культуры граждан, наличие развитого гражданского общества.
Рассмотрим подробнее некоторые признаки организации и деятельности правового государства.
Так, наиболее важным признаком, определяющим все остальные характеристики и взаимосвязи и, собственно, название данного типа государств, является признак приоритетности (господства) права. Его можно назвать базовым, потому что он характеризует ту атмосферу, в которой должна функционировать рассматриваемая нами модель социального организма. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном осуществлении прав и свобод личности, о разделении властей, о правовой государственности вообще. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин "господство права", происхождение которого, очевидное связано с английским "rull of low" - "правление права" или "господство права". По мнению юристов, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой - фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.
В
советской правовой науке за десятилетия
утвердилось положение о
Законодательные установления, которые ущемляют свободы личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, тем самым противоречат идее правового государства.
Признак
реальности прав и свобод человека
предполагает функционирование механизма
гарантий. Человек должен быть уверен,
что его права, которых он не лишен
по закону, обеспечены в любой сфере
общественных отношений. Реальность закрепленных
в Конституции РФ основных прав и
свобод обеспечивается как индивидуальными
возможностями самого гражданина, который
вправе защищать свои права и свободы
всеми, не запрещенными законом способами,
так и государства в целом.
При этом реализуются прежде всего
связь граждан со всем государством,
а не только с его отдельными органами
или должностными лицами. При подлинной
демократии, в условиях законности,
права и свободы не только признаются
и юридически закрепляются государством,
но и реально обеспечиваются путем
создания фактических и правовых
условий для их действительного
осуществления. Демократическое государство
отличается именно тем, что его законодательство
предусматривает наиболее оптимальный
исходный уровень благополучия своих
граждан, т.е. гарантирует им право
на достойную жизнь и свободное
развитие. Таким образом, под гарантиями
нужно понимать совокупность созданных
государством средств обеспечения
гражданам фактических и