Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового
государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и
обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и
основу.
граждан, реальность которых не должна увязываться с наличием или
отсутствием специального
акта, касающегося механизма
указанной группы
Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной
стороны, и готовность
внести в них необходимые
вызванные реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой
те правила, которыми
должен руководствоваться
Законодательные акты, даже те, которые касаются важнейших сторон
государственной и общественной жизни, часто не отвечают требованиям
нормативности и
становятся реальными
регуляторами общественных
приводят к сколько-нибудь
значительному социальному
на все призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов.
Необходимо установить
высокое качество
установить механизм самореализации правовых норм, которые будут
способствовать становлению правового государства.
Конкретно-исторический опыт становления и развития правовой
государственности
политическими условиями,
уровнем общественного
субъективными факторами, национальными и историческими традициями. Одним
из таких условий
является существование
в границах данного государства. Ученые-юристы, занимающиеся
разработкой проблем
правового государства и
его основ прежде всего с реализацией принципа верховенства закона как
основной общедемократической
ценностью, уделили внимание
правового закона, необходимости придания законам, в том числе и
Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и локального
нормотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих их
полное соответствие закону. Но реализация этих идей возможна лишь
при наличии единого
правового пространства как
становления правовой государственности. "Война законов", начавшаяся с
принятием бывшими
союзными республиками
суверенитете, одним из
положений которых
республиканского
битвы" становится
правовое пространство
государственного
признании приоритета
законодательства республик,
России. Логическим завершением данного процесса явился парад
локальных суверенитетов, который выражается в принятии конституций
республиками, не соответствующих
Конституции Российской
многим фундаментальным вопросам (Степное Уложение Республики Калмыкия -
Хальмг-Тангч; конституции Республики Коми, Республики Башкортостана,
Республики Карелия). А именно: по вопросам нарушения прав и свобод
человека (ущемляются права граждан русскоязычного населения на
территориях республик);
декларируется приоритет
законодательства республик;
устанавливаются собственные
системы (предмет
провозглашается право назначения высших должностных лиц в республике
высшими органами власти
республик (приоритет
покушение на совместные предметы ведения Российской Федерации и
республик (относят
исключительно к ведению
В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76 и
др.) закреплено верховенство
Конституции Российской
федеральных законов на всей территории России. Ст.15 гласит:
"Конституция Российской
Федерации имеет высшую
действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы
и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции Российской Федерации". Согласно статье 72
Конституции Российской
Федерации обеспечение
и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев,
областей, городов федерального значения, автономной области, автономных
округов Конституции
Российской Федерации и
в совместном ведении
Российской Федерации и
Федерации. Таким образом, единое правовое пространство как необходимое
условие становления
и формирования правового
Необходимо обеспечить
соответствие конституций и
уставов и иных нормативных
правовых актов краев,
федерального значения,
автономной области,
Конституции Российской
Федерации и федеральным
выполняет Конституционный
Суд Российской Федерации.
Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд
Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции
Российской Федерации:
федеральных законов,
Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской
Федерации; конституций
также законов и
иных нормативных актов
изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной
власти Российской
Федерации и совместному
государственной власти
Российской Федерации и
власти субъектов Российской
Федерации; договоров между
государственной власти Российской Федерации органами государственной
власти субъектов Российской
Федерации, договоров между
государственной власти
субъектов Российской
в силу международных договоров. А также разрешает споры о компетенции
между федеральными
органами государственной
государственной власти
Российской Федерации и
власти субъектов Российской
Федерации, между высшими
органами субъектов Российской Федерации.
В современном
закона сопряжена с
наличием единого правового
приоритетное значение
имеет принцип верховенства
от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми
действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая
ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат
конституционному контролю. Это означает, что они могут быть
опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности
или, напротив, после
определенной судебной
соответствующие конституции и иным законам.
Идея единого правового
пространства становится
Западной Европы концепция правового пространства наряду с концепцией
европейского экономического пространства, получает все большее
признание, и выражается
в борьбе с терроризмом,
праве убежища, отношениями
между правоохранительными
В правовом государстве
существуют определенные
которые обеспечивают
соблюдение и исполнение
социально-экономические, политические, юридические и международные
гарантии. Политические гарантии законности - это прежде всего
демократизм общественного
и государственного строя,
идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами
государства. Социально-
многообразие форм
собственности, создание
развития, обеспечение им равной защиты, свободное
предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями
к производительному
и творческому труду,
найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям
относятся следующие: нормативная урегулированность законами или
подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом
закреплении, эффективная
деятельность специальных
контролирующих соблюдение
законов, а также
привлечение к юридической
ответственности должностых
на права и свободы
граждан. К международным
деятельность международных
организаций,
по контролю за соблюдением прав человека в различных странах,
инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается
законодательство, закрепляющее
права и свободы граждан,
обращаться в международные
органы за защитой своих
Законность и правовое государство - категории во многом
тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует
безусловного соблюдения
законодательства всеми
сферы, в то время
как правовое государство
требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной
власти. Поэтому реализация режима правового государства означает
торжество закона прежде всего в деятельности властных структур -
государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их
должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к
превращению закона
в самостоятельную,
жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.
Таким образом, рассмотрев
такие аспекты правового
как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к
основной функции правового государства.
2.5 Права и свободы человека в системе ценностей.
Верховенство закона
подразумевает не столько
разновидности нормативно-
актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами
общества действующим законодательством. В правовом государстве любое
ущемление прав человека недопустимо. Более того, правовое государство
обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав
и защищать их. В
этой связи принципиальное
правового равенства
в различных сферах жизни
решение предполагает
создание государством
обеспечивающих такое равенство.
Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому
государству, содержится в международных актах. Это прежде всего
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948г., Международный
пакт об экономических,
культурных правах, Международный
пакт о гражданских и
правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря
1966г.
Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и
гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в
них придается юридической защищенности личности, которая немыслима без
презумпции невиновности.
Презумпция же невиновности
подлинно демократическое государство признает, что все вопросы,
связанные с виновностью или невиновностью граждан в совершении того или
иного преступления, следует
решать только в судебном
того, при рассмотрении
уголовных дел, по которым
смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд
присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49
Конституции Российской Федерации.
Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году
состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются
свободными и равными
по своему достоинству и
разумом и совестью
и должны поступать в
братства". Далее в
ней указывается на