Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового
государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и
обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и
основу.
Согласно этой теории
смешение, соединение властей (
исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато
опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода
личности. Поэтому для
того, чтобы предотвратить
авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти
должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и
функционирует правовым способом: государственные органы действуют в
рамках своей компетенции,
не подменяя друг друга;
взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях
государственных органов,
осуществляющих
и судебную власть.
Принцип разделения
властей на законодательную,
судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и
не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении
в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью
полномочий другой. Принцип разделения властей становится
жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и
противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов"
устраняет всякую почву
для узурпации полномочий
обеспечивает нормальное
функционирование органов
Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических
государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением
государственной власти на "три власти" федеративное устройство
является также способом децентрализации и "разделения" власти,
предупреждающим ее концентрацию.
Теперь, основываясь на
Конституции Российской
принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской
Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на
основе разделения на
и судебную. Органы
законодательной,
самостоятельны".
К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся:
Федеральное Собрание
(Совет Федерации и
палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав
Российской Федерации;
органы власти других
Федерации; местные органы государственной власти.
К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:
- Президент Российской Федерации;
- Совет Министров Российской Федерации;
- Высшие должностные лица
республик, избираемые
Законодательными Собраниями;
- Правительство республик;
- Органы администрации других субъектов Российской Федерации.
К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
- суды республик и других субъектов РФ;
- районные народные суды;
- суды специальной юрисдикции.
Федеральное Собрание
- парламент Российской
представительным и
законодательным органом
Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой. Закон
считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало
более половины от общего числа депутатов либо, если в течение
четырнадцати дней
он не будет рассмотрен
отклонения закона
Советом Федерации палаты
согласительную комиссию
для преодоления возникших
чего закон подлежит
повторному рассмотрению
Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего
числа депутатов, если
иное не предусмотрено
Федерации. Принятые законы в течение пяти дней передаются на
рассмотрение Совету
Федерации. Президент
главой государства,
гарантом Конституции
и свобод человека и гражданина; представляет Российскую Федерацию
внутри страны и в международных отношениях; представляет
Государственной Думе
предложение о назначении
правительства; ставит перед Государственной Думой вопрос об отставке
правительства; представляет
Государственной Думе
назначения на должность
Председателя Центрального
Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует
правительство Российской Федерации путем назначения на должность по
предложению Председателя
Правительства Российской
Председателя Правительства,
федеральных министерств;
кандидатуры для назначения
на должность судей
Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального
прокурора Российской
Федерации; назначает судей
судов; формирует
назначает и освобождает ее руководителя; назначает и освобождает высшее
командование Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен
и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными
органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти,
предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и
тоталитарную власть.
Этот принцип в
предполагает, что все
три власти одинаковы,
служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна
другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения
управленческой власти в авторитарную, а законодательной – во
"всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и
правосудие.
Но даже если соблюдено
требование разделения властей,
система "сдержек и противовесов", то государство еще не обязательно
является правовым. Поэтому мы переходим к следующему признаку
правового государства.
2.4 Верховенство закона. Верховенство закона в Российской Федерации
В правовом государстве
ни один государственный орган,
лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не
вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую
юридическую ответственность.
Когда мы ведем речь о
как нормативно-правового
акта, обладающего высшей
имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать
ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не
нарушать его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами,
вкладывать в его
содержание такой смысл,
законодателем. Кроме того, и все рядовые граждане должны в своем
поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего,
они должны быть
информированы о его
Правовое государство также предполагает правовую устойчивость
Конституции. Недопустимо
ее постоянное изменение,
обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства,
обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения,
которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию
Российской Федерации
противоречили природе
делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если
конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение,
обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.
Укрепление законности
остается актуальнейшей
центральная категория правового государства. Новая Конституция
Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей
внесла коррективы
в иерархию нормативно-
Российской Федерации
к федеральным законам
конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает,
что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные
конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного
ведения Российской
Федерации и субъектов
и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов
Федерации. Вне пределов
Федерации субъекты
Федерации осуществляют
регулирование. К правовым
актам субъектов Федерации
конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального
значения, автономных
областей и автономных округов,
нормативные правовые акты субъектов Федерации.
Все правовые акты,
издаваемые в Российской
противоречить Конституции
Российской Федерации,
могут противоречить
федеральным конституционным
Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов
противоречить федеральным
законам. В случае
федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон.
Федеральные конституционные
законы принимаются по
о статусе субъекта Федерации, о референдуме, о порядке деятельности
Правительства РФ (ч. 2 ст.114); о судебной системе РФ (ч.3 ст.118), о
полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, о порядке
введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее
местностях (ст.87) и др.
Предусмотрено принятие
федеральных законов по
прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2; статуса
столицы РФ (ч.2 ст.70), о системе налогов и сборов (ч.2 ст.70),
федерального устройства государства; общим принципам организации
представительных и
исполнительных органов,
Государственной думы, формирования Совета Федерации и др.
По вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Совета Федерации (о
назначении счетной палаты) и Государственной Думы (акт об амнистии)
каждая палата принимает собственные постановления. По всем другим
вопросам, прямо не
отнесенным к компетенции
возможно лишь принятие федеральных законов.
Президент Российской
Федерации издает указы и
не противоречат Конституции
и обязательны на всей
Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и
распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению
на всей территории
Российской Федерации и
Российской Федерации,
федеральных законах,
Президента.
Конституция Российской Федерации - юридическая база всего
законодательства, в которой
закреплены основы
и политической организации общества, устанавливается механизм
государственной власти и управления, основные права и обязанности
граждан. Отсюда и
значение Конституции как
Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала
реальное место в
правовой системе, имела
Конституция закрепляет
основные положения всех
общественной жизни,
поэтому для практической
правило, необходимы
вторичные законодательные
конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для
их претворения в
жизнь. Однако в важнейших
Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы
выступать в качестве
источника норм прямого
для государственных органов, должностных лиц. К числу таким норм,
относятся те, которые
закрепляют основные права,