Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:44, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство и гражданское общество». Проблема соотношения правового государства и гражданского общества, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор, вопрос о взаимоотношении власти и общества, стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.
Введение………………………………………………………………………………………………………......3
I Понятие и принципы правового государства, его сущность ……..……………….6
1. История становления правово государства……………………………………………….20
2. Политика: понятие, элементы и основные подходы ……………………………….22
3. Гражданское общество: понятие, структура и его сущность……………………25
II Развитие идеи правового государства в России………………………………………29
III Условия формирования правового государства………………………………………38
1. Правовое государство и современность…………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы……………………………………………………………..46
Первый этап - со второй половины XIXв. и вплоть до
Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985г.; и третий
этап - с 1985 г. и вплоть до настоящего
времени. Каждый этап соотносится с определенным
периодом развития российского общества
и государства и имеет свои особенности.
Характерными особенностями первого этапа
формирования и развития идей правового
государства в России являются следующие.
Во-первых, становление и развитие их под
сильным воздействием западных демократических
идей. Речь при этом идет не только о традиционном
влиянии на российскую политическую мысль,
скажем, идей Вольтера, считавшего, что
"чем больше законы, созданные по договору
между людьми, приближаются к естественному
закону, тем более сносна жизнь", или
учений Руссо, Дидро, Локка, Гельвеция,
Гольбаха или Монтескье. Большое влияние
оказывали также и "рядовые" исследователи
государственно-правовой материи, развивавшие
идеи правового государства.
Среди западных авторов, разделявших идеи
правового государства, в качестве примера
можно указать на А. Ленинга, выступавшего
против всесилия государства, в котором
не может быть свободных граждан, а есть
только "несвободные рабы". Можно
сослаться также на К. Штаммлера, развивавшего
идеи о том, что право есть такое правило
поведения, которое должно соблюдаться
не только рядовыми гражданами и их организациями,
но и самой властью, его устанавливающей.
При этом "данное право действует до
тех пор, пока не будет заменено новым
правилом". Если же "власть, установившая
правило, не считает нужным его соблюдать",
а действует по своему усмотрению, то в
таком случае право сменяется произволом.
Во-вторых, формирование и развитие идей
правового государства в России, в рассматриваемый
период, осуществлялось в условиях сохранения
сильной самодержавной власти, в противоборстве
(явном или скрытом) с идеями просвещенного
абсолютизма. В сознании многих просвещенных
людей по-прежнему доминировали автократические
идеи о священности и неприкосновенности
монархической власти, о единственном
пути дальнейшего развития России через
ее (этой власти) укрепление и совершенствование.
По-прежнему, в обществе были широко распространены
и пользовались активной поддержкой, особенно
в правящих кругах, идеи, высказанные еще
Н. Карамзиным в его известной "Записке
о древней и новой России" (1811 г.), адресованной
Александру I, в которой он решительно
выступал против, какого бы то ни было,
законодательного ограничения самодержавия.
Россия, писал он, всегда "основывалась
победами и единоначалием, гибла от разновластия,
а спасалась мудрым самодержавием".
Власть монарха всегда должна быть выше
закона. Монарх может все, по мнению Карамзина,
но он не может ограничить свою власть
законом. Даже сама постановка вопроса
о подчинении самодержавной власти закону,
не говоря уже о принятии конституции,
ограничивающей эту власть, "грозит
России гибелью".
К тому же принятие конституции в условиях
самодержавия - дело бессмысленное. Ибо
кто посмеет помешать, монарху нарушить
ее? А в случае нарушения - кто отважится
предъявить ему претензии или объявить
его преступником? Никто, заключал историк,
и тут же добавлял для убедительности,
что "всякое русское сердце содрогнется,
от сей ужасной мысли".
Идеи просвещенного абсолютизма, в столкновении
и противоборстве с которыми в России
в рассматриваемый период зарождались
и развивались идеи правового государства,
доминировали не только в сознании значительной
части российских подданных, но и материализовались
в основной массе законодательных актов.
Так, по-прежнему продолжало сохраняться
"метаюридическое", по определению
С.А. Котляревского, "право монарха спасать
Россию". По-прежнему законодательно
закреплялось и строго соблюдалось положение
о том, что "особа государя священна
и неприкосновенна", а сам монарх обладал
огромной законодательной и исполнительной
властью. В соответствии с теми же, упоминавшимися
уже ранее, "Основными государственными
законами", он являлся "державным
вождем российской армии и флота", верховным
"руководителем всех внешних сношений
Российского государства с иностранными
державами", имел право объявлять войну
и заключать мир, равно как договоры с
иностранными государствами, обладал
полномочиями на "объявление местности
на военном или исключительном положении"
и т.д. Однако, вместе с тем и в российском
законодательстве, и в научной юридической
литературе рассматриваемого периода
все большую популярность и значимость
стали приобретать либерально-демократические
правовые мотивы.
И, в-третьих, формирование, и развитие
идей правового государства в России на
рубеже XIX-XX вв. осуществлялись на фоне
и в контексте бурных академических дискуссий
о соотношении государства и права не
только на этом этапе, но и на самой первой,
изначальной стадии их возникновения
и развития.
Констатируя данный факт, Г. Шершеневич
писал, что в юридической науке сложились
два диаметрально противоположных мнения
по вопросу о том, что является первичным, а
что - вторичным: государство или право?
Что изначально предшествует чему: государство
- праву или же наоборот?
Сторонники первой точки зрения, исходящей
из того, что государство исторически
и генетически предшествует праву, рассуждают
следующим образом. Норма права всегда
есть не что иное, как требование государства.
Государство, являясь источником права,
очевидно, само не может быть обусловлено
правом. "Государственная власть оказывается
над правом, а не под правом. Государство
есть явление первичное, право - вторичное".
Такова теория первенства государства,
на которой строится "определение права
по признаку принудительности". Противоположного
мнения придерживаются сторонники теории
изначального первенства права над государством.
Их кредо состоит в следующем: государственная
власть по своей природе носит правовой
характер. В основе государственной власти
лежит не факт, а право. Государство не
может быть источником права, потому что
оно само вытекает из права. Над государством
находится право, которое изначально его
ограничивает и сдерживает. Данные точки
зрения и продолжающиеся до сих пор споры
о соотношении государства и права имеют
далеко не академический характер, как
может показаться на первый взгляд. Это
не только две противоположные точки зрения
на один из спорных в науке вопросов, резонно
замечал Г.Ф. Шершеневич. Это - "два противоположных
миросозерцания в области обществоведения".
В зависимости от того, какая в юридической
науке и общественном сознании доминирует
точка зрения, могут последовать и соответствующие,
далеко идущие практические выводы.
Признаки перехода все большего числа
российских юристов на рубеже XIX-XX вв. на
позиции теории "первенства права"
перед государством и государственной
властью наблюдались и в других отношениях.
Например, в отношении оценки характера,
так называемого, чрезвычайно-указного
права. Как справедливо отмечал С. Котляровский,
исторически чрезвычайно-указное право
в конституционном государстве "есть
прямое наследие абсолютной монархии,
где волеизъявления главы государства
могли иметь силу закона. Мы его находим
по преимуществу в государствах с сильной
монархической властью". Чрезвычайно-указное
право действовало в тот период в Австрии,
Пруссии, Болгарии, Японии и России.
Если на ранних этапах развития общества,
с момента введения института чрезвычайно-указного
права, по сути означавшего отказ, в случае
"чрезвычайной необходимости" от
принципа верховенства закона, данный
институт пользовался довольно широкой
поддержкой, не только российских правящих,
но и не причастных к власти интеллектуальных
кругов, то со временем, отношение к нему
довольно резко изменилось в пользу верховенства
закона. Далее мы можем наблюдать, констатировал
Последнее подтверждалось также тем
огромным интересом, который проявился
у отечественных ученых-юристов, в рассматриваемый
период, к таким атрибутам правового государства,
как принцип разделения властей, народный
суверенитет, права человека и гражданина,
отвлеченный анализ которых, по словам
С. Котляревского, "решительно бессилен
объяснить оказанное им могущественное
и действенное влияние, подъемы глубокой
веры и острого скептицизма, увлечения
и враждебности, которые соединялись с
ними в вековых и массовых переживаниях".
Следует особо отметить глубокий интерес
российских исследователей также к проблемам
"правового самоограничения" государственной
власти, подсказанный, согласно представлению
Г.Ф. Шершеневича, благоразумием и "хорошо
осознанным интересом". Чем отличается
государство, образованное насилием ("разбойническим"
путем), от обычной, хорошо организованной
шайки разбойников? "Отличие образованного
таким началом государства от шайки"
обнаруживается, во-первых, в том, что государственная
власть проявляет свою волю в нормах, которые
сама устанавливает, сама изменяет, сама
же и соблюдает до тех пор, пока они не
заменяются новыми. А, во-вторых, в том,
что государство, в отличие от шайки, пользующейся
силой для разрушительных целей, обращает
свою силу на созидательные цели.
"Считаясь" с созданным самой государственной
властью правом, государство, таким образом,
далеко уходит от шайки разбойников, -
приходит к выводу Г.Ф. Шершеневич. "Но
всё же не следует забывать, что государство
нередко возникало из шайки, и что оно
снова может подойти к ней, насколько в
государстве право сменится произволом".
Наряду со сказанным, важное значение
для развития идей правового государства
в России, имела разработка проблем гражданского
общества и конституционного государства.
Согласно, бытовавшему в отечественной
юридической литературе в начале XXв, мнению,
конституционное государство представляло
собой не что иное, как "практическое
осуществление идеи правового государства".
Эта идея, писал
Одним из важнейших условий нормального
функционирования правового государства
в этот период считалось не только осуществление
на практике принципа разделения властей,
но и постоянное поддержание баланса властей.
Особое внимание при этом обращалось на
предотвращение наиболее часто встречающихся
в политической жизни разных стран попыток
узурпации всей государственной власти
со стороны исполнительной власти.
Гарантиями против такого захвата власти
должно служить, по мнению
Ф. Кистяковского и других авторов, следующее.
Во-первых, "право народного представительства
ежегодно определять бюджет и численность
армии", ставящее в зависимость от законодательной
власти те "материальные и личные силы
государства", которыми распоряжается
исполнительная власть.
Во-вторых, ответственность министров
перед народным представительством, выражающаяся
в праве последнего делать им запросы,
выражать свое мнение по поводу действий
и передавать их суду за преступления
по должности. Это же во многих странах
касается и главы государства, который,
может быть, привлечен к ответственности
парламентом за преступления. И в третьих,
право судебной власти "в конкретных
случаях, подлежащих ее рассмотрению,
проверять законность правительственных
распоряжений и оставлять без исполнения
распоряжения, не согласные с законом".
Определенное внимание в плане развития
идей правового государства в рассматриваемый
период отечественными авторами уделялось
вопросам законности и качества права.
Государственная власть, писал в связи
с этим И. Михайловский, имеет право, а
нередко и обязана применять силу для
воздействия на нарушителей правопорядка.
Это применение права может принимать
"самые резкие формы". Но все такие
меры только тогда могут произвести на
население "благоприятный психологический
эффект", когда власть не будет забывать
прекрасной поговорки: "Право должно
быть сильным, но для того, чтобы быть сильным,
оно должно быть правом". Иными словами,
предпринимаемые государством меры "ни
на волос не должны выходить из границ
строгой законности", должны быть "обставлены
всеми надлежащими гарантиями" и, наконец,
должны применяться "для охраны юридических
норм в настоящем, высоком смысле этого
слова". Кроме названных вопросов, касающихся
концепции правового государства, в центре
внимания российских ученых-юристов, на
рубеже XIX-XX вв., стояли и другие вопросы.
Рассматриваемый период, вне всякого сомнения,
был одним из самых плодотворных для отечественных
исследователей периодом в плане разработки
идей правового государства.
Следующий условно выделяемый нами
в учебных целях этап развития идей правового
государства в России с 1917 по 1985 г. не отличался
особой позитивной активностью. Скорее,
даже наоборот. В практическом отношении,
в плане не только теоретической разработки,
но и практического внедрения в жизнь
идей правового государства данный период
в российской государственно-правовой
истории был, несомненно, шагом назад.
Анализ научных источников и официальных
документов этого периода со всей очевидностью
свидетельствуют о том, что на данном этапе
развития нашего общества не было недостатка
в научных трудах и решениях государственных
и партийных властей, в которых бы в той
или иной мере не развивались идеи, созвучные
идеям правового государства. Это и идеи
разделения функций партийных и государственных
органов, и идеи все более активного участия
широких слоев населения в управлении
делами общества и государства, и провозглашение
принципа "все во имя человека", все
для блага человека", и развитие идей
общенародного государства, и многое другое.
Более того, в 60-80-е годы в нашей стране
проводились дискуссии о соотношении
права и закона, где подвергался сомнению
издавна сложившийся тезис о том, что право
и закон есть идентичные явления и понятия,
что закон как ведущий нормативно-правовой
акт, исходящий от государства, всегда
имеет правовой характер.
В этот же советский период развивались
идеи "государства законности" и
конституционности, уделялось значительное
внимание повышению жизненного уровня
трудящихся масс, гарантиям их социально-экономических
прав и свобод. Однако многие теоретические
разработки идей, созвучных идеям правового
или "около-правового" государства
в рассматриваемый период, так и остались
не чем иным, как лишь теоретическими разработками.
На практике, особенно в 30-40-е годы - период
сталинских репрессий и беззакония в стране,
торжествовали совсем иные идеи и принципы.
Значительный шаг в развитии идей правового
государства в России был сделан за период
с 1985г. по настоящее время, за годы так
называемой перестройки и постперестройки.
Именно в этот период были расширены политические
права и свободы российских граждан, упразднена
политическая цензура, сняты все ограничения
с так называемых запретных тем. В Конституции
Российской Федерации 1993г. были зафиксированы
такие ассоциирующиеся с теорией правового
государства принципы и положения, как
принцип плюрализма в политической жизни
и идеологии, принцип верховенства закона,
принцип разделения и относительной самостоятельности
законодательной, исполнительной и судебной
властей, и др. Наконец, нельзя не упомянуть
о том, что в Конституции 1993г, впервые в
российской истории, было закреплено положение,
согласно которому Российское государство
представляется не иначе, как социальное,
правовое государство. Разумеется, такое
представление о Российском государстве,
где бурно процветают криминал и мздоимство,
сочетающиеся с обнищанием и социально-экономическим
бесправием трудовых масс, выглядит явным
преувеличением. Для Конституции России
1993 г. "правовое государство", не имеющее
под собой реальной основы, это такой же
политико-идеологический штамп, как никогда
не существовавшее "государство диктатуры
пролетариата" - для Конституции СССР
1936 г. или "общенародное государство"
- для Конституции РСФСР 1978г. К тому же
следует учитывать тот осознанный еще
в дореволюционной России факт, что любое
государство, включая Российское, никогда
в силу объективных и субъективных причин
не сможет стать правовым "до конца".
Как
отмечал С. Котляревский, "приходится
считаться со слабостью и неотчетливостью
правовых запросов, предъявляемых в данном
обществе к государственной власти",
а также с тем, что здесь действует еще
и простой инстинкт политического самосохранения,
присущий "всякому жизнеспособному
государству, при самых различных формах
правления".22
Дело в том, что "правовой запрос",
т.е. необходимость строгого соблюдения
действующего законодательства, иногда
сталкивается, по мнению автора, с исключительно
важными для выживания государства обстоятельствами,
когда первое подвергается сомнению и
испытанию со стороны второго. Это, конечно,
не значит, что в таких обстоятельствах
право становится "чем-то второстепенным
для государства, чуть не предметом роскоши
для его сочленов". Это лишь означает,
что "в известные исключительные моменты
государственной жизни, потребность дать
возможно полное осуществление господству
права встречает преграду в еще более
сильной потребности, неустранимой, как
объективный мир". Вопрос о том, может
ли государство последовательно соблюдать
издаваемые им же самим правовые акты
и должно ли оно это делать при любых, даже
самых чрезвычайных для его выживания
обстоятельствах, иными словами - может
ли государство "стать правовым до конца",
является весьма спорным в научной литературе.
Вполне справедливо и обоснованно, как
представляется, доминирует точка зрения,
согласно которой государство не может
себе позволить в одних случаях соблюдать
действующее законодательство, а в других
- не соблюдать. Оно должно в любых обстоятельствах
строго следовать правовым предписаниям.
Однако, тем не менее, такая проблема существует,
споры вокруг нее ведутся, и это нельзя
не учитывать при решении вопроса о том,
что такое правовое государство и может
ли становящееся на путь демократических
преобразований, "обычное" государство
до конца стать правовым.
III Условия формирования правового государства
Верховенство легитимного закона складывается тогда, когда тому способствуют экономические, социальные и политические предпосылки: раскрепощённый производитель, независимый потребитель, равноправный гражданин, свободная личность, демократическая политическая система в целом. Безусловно, нельзя говорить о независимости России с точки зрения экономики. Что же касается развитости частной собственности, в ст. 35 Конституции сказано: «Право частной собственности охраняется законом». Гражданское общество в подлинном смысле – это общество частных собственников. В Конституции утверждены такие права, свободы и обязанности, как: право частной собственности; право на предпринимательскую и иную не запрещённую законом экономическую деятельность (ст. 34); право на землю (ст. 36); право на жилище (ч. 1 ст. 40), обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). К правам в социальной области можно отнести право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст. 37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Далеко не все эти права соблюдаются. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, является составной частью правовой системы России.23 Право граждан на защиту от безработицы не соблюдается. А установленные методы исчисления и размер пенсий не гарантируют даже самого основополагающего права: права на жизнь.
Другим немаловажным условием существования правового государства является достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, выработка у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры. Важным представляется выработка у населения навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетенции для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.
Под правовой культурой принято понимать совокупность знаний, правопредписаний, умений и навыков их правомерного использования в своей повседневной жизни и деятельности и убеждённость, стремление, желание действовать так, как того требуют законы и подзаконные акты. Из данного определения видно, что держателем правовой культуры, культурным с позиции закона, может быть признан только тот член общества, который знает законодательство, умеет им воспользоваться не в ущерб государству, обществу, народу. Правовая культура есть средство достижения должного уровня правосознания, важное направление в борьбе за государство во главе с законом, который не будет делить граждан на важных, главных и второстепенных. Законы, законопредписания могут и должны делить членов общества лишь на две категории: законопослушных и правонарушителей.
Необходимо расширить правовое воспитание российских граждан, постоянно информируя их о правах, возможностях защиты, утвердить в них веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой жизни. Сложность становления правовой культуры в России состоит в том, что в настоящее время не сформировано правовое мировоззрение, соответствующее нынешнему состоянию российского общества. Правовое мировоззрение, господствующее в государствах с развитой правовой культурой и базирующееся на понимании права как важнейшего средства защиты прав личности от возможного произвола со стороны государства, к сожалению, не может быть в полной мере воспринято россиянами в исторически короткий отрезок времени. Концепция переходного периода в формировании правовой культуры должна учитывать разность, даже полярность мировоззренческих взглядов российских граждан, оказавшихся в тяжелейших условиях революционного обновления общества.
Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в России является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, только отдаляют страну от правового государства. «Конституционная модель российской правовой государственности остаётся ещё не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов и принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов. Существенное значение имеет формирование авторитетной и независимой судебной власти – мощной защитницы конституционализма, конституционной законности и правопорядка в стране. Независимая судебная власть (включая Конституционный Суд РФ) должна укрепить правовой профиль российской государственности, значительно облегчить нагрузки двух первых властей, понизить напряжённость в их взаимоотношениях, усилить момент их согласованного взаимодействия».24
Одним из существенных условий формирования и функционирования правового государства является наличие в стране гражданского общества. В отечественной и зарубежной литературе существует довольно много не совпадающих друг с другом представлений о понятии гражданского общества и о характере его соотношения с государством. Нередко, например, гражданское общество понимается как система противостоящих государству и «конкурирующих между собой взглядов, интересов и воззрений отдельных социальных групп и индивидов», как комплекс различных общественных объединений и движений, связанных между собой личными и общественными интересами, «экономическими взаимозависимостями», а также правовыми и неправовыми правилами и обычаями. Среди составных частей гражданского общества при этом выделяются прежде всего такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения бизнесменов и др. Все имеют относительную самостоятельность по отношению друг к другу, а также независимость от государства.
Гражданское общество рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства, поскольку оно имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но одновременно и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона.
1. Правовое государство и современность
Полное
достижение принципов правового
государства является идеалом, который
недостижим, но к которому нужно
стремиться. По мнению учёных, в настоящее
время принципы правового государства
в наибольшем объеме реализованы
в большинстве европейских
По Конституции РФ Россия является правовым государством, однако многие25 утверждают, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Нигера и Того (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи), причём в последние годы этот показатель падал. В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран (ниже Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др.; из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла).
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество