Признаки правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.

Оглавление

Введение
1. Взгляды теоретиков на правовое государство
2. Сущность и признаки правового государства
3. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.00 Кб (Скачать)

     Материальные  гарантии в условиях перехода к рыночной модели экономики связаны прежде всего с правовым закреплением частной  собственности и предпринимательской  деятельности. Именно на базе частной  собственности (при использовании  возможностей всех других форм собственности) создаются необходимые условия, при которых материальная обеспеченность граждан является основой для  подлинно свободного осуществления  ими своих прав.

     Политические  гарантии связаны с правом участия  граждан в управлении делами государства  и общества как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане привлекаются к формированию и деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления, имеют равный доступ к государственной  службе.

     Юридические гарантии прежде всего связаны с  прямым действием Конституции РФ. Конституция возложила на органы Российского государства важные обязанности по охране прав и свобод граждан. Определила статус Президента России в качестве гаранта прав и  свобод человека и гражданина, предоставив  ему соответствующие полномочия. Граждане имеют право на обжалование  действий государственных органов  и должностных лиц. Огромное значение имеет принципы судебной защиты, зафиксированные  в Конституции. Среди последних  можно выделить право на обеспечение  соответствующей подсудности с  предоставлением обвиняемому возможности  выбора для рассмотрения его дела судом с участием присяжных заседателей; обеспечение презумпции невиновности; установление свидетельского иммунитета, т.е. освобождение от обязанностей давать свидетельские показания в случаях, определенных федеральным законом, в том числе против себя самого, своего супруга, близких родственников  и т.д.

     Однако  при более детальном рассмотрении, приближенном к отечественным реалиям, кроме всего прочего, следует  учитывать и то, что формирование правового государства в современной России (см. главу 3) - это сложный и весьма длительный процесс, который будет разворачиваться только по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев, общечеловеческих и собственно национальных ценностей, построения современного демократического гражданского общества. То обстоятельство, что в России нет полноценного демократического, правового государства признавал неоднократно первый Президент РФ. Кроме того, становление правовой государственности предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между различными органами власти, а также значительно обновленное взаимодействие между правом, обществом и политикой.

     В конечном счете приоритет права  означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей  права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным  делением общества и легитимной публичной  властной силой; в) необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов; г) наличие  в государстве необходимых для  выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

     Признак правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что  данный признак носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер. Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

     Комплексность заключается в том, что названный  принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и  его органами, так и с другими  общественными образованиями, другими  гражданами в рамках правовых отношений  по поводу самых различных объектов.

     Непреходящий  характер указанного признака обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона  бытия, мера свободы человека.

     Абсолютность (тотальность) этого признака состоит  в том, что все взаимоотношения  индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться  только на правовой основе. Если они  выходят за пределы действия права, со стороны государства это может  обернуться произволом, внеправовым  насилием, игнорированием нужд человека.

     Признак правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые моменты. Это:

     1) равенство сторон и взаимная  ответственность государства и  гражданина;

     2) особые тип правового регулирования  и форма правоотношений;

     3) стабильный правовой статус гражданина  и система юридических гарантий  его осуществления.

     1) Нормальные правовые отношения  предполагают равенство и взаимную  ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения  с множеством различных общественных  образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным  объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный  представитель народа имеет ряд  особых правомочий, которых не  может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы,  взимать налоги и т.д.). И все  же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

     2) Поскольку презюмируется, что  правовое государство и гражданин  - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей  выступает договор (о приеме  на работу, займа, купли-продажи,  найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является  конституция, если она принята  в результате всенародного голосования  (референдума). В ней определяются  те особые права, которые передаются  государству и не могут принадлежать  отдельному гражданину, и те естественные  права, которые составляют содержание  частной жизни граждан и неприкосновенны  для всего государства.

     Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового  регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено  в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать  только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

     3) Устойчивый, стабильный правовой  статус гражданина (система его  прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический  механизм его обеспечения позволяют  человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права  могут быть в любой момент  нарушены.

     Признак единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и  наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что  он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

     Признак правового разграничения деятельности различных ветвей государственной  власти. Власть в государстве может  олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может  принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В  данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству, и т.п.). Но для правового  государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

     Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и  судебную применительно к современным  государствам должна пониматься не как  дележ власти, а как создание системы  сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению  всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет  государства. Исполнительная власть (производная  от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией  законов и оперативно-хозяйственной  деятельностью. Судебная власть выступает  гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах  судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

     В плане содержания указанным признакам  соответствуют три составляющих: собственно правовой (нормативный) компонент, индивидуально-правовой (компонент  прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент10.

     Правовой  компонент теории и практики правового  государства содержит такое правопонимание, для которого характерны различение права и закона и создание на основе этого правопонимания правовых законов.

     Различение  права и закона может быть проведено  с естественно-правовых и более  широких позиций. Согласно классической точке зрения, отличительным признаком  права является принцип формального  равенства, то есть применение равного  масштаба ко всем субъектам права.

     Принцип формального равенства в правовом выражении представляет собой справедливость как правовое начало. Правовое, равное и справедливое - тождественные понятия. Правовые законы закрепляют справедливость, правовые требования и начала равенства, а не произвол властей и привилегии.

     Отличительной чертой правового государства по сравнению с так называемым "государством законности" является разработка, принятие и реализация правовых законов, а  не господство законов, легализующих произвол, бесправие и несправедливость.

     Индивидуально-правовой компонент теории и практики правового  государства состоит в утверждении  правовой формы и правового характера  взаимоотношений между публичной властью и гражданами.

     Правовой  характер взаимоотношений проявляется  в связанности государства и  граждан взаимными правами и  обязанностями. При этом правосубъектность  граждан, их права и свободы рассматриваются  не как продукт воли и усмотрения публичной власти (дарованные вольности), а как объективно - складывающиеся в данном сообществе отношения, поддержание  которых является обязанностью публичной  власти.

     Институциональный компонент правового государства  включает в себя организационно-правовые факторы, призванные исключить монополизацию  власти, то есть ее сосредоточение в  руках одного лица, органа или социального  слоя. Такими факторами являются: конституционно-правовой регламент государственной власти; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; а также  конституционно-правовой контроль за правомерностью нормативных актов  и деятельностью всех властей.

     Правовое  государство принято сопоставлять с государством полицейским. Рассмотрим сопоставление, которое приводит Темнов Е. И.: сопоставление правового государства  с полицейским11. 

Информация о работе Признаки правового государства