Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:06, курсовая работа
2 цели. Первая – расширить свой кругозор по этому актуальному вопросу, ознакомиться с различной литературой, узнать новых авторов, вторая цель – найти ответ на вопрос о возможности реального достижения правового государства, и если да, то каким образом этого достичь.
Введение………………………………………………………………………3
1 История развития и современность идей о правовом государстве
1.1 Античные идеи правового государства……………………...………......5
1.2 Политико-правовая мысль средневековья……………………….……...8
1.3 Концепции правового государства Нового и Новейшего времени..…..9
2 Понятие и общая характеристика правового государства
2.1 Понятие и основные черты правового государства ...…………………..16
2.2 Основные признаки правового государства…………………………..…19
2.3 Практика становления правового государства в Казахстане…………...21
3 Конституционная модель правового государства в Республике Казахстан
3.1 Конституционная концепция естественных прав человека…………....24
3.2 Закон и его роль в правовой системе Казахстана…………….……… ...29
3.3 Разделение властей в правовом государстве …………………….……...33
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованных источников………………………………….……...39
Министерство науки и образования Республики Казахстан
Северо-Казахстанский государственный университет
им. М. Козыбаева
Факультет истории и права
Кафедра «ЮриспруденциЯ»
На тему: «Правовое государство и его основные признаки»
050301.ЗО.Ю-В-09-1
Автор
(фамилия, инициалы)
Руководитель ___________ _______________.
Петропавловск, 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 История развития и современность идей о правовом государстве
1.1 Античные идеи правового государства……………………...……….....
1.2 Политико-правовая мысль средневековья……………………….……...8
1.3 Концепции правового государства Нового и Новейшего времени..…..9
2 Понятие и общая характеристика правового государства
2.1 Понятие и основные черты правового государства ...…………………..16
2.2 Основные признаки правового государства…………………………..…19
2.3 Практика становления правового государства в Казахстане…………...21
3 Конституционная модель правового государства в Республике Казахстан
3.1 Конституционная концепция естественных прав человека…………....24
3.2 Закон и его роль в правовой системе Казахстана…………….……… ...29
3.3 Разделение властей в правовом государстве …………………….……...33
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….……...
Государство в своей деятельности
связано и ограничено правом, стоит
под правом, а не вне и над ним.
Гессен.
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Такие вопросы, как: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
С. А. Котляревский считал, что понятие о правовом государстве возникло, вероятно, из смутной потребности дать какое-нибудь обоснование факту властвования и подчинения. В средние века слагается представление о гранях, перейти которые не может самая верховная власть в данном государстве, нарушить которые не может его закон. В истории европейских монархий смутное противопоставление этого ограничивающего начала фактическому самодержавию монарха переплетается с различными циклами идей: божественного мироправления, потенциальных правомочий, присущих всему народу, оформленного договора, в который некогда вступили люди друг с другом. Стремление ответить на данный вопрос и дает главный смысл работе, которую и произвела школа естественного права.
Тема «Правовое государство» давно интересна всем. Интерес к этой проблеме вызывало то обстоятельство, что полученная из книг, учебников, газет информация на эту тему не всегда совпадала с фактами реальной жизни. Многим всегда хотелось узнать каким образом право может ограничить государство, если само государство это право и создает. Как можно заставить власть подчиниться праву, как направить право на благо всему обществу и каждому взятому отдельно человеку?
Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии (вспомним наглядный пример – в нашей стране в течение долгих десятилетий действовала однопартийная система, а государственной идеологией был марксизм-ленинизм). Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявлялся в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.
В связи со всем вышесказанным, крайне необходимо развивать идею правового государства. Перед тем как выбрать нужную литературу и приступить к работе нужно поставить перед собой 2 цели. Первая – расширить свой кругозор по этому актуальному вопросу, ознакомиться с различной литературой, узнать новых авторов, вторая цель – найти ответ на вопрос о возможности реального достижения правового государства, и если да, то каким образом этого достичь.
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
Так, еще в знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политик», «Законы» и других древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях». Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах ученика и критика Платона, «величайшего мыслителя древности», как назвал его Маркс, Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке «естественной любви» к самому себе и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие его формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что «Платон мне друг, но больший друг —
истина». Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем». Весьма важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии, с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами»; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.
Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «О милосердии», «О спокойствии души», «Нравственные
письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип» и другие. Весьма показательны его выступления в защиту «говорящих орудий» — рабов.
Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии, с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древней Индии и Китае. Наряду с наивными материалистическими представлениями о мире, уметавшимися в формулах типа «сознание рождается из вещей и умирает тоже в вещах» или «жизнь — это корень смерти, а смерть — корень жизни», в Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а «управление страной должно соответствовать спокойствию», быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо «страна управляется справедливостью».
Однако, несмотря на такие своеобразные суждения и умозаключения, все же древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.
Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Но тем не менее начало, причем весьма обнадеживающее, было положено. Важно было теперь не сбиться с этого пути.
Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.
Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия (остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства ) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе).
В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическом власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, и в публично-политических отношениях. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.
Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Информация о работе Правовое государство и его основные признаки