Правовое государство и его основные признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

2 цели. Первая – расширить свой кругозор по этому актуальному вопросу, ознакомиться с различной литературой, узнать новых авторов, вторая цель – найти ответ на вопрос о возможности реального достижения правового государства, и если да, то каким образом этого достичь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1 История развития и современность идей о правовом государстве
1.1 Античные идеи правового государства……………………...………......5
1.2 Политико-правовая мысль средневековья……………………….……...8
1.3 Концепции правового государства Нового и Новейшего времени..…..9
2 Понятие и общая характеристика правового государства
2.1 Понятие и основные черты правового государства ...…………………..16
2.2 Основные признаки правового государства…………………………..…19
2.3 Практика становления правового государства в Казахстане…………...21
3 Конституционная модель правового государства в Республике Казахстан
3.1 Конституционная концепция естественных прав человека…………....24
3.2 Закон и его роль в правовой системе Казахстана…………….……… ...29
3.3 Разделение властей в правовом государстве …………………….……...33
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованных источников………………………………….……...39

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 204.00 Кб (Скачать)


Министерство науки и образования Республики Казахстан

Северо-Казахстанский государственный университет

им. М. Козыбаева

Факультет истории и права

Кафедра «ЮриспруденциЯ»

 

 

Курсовая работа

На тему: «Правовое государство и его основные признаки»

 

 

050301.ЗО.Ю-В-09-1

 

Автор                                     ______________                              ________________.

                                                 (фамилия, инициалы)                                             (подпись, дата)

 

Руководитель                  ___________                        _______________.

                                                 (фамилия, инициалы)                                            (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

Петропавловск, 2009

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1    История развития и современность идей о правовом государстве

1.1 Античные идеи правового государства……………………...………......5

1.2 Политико-правовая мысль средневековья……………………….……...8

1.3 Концепции правового государства Нового и Новейшего времени..…..9

 

2        Понятие и общая характеристика правового государства

2.1 Понятие и основные черты правового государства ...…………………..16

2.2 Основные признаки правового государства…………………………..…19

2.3 Практика становления правового государства в Казахстане…………...21

 

3        Конституционная модель правового государства в Республике Казахстан

3.1 Конституционная концепция естественных прав человека…………....24

3.2 Закон и его роль в правовой системе Казахстана…………….……… ...29

3.3 Разделение властей в правовом государстве …………………….……...33

 

Заключение……………………………………………………………………36

Список использованных источников………………………………….……...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство  в  своей  деятельности

связано и ограничено правом, стоит

              под правом, а не вне и над ним.

                                                                                                                                                          Гессен.

    Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья  и современности. Такие вопросы, как: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

    С. А. Котляревский считал, что понятие о правовом государстве возникло, вероятно, из смутной потребности дать какое-нибудь обоснование факту властвования и подчинения. В средние века слагается представление о гранях, перейти которые не может самая верховная власть в данном государстве, нарушить которые не может его закон. В истории европейских монархий смутное противопоставление  этого ограничивающего начала фактическому самодержавию монарха переплетается с различными циклами идей: божественного мироправления, потенциальных правомочий, присущих всему народу, оформленного договора, в который некогда вступили люди друг с другом. Стремление ответить на данный вопрос и дает главный смысл работе, которую и произвела школа естественного права.

Тема «Правовое государство» давно интересна всем. Интерес к этой проблеме вызывало то обстоятельство, что полученная из книг, учебников, газет информация на эту тему не всегда совпадала с фактами реальной жизни. Многим всегда хотелось узнать каким образом право может ограничить государство, если само государство это право и создает. Как можно заставить власть подчиниться праву, как направить право на благо всему обществу и каждому взятому отдельно человеку?

   Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии (вспомним наглядный пример – в нашей стране в течение долгих десятилетий действовала однопартийная система, а государственной идеологией был марксизм-ленинизм). Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявлялся в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

     В связи со всем вышесказанным, крайне необходимо развивать идею правового государства. Перед тем как выбрать нужную литературу и приступить к работе нужно поставить перед собой 2 цели. Первая – расширить свой кругозор по этому актуальному вопросу, ознакомиться с различной литературой, узнать новых авторов, вторая цель – найти ответ на вопрос о возможности реального достижения правового государства, и если да, то каким образом этого достичь.


1.1 Античные идеи правового государства

 

   Зачатки теории правового государства в виде  идей  гуманизма,  широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам  демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона  прослеживаются еще  в  рассуждениях  передовых  для  своего  времени   людей,   мыслителей-философов, историков, писателей  и  юристов  Древней  Греции,  Рима,  Индии, Китая и других стран Древнего мира.

    Так, еще в знаменитых диалогах под названием «Государство»,  «Политик», «Законы» и других древнегреческого  философа-идеалиста  Платона  проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы  и  находится  под  чьей-либо  властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там,  где законы  установлены  в  интересах  нескольких  человек,  речь  идет   не   о государственном устройстве, а только о внутренних распрях». Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену  демократии, опьяненной  «свободой  в  неразбавленном  виде,  когда  чрезмерная   свобода оборачивается  чрезмерным  рабством,  есть  наихудший  вид  государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только  там,  заключал Платон, «где  закон  —  владыка  над  правителями,  а  они  —  его  рабы,  я усматриваю спасение государства и все блага,  какие  только  могут  даровать государствам боги». Аналогичные  идеи,  заложившие  основу  теории  правового  государства, развивались  также  в  работах  ученика  и  критика  Платона,   «величайшего мыслителя  древности»,  как  назвал  его  Маркс,  Аристотеля.  Именно   ему, стоявшему на позициях защитника права индивида,  частной  собственности  как проявления  в  каждом  человеке  «естественной  любви»  к  самому   себе   и развивавшего в  противоположность  Платону  взгляд  на  государство  как  на продукт естественного развития, как на высшую форму  человеческого  общения, охватывающую собой все другие его формы  (в  виде  семьи,  селения  и  др.), принадлежат крылатые слова о том, что «Платон мне друг, но  больший  друг  —

истина». Выражая свое  отношение  к  государственной  власти,  праву  и  закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть  делом  закона властвование не только по  праву,  но  и  вопреки  праву;  стремление  же  к насильственному подчинению, конечно,  противоречит  идее  права».  Там,  где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем».    Весьма важным в плане формирования  идей,  заложивших  первые  камни  и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном  к  изменившейся действительности  виде)  основу   теории   правового   государства,   явился  сформулированный  Цицероном  правовой  принцип,   согласно   которому   «под действие закона должны подпадать  все,  а  не  только  некоторые,  избранные граждане». Важным оказалось выработанное им  положение,  в  соответствии,  с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в  чем убеждать, а не ко всему  принуждать  силой  и  угрозами»;  выдвигавшиеся  им призывы  к  человеколюбию,  «законосообразности»,  к  борьбе  за  свободу  и справедливость,  за  гуманистическое  отношение  государственных  органов  к свободным гражданам и даже рабам.

    Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо  от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали  в многочисленных  трактатах  Сенеки.  Среди   них   выделялись   трактаты   «О счастливой жизни»,  «О  милосердии»,  «О  спокойствии  души»,  «Нравственные

письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип»  и  другие.  Весьма показательны его выступления в защиту «говорящих орудий» — рабов.

    Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно  или  по  истечении  определенного  времени   в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в  соответствии,  с  которыми  в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие  и  произвол,  а право и закон, развивались не только  в  Древней  Греции  и  Риме,  но  и  в Древней   Индии   и   Китае.   Наряду   с    наивными    материалистическими представлениями о мире, уметавшимися в формулах типа «сознание рождается  из вещей и умирает тоже в вещах» или «жизнь — это корень  смерти,  а  смерть  — корень жизни», в Китае, например, еще  в  глубокой  древности  философами  и юристами  применительно  к  господствовавшему  в  стране  рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что «в государстве  должен  царить  порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если  он  хочет  до  конца жизни не подвергаться опасности, должен  быть  справедливым,  а  «управление страной должно соответствовать спокойствию», быть  спокойным.  Нельзя  силой насаждать порядок в стране, ибо «страна управляется справедливостью».

    Однако, несмотря на такие своеобразные суждения и умозаключения, все же древняя  гуманистическая  мысль,  государственно-правовые  взгляды  и   идеи передовых,  прогрессивных  мыслителей  того   времени,   несомненно,   стали первоосновой,    предтечей    всего    последующего    процесса     развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии  фундамент  теории правового государства.

Разумеется, до полного завершения процесса  создания  данной  концепции правового государства было еще  очень  далеко.  Предстояло  пройти  огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями.  Но тем не менее начало, причем  весьма  обнадеживающее,  было  положено.  Важно было теперь не сбиться с этого  пути.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти.  В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия (остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства ) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и  идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе).

 

 

 

 

 

1.2. Политико-правовая мысль средневековья

 

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическом власти и  ее  формально равной для  всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей,  соответствующей  новому отношению  социально-классовых и политических сил.  Юридическое мировоззрение нового восходящего  класса  требовало  утверждения новых  представлений  о  свободе человека посредством режима господства права и в частных,  и в  публично-политических отношениях. В период начавшегося разложения феодализма  идеи  правовой государственности с  позиции  историзма  изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на  основе  многовекового  опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики,  осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени.  Цель государства он видел в  возможности  свободного  пользования  имуществом  и обеспечения безопасности для каждого.  При рассмотрении вопроса о государственных формах  предпочтение  отдавалось  республике, так как  именно  республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден  же  определяет  государство  как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по  его  мнению,  состоит в том,  чтобы обеспечить права и свободы. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации  государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

 

 

 

 

1.3. Концепции правового государства Нового и Новейшего времени

Информация о работе Правовое государство и его основные признаки