Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие, основные черты и признаки правового государства;

- раскрыть принцип организации деятельности правового государства;

- изучить возникновение и развитие идеи правового государства;

- проанализировать условия формирования правового государства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…………….3

1. Понятие и принципы правового государства……………………….………5

1.1 Понятие, основные черты и признаки правового государства…………5

1.2 Принцип организации деятельности правового государства…………13

2. Развитие идей правового государства в России………………..……….…16

2.1 Возникновение и развитие идеи правового государства……………....16

2.2 Экономические, социальные и нравственные основы правового государства…………………………………………………………..……….18

3. Условия формирования правового государства………………………..…20

3.1 Основные условия формирования правового государства…………..20

3.2 Теория и практика формирования правового государства
в современном российском обществе…………………….………..……….21

Заключение…………………………………………………….…………………31

Библиографический список……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Правовое государство и гражданское общество.doc

— 159.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание 
 
 
 

Введение……………………………………………………………..…………….3

1. Понятие и  принципы правового государства……………………….………5

    1.1 Понятие,  основные черты и признаки  правового государства…………5

    1.2 Принцип  организации деятельности правового  государства…………13

2. Развитие идей правового государства в России………………..……….…16

    2.1 Возникновение  и развитие идеи правового  государства……………....16

    2.2 Экономические,  социальные и нравственные основы  правового государства…………………………………………………………..……….18

3. Условия формирования  правового государства………………………..…20

    3.1   Основные условия формирования правового государства…………..20

    3.2 Теория  и практика формирования правового  государства  
    в современном российском обществе…………………….………..……….21

Заключение…………………………………………………….…………………31

Библиографический список……………………………………………………..34

 

Введение 

       Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом).

       И в концепции известного современного социолога Фукуямы либерально-демократическое государство - это венец политико-правового творения человечества, «лучше, как говорится, не придумать». И, следовательно, надо законсервировать это детище либеральной идеологии и практики на века, пользуясь, разумеется, благами, которые дает обществу такое государство.

       Эти и другие концепции (анархические, эсхатологические и т. д.) вытекают органично из различного понимания государства и права, предписывают и современной теории государства и права заглянуть за горизонты государства и права. Что может эта теория сказать о судьбе предмета своих научных интересов?

       Ответу  на этот и другие сходные вопросы  и посвящена данная работа. Ее цель – изучение основных идей правового государства, его понятия и основных признаков, а также особенностей гражданского общества. Для раскрытия вышеназванных тем будут последовательно рассмотрены следующие задачи: развитие концепции, основные черты правового государства и его формирование в России; характеристика гражданского общества и основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства в гражданском обществе; сравнение правового государства с социальным.

       Исходя  из цели, были поставлены следующие  задачи:

       - рассмотреть понятие, основные черты и признаки правового государства;

       - раскрыть принцип организации  деятельности правового государства;

       - изучить возникновение и развитие  идеи правового государства;

       - проанализировать условия формирования  правового государства. 
 

 

1. Понятие и принципы  правового государства 

       1.1 Понятие, основные  черты и признаки  правового государства 

       Термин  правовое государство состоит из двух частей:

  • Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств  производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
  • Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством1.

       Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: «Для юриста ответить, что  такое право, так же сложно, как  Логике, что такое Истина».

       Всякое  государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов, государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

         Общественным сознанием правовое  государство воспринимается как  такой тип государства, власть  которого основана на праве,  правом ограничивается и через право реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему2.

       В идее правового государства можно  выделить два главных элемента:

       1) свободу человека, наиболее полное  обеспечение его прав;

       2) ограничение правом государственной  власти.

       Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

       Сущность  правового государства и заключается именно в связывании, ограничении правом государства. В этом вопросе, право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. В связи с тем, что политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимо создавать надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон её необоснованному и незаконному превышению, ущемлению прав человека.

       Правовые  ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством - утверждается верховенство первого: и право возвышается над государством.

       Поэтому можно сказать, что правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений3.

       Реализация  основных признаков правового государства  является одним из условий его  формирования, и они  отражают направление  движения к цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового государства, которые будут ему свойственны, и отражать его различные стороны. Основными отличительными чертами правового государства, как представляется, его сущностными характеристиками,  можно выделить следующие:

  • верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
  • организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций;
  • обеспечение взаимной ответственности государства и граждан4.

       Верховенство  закона во всех сферах общественной жизни

       В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни, нуждающиеся в правовом регулировании.

       Нормативно-правовые акты в зависимости от своей юридической  силы, образуют систему законодательства.

       Юридическая сила - это степень подчиненности  данного нормативно-правового акта, его местом в иерархии правовых актов. Конституция обладает высшей юридической силой. Ни один человек, ни одна ветвь власти не имеет право игнорировать конституцию. Там закреплены фундаментальные основы жизнедеятельности общества. Являясь основным законом государства, Конституция формулирует правовые принципы государственной и общественной жизни. Она представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

       Следом  за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно  выражают волю государства. Все остальные нормативно-правовые акты издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.

       Кроме законов в систему законодательства входят подзаконные акты правительства, министерств и ведомств. Они регулируют отношения в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики и подзаконные акты местных органов власти (регулируют вопросы местного значения). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

       Организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения властей.

       По  своей природе, по задачам и функциям деятельность государства неоднородна. Она делится на законодательную, исполнительную и судебную. Автором концепции «разделения властей» в ее классическом варианте явился Монтескье. При разработке он опирался на опыт своих предшественников: Платона, Аристотеля, Локка.

       Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.

       Однако  верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем  народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

       Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

       Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество