Понятие и признаки правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

Государство-это особая организация публичной ,политической власти господствующего класса, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество ,осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение.

Оглавление

1. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки построения правового государства (социальные, экономические, политические и правовые)………………….2
2.Нормативно-правовые акты. Действия нормативно-правовых актов во времени, в
пространстве……………………………………………………………………………….
3. Правонарушения (понятие, признаки, виды). Юридический состав правонарушения (субъект, объект, субъективная и объективная сторона)………………………………….
4. Юридическая ответственность: понятие, виды…………………………………………
5. Понятие конституции и юридические свойства конституции…………………………

Файлы: 1 файл

право.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     План: 

    1. Понятие  и признаки правового государства.  Предпосылки построения правового  государства (социальные, экономические,  политические и правовые)………………….2

      2.Нормативно-правовые акты. Действия нормативно-правовых актов во времени, в       

        пространстве……………………………………………………………………………….

    3. Правонарушения (понятие, признаки, виды). Юридический  состав правонарушения (субъект,  объект, субъективная и объективная  сторона)………………………………….

      4. Юридическая ответственность: понятие, виды…………………………………………

      5. Понятие конституции и юридические свойства конституции………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и  признаки правового государства. Предпосылки построения правового государства (социальные, экономические, политические и правовые).
 

Государство-это  особая организация публичной ,политической власти господствующего класса, располагающая  специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя  общество ,осуществляет руководство  этим обществом и обеспечивает его  объединение.

Право- один из регуляторов  общественных отношений. Воздействуя  на волю и создание людей, оно самым  авторитетным образом склоняет их к  определенному поведению.

Вопрос о соотношении  права и государства с давних пор решается с двух противоположных  точек зрения .Одни связывают появление права с деятельностью государства , другие напротив считают что право существовало и существует до и вне деятельности государства ,что гос-во является порождением права.

Между тем истина заключается в третьем подходе.

Право и государство неразделимы .Они формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.

Итак ,государство :отыскивает право ;формулирует его ;охраняет его.

Однако и право  оказывает на государство решающее влияние:

в правотворческой  деятельности все органы государства должны следовать требованиям жизни ,растворенной в ней «правде»;

в правоисполнительной  и правоохранительной деятельности все органы ,все должностные лица должны следовать праву, выраженному  в законах и основанных на законе иных актах государства;

все органы государства создаются и функционируют не иначе ,как на остове закона ,в пределах компетенции, которая зафиксирована в нормативных правовых актах.

Формирование  правового государства невозможно без последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства ,без соблюдения правопорядка и принципа законности. Правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала ,обеспечить и защитить свободу ,честь и достоинство личности.

Завершением создания правового гос-ва связанно с максимальным обеспечением прав и свобод человека ,ответственностью государства перед  гражданином и гражданина перед  государством ,с повышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, организациями, коллективами, гражданами. 

    2.Нормативно-правовые акты. Действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве. 
     

     Под  нормативно – правовыми актами  понимаются выражения в письменной

форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся

нормы права.

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря  которым

устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

      Все без исключения нормативно - правовые акты являются

государственными  по своему характеру актами. Они  издаются или

санкционируются только органами государства.

Имеют волевой  характер. В них содержится и через  них преломляется

государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно –

правовых актах, связывается наступление уголовно – правовых, гражданско –

правовых и  иных юридических последствий. 

Установление  пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Любой нормативный  акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга лиц. Особо важное значение этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов.

 Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов.

1. Акт вступает  в силу с момента его принятия  правотворческим органом.

2. Акт начинает  действовать по истечении определенного срока после его опубликования. В России, например, законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти. Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с момента их принятия или после получения адресатами. Вступление в силу решений представительных органов на местах, решений и распоряжений местной администрации, приказов руководителей предприятий, организаций, учреждений наступает практически с момента их принятия.

3. Нормативно-правовой  акт вступает в силу со времени,  указанного в самом акте или  в специальном акте о введении  его в действие.

 Установление  точного срока вступления в  силу нормативных актов важно  потому, что именно с этого  момента их предписания подлежат исполнению. Например, постановления и распоряжения правительства, носящие нормативный характер, приобретают силу с того срока, который в них указан. Такой порядок установлен в большинстве государств. Если же такое указание отсутствует, то они вступают в силу с момента их принятия. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:

- если самим  нормативно-правовым актом устанавливается  его обратная сила;

- если уголовные  законы или акты административного  законодательства смягчают наказание  или вообще устраняют наказуемость  деяния. 

Действие  в пространстве.. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море и в иностранных территориальных водах, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

 Территориальные  пределы действия нормативных актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

 Действие  нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая  подведомственна органу, их издавшему.  Так, нормативные акты членов  федеративного государства действуют  лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т.п. Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если соответствующий орган это прямо оговорит при принятии конкретного нормативного акта. 

    3.Правонарушения (понятие, признаки, виды). Юридический состав правонарушения (субъект, объект, субъективная и объективная сторона). 

Всякое правонарушение есть деяние, то есть действие или бездействие. Действие - акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т. п.). Оно может состоять в произнесении определенных слов (оскорбление, клевета, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т. д.). Бездействие признается деянием, если по ситуации или по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало (прогул, бесхозяйственность руководителя госпредприятия, халатность должностного лица, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном состоянии без помощи и т. д.). 

Любое правонарушение противоправно, представляет собой  нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных в законе, в подзаконных  актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона трудового или иного договора. 

Виды правонарушений или их классификация - это деление правонарушений  на

группы,  категории  по  определенным   признакам:   характеру   регулируемых

отношений, степени  общественной  опасности,  субъектам,  распространенности

(по количеству, времени, регионам).

   По областям  регулируемых отношений правонарушения  различаются:

      1)   гражданские   -    правонарушения    в    области    гражданского

         законодательства.

      2)  трудовые  -  правонарушения   по   поводу   выполнения   трудового

         законодательства.

      3)   уголовные   -   правонарушения,   подводящиеся   под    уголовную

         ответственность

      4) административные - правонарушения, за  которые  настоящим  Кодексом

         или   законами,   субъектов   Российской   Федерации    установлена

         административная ответственность.[5]

      5) процессуальные 

По общественной опасности правонарушения принято делить на:

      1) преступления

      2)  иные  правонарушения  (проступки,  деликты)  -   административные,

         дисциплинарные, гражданско-правовые.

   Существует  также  классификация   правонарушений   на   основе   наличия

экономических, социальных, политический отношений  общества. В связи  с  этим

различают три  вида правонарушений:

   -  в  области экономических отношений  (собственность, труд, распределение,

и другие)

   - в области  социально  -  бытовых  отношений  (семья,  быт,  общественный

порядок)

   -   в   сфере   управления   (деятельность   государственного   аппарата,

общегражданские обязанности).

   Можно  также различать правонарушения, посягающие на:

   - духовные  или материальные блага

   - общественные или личные интересы

   Каждая  классификация  в  известной   степени  условна,  поскольку   между

различными  правонарушениями  проявляется  определенная   связь.   Например,

совершение правонарушения одним человеком  может  предопределить  совершение

Информация о работе Понятие и признаки правового государства