Правовое государство и его основные признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

2 цели. Первая – расширить свой кругозор по этому актуальному вопросу, ознакомиться с различной литературой, узнать новых авторов, вторая цель – найти ответ на вопрос о возможности реального достижения правового государства, и если да, то каким образом этого достичь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1 История развития и современность идей о правовом государстве
1.1 Античные идеи правового государства……………………...………......5
1.2 Политико-правовая мысль средневековья……………………….……...8
1.3 Концепции правового государства Нового и Новейшего времени..…..9
2 Понятие и общая характеристика правового государства
2.1 Понятие и основные черты правового государства ...…………………..16
2.2 Основные признаки правового государства…………………………..…19
2.3 Практика становления правового государства в Казахстане…………...21
3 Конституционная модель правового государства в Республике Казахстан
3.1 Конституционная концепция естественных прав человека…………....24
3.2 Закон и его роль в правовой системе Казахстана…………….……… ...29
3.3 Разделение властей в правовом государстве …………………….……...33
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованных источников………………………………….……...39

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 

Очень много было сделано  для  развития  теории  правового  государства

мыслителями  последующих  особенно  ХVIII-ХХ  веков.  Ряд  положений  теории правового государства развивался,  в  частности,  усилиями  таких  носителей передовой общественно-политической  мысли,  боровшихся  против  произвола  и беззакония, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и многие другие.  Обращаясь к этому периоду борьбы за политические и правовые  идеалы,  великий  русский писатель-сатирик М.Е.  Салтыков-Щедрин  вспоминал в  рассуждениях  одного  из своих героев: «В конце пятидесятых и в начале шестидесятых годов  я  просто- напросто ощущал, что подо мною горит земля. Я нежил в то  время,  а  реал  и трепетал при звуках:  «гласность»,  «устность»,  «свобода  слова»,  «вольный труд», «независимость суда» и т.д., которыми был полон тогдашний  воздух.  Взавершение всего, я был мировым посредником». 

В период ранних буржуазных революций в разработку  концепции правового  государства  значительный  вклад  внесли философы-мыслители и просветители,  такие как Г.Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс,  Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие. Из этих учений я выделил наиболее важные положения в правовом государстве.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.  Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового  права,  "отвечающего законам разума".  Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений,  которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.  Источником любой формы  государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления,  но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора,  который придает обществу организованную политическую форму.  Люди  лишь  частично передают государству  свою естественную независимость,  с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном: "Лишь нация есть истинный суверен;  истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти."

Главная цель государства,  по Дидро,  есть обеспечение неотъемлемых прав  граждан  и их счастья.  Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.

Одним из первых,  кто дал теоретическое обоснование демократического государства,  был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал,  что государство могущественное только тогда, когда оно  гарантирует  каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов,  и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс  был защитником абсолютной монархии в Англии,  но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений  о  господстве права  в общественной жизни,  которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями.  К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то,  что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа  правового регулирования общественных отношений.

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку  в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную,  исполнительную, судебную, он  отмечает,  что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей,  при  котором  различные власти могли  бы  взаимно  сдерживать друг друга.  Разделение и взаимное сдерживание  властей  являются,  согласно   Монтескье, главным условием  для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, как основной принцип правового государства, Монтескье обосновывает следующим образом: "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она  соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем." [1]

Идеи Локка  и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но  и  на  раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось,  например, в Конституции США 1787 года.  Она практически воплощает идею правового  государства на американском континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон подвергает  критике  монархическую  форму правления с  позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация  Независимости провозглашает,  что существуют неотчуждаемые права человека,  для обеспечения которых создается государство.  Путем включения в Декларацию естественных прав человека,  превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству в целом.

С философским  обоснованием  теории  правового государства выступил И.  Кант.  Центральное место в ней  занимает  человек, личность.  Важнейшим  принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу,  равенство и  независимость  всех граждан в государстве,  которое выступает как "объединение множества людей,  подчиненных правовым законам".  Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа,  там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести,  мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве  гражданин  должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона,  какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.  Правовую организацию Кант, так же как и Ш.Монтескье, связывает с разделением властей на  законодательную,  принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философская концепция  Канта  оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Маркс и  Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и  государства( у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое).  Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого  общежития,  а  жизнедеятельность гражданского общества  есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена  всей  истории".

Маркс рассматривал  государство  и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и  право  исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов.  Примечательным является утверждение Маркса,  в котором он выразил  идею  правового  государства "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный."

Большое значение для  совершенствования  теории  правового  государства имеют работы русских авторов. Большое  внимание  в  них  уделяется  не только основным чертам и признакам  правового  государства,  но  и  наиболее важным условиям их формирования.

Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей,  таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма.  Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котляревский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях  теоретически  завершили русскую концепцию правового государства.

              Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства…

Справедливости  ради  следует  заметить,  что  отечественными  авторами концепция  правового  государства  в  том  виде,   как   она   сложилась  прокламировалась на современном  Западе,  зачастую  рассматривалась  лишь  в критическом плане. Это было правильно и вполне оправданно, когда  имелись  в виду  лишь  ее  сущность,  социальное  содержание  и  назначение  в   каждый конкретный  исторический  период  и  применительно  к  каждому   конкретному господствующему слою иди классу. Ведь не секрет, например, что  в  отношении к любому современному западному государству  и  властям  предержащим  данная концепция призвана идеализировать их, показать их «связанность»  действующим правом, представить любое западное государство в виде некоего  выразителя  и защитника интересов всех без  исключения  слоев   общества,  верного  стража «всеобщей  справедливости,  законности  и  правопорядка»,  коим   оно,   как показывает жизнь, далеко не всегда является.

    Однако  в  однозначном   критическом   подходе   к   теории   правового государства  имелись  и  значительные  натяжки.  Издержки   такого   видения заключаются,  прежде  всего,  в  том,  что  при  оценке  данной  концепции  не учитывался факт создания и применения ее не иначе как в  виде  политического и идеологического средства противопоставления и борьбы с  абсолютистскими  и иными им подобными  режимами,  единоличной  властью  и  произволом  монарха, чрезмерным вмешательством государства в различные  сферы  жизни  общества  и деятельности негосударственных объединений.  Упускались  из  поля  зрения  и некоторые   общечеловеческие   ценности,   сформировавшиеся    в    процессе тысячелетнего развития гуманистической  мысли  и  нашедшие  свое  известное, хотя и сугубо формальное отражение в рассматриваемой теории.  Речь  идет,  в частности, о  принципах  и  идеях,  касающихся  прав  и  свобод  граждан,  о приоритете   и    «торжестве    законам    в    условиях    демократического государственного  и  общественного  строя,  о  примате  прав,  о  социальной справедливости  и  незыблемости  законности  и   правопорядка   в   условиях правового государства.»

    Речь идет также об идеях  суверенности  народа  как  источника  власти, гарантированности его прав и свобод, подчинение государства обществу  и  др. Говоря об этом, следует вспомнить слова К.Маркса: «Свобода  состоит  в  том, чтобы превратить государство из органа, стоящего  над  обществом,  в  орган, этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время  большая  или  меньшая свобода  государственных  форм  определяется   тем,   в   какой   мере   они ограничивают «свободу государства».

    Всячески поддерживая и развивая идею правового государства, мы, однако, не должны идеализировать, а тем более  копировать  утвердившуюся  на  ранних стадиях развития человеческого  общества  и  на  современном  Западе  модель правового государства. Не следует забывать, в частности, о  том,  что  когда мы  говорим  о  разных  вариантах   или   моделях   правового   государства, провозглашаемых в  конституциях  Испании,  ФРГ,  Франции  иди  любой  другой капиталистической  страны,  то  имеем  в   виду,   естественно,   не   некое абстрактное  в  социальном  отношении  правовое  государство,  а  буржуазное правовое  государство.  Аналогично,  когда  говорим  о  «связанности»  этого государства правом, то имеем в виду связанность его не  каким-то  другим,  а  именно буржуазным правом.

    Государство и  право  при  этом  выступают  не  как  некие  безликие  в социально-классовом  отношении   явления,   а   как   вполне   определенные, выражающие прежде всего волю и интересы  господствующих  кругов  в  условиях капитализма явления,  ибо,  как  известно,  внеклассовых,  надклассовых  или классово-нейтральных,  «чистых»  в  социальном   отношении   государственно- правовых явлений, институтов и учреждений нет и  быть  не  может.  Нельзя  в связи с этим не согласиться с В.И. Лениным по поводу  его  слов  о  «чистой» демократии, которые  целиком  и  полностью  относятся  также  к  «чистым»  в социальном   плане   государственно-правовым    явлениям,    институтам    и учреждениям. Он писал, что «если не издеваться над  здравым  смыслом  и  на историей,  то  ясно,  что  нельзя  говорить  о  «чистой  демократии»,   пока существуют разные классы, а можно говорить только о «классовой  демократии».

И далее: «Чистая демократия»  есть  лживая  фраза  либерала,  одурачивающего рабочих.  История  знает  буржуазную  демократию,  которая  идет  на   смену феодализму, и пролетарскую демократию, которая идет  на  смену  буржуазной». Разумеется, в условиях плюрализма мнений и идеологий  можно  по-разному воспринимать идеи правового государства, так  же  как  и  их  интерпретацию.

  Однако одно остается  бесспорным.  Теория  правового  государства  в  целом, равно  как  и  ее  основные  положения,  всегда  отражала   общечеловеческие ценности и интересы. Что  же  касается  их  интерпретации  и  применения  на практике, то в них неизменно на первый план выступали  интересы,  взгляды  и суждения власть имущих.

В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право.

Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются  в трудах сегодняшних исследователей права и государства:  С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

Информация о работе Правовое государство и его основные признаки