Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 23:31, курсовая работа
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы
Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовое государство: история идей и современность……………….5
2. Принципы правового государства………………………………………9
3. Понятие и структура гражданского общества………………………...14
4. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31
Правовое
государство и гражданское
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Проблема
соотношения гражданского общества
и государства, являющаяся предметом
исследования, принадлежит к числу
фундаментальных научных
Эта
проблема актуальна и сейчас. В
течении долгого времени
Гражданское общество – это спутник правового государства, т.е. правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество.
То, что тема весьма актуальна, особенно для нашей страны, вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения. Но, тем не менее, в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия "гражданское общество", в политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.
Объектом исследования в данной работе является государство, а предметом – его подлинно правовой характер, в котором только и могут быть обеспечены права и свободы личности.
Целью
данной работы является исследование
тенденции взаимного
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов.
В работе были использованы методы теоретического поиска: сравнительный, системно-структурный анализ различных источников, а также общенаучные методы: обобщение, анализ и синтез.
Нормативную основу исследования составляют различные статьи Конституции Республики Беларусь, принятой в 1994 году (с изменениями и дополнениями 1996 года), а именно: ст.ст. 1, 3, 79, 90, 97, 98, 99, 101, 106, 108, 112 и др.
Обзор основных источников позволяет сделать вывод о том, что выбранная тема исследования достаточно широко освещена в литературе. Наиболее общие теоретические вопросы, касающиеся понятия и системы правового государства содержат издания: Комаров С.А. «Общая теория государства и права», Общая теория государства и права под редакцией А.Ф. Вишневского и др. Вопросы, касающиеся особенностей формирования правового государства в Беларуси, наиболее полно описаны в изданиях Василевича Г. «На пути к державному эталону», Голованова В. «Мы избрали цивилизованный путь развития» и др.
15
марта отмечается годовщина
1.
Правовое государство:
история идей и современность
Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:
Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.
Для второй половины XX в. в конституционной организации государства характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства. Об этом говорит ст. 1 Конституции Республики Беларусь.
Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни уходит корнями в глубокую древность - в тот исторический период, когда возникли первые государства.
Теория
о правовом государстве зародилась
много веков тому назад в Древней
Греции. Именно античные мыслители
– Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель,
Полибий и др. – впервые определили
важнейший принцип правового
государства – принцип
Таким образом, государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли такие мыслители, как Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.
Французский
философ 18 века Жан Жак Руссо в
трактате «Принципы политического
права» разработал теорию общественного
договора, согласно которой государство
и гражданин строят свои отношения
на основании неписаного договора:
держава обязуется обеспечить гражданину
свободу и уважение его личности,
создает условия для реализации
его способностей, а гражданин
обязуется уважать и защищать
державу. В названом трактате Ж.Ж. Руссо
выразил идею народного суверенитета
и права народов вернуть себе
свободу, узурпированную тем или
иным деспотом. Свобода понимается
автором как добровольное, сознательное
повиновение разумным законам гражданского
общества. Здесь сформулирован второй
принцип правового государства,
суть которого состоит в свободе
личности, в уважении государством
человеческого достоинства, в примате
прав граждан над правами
Примерно
в то же время был сформулирован
еще один принцип правового государства
– принцип разделения власти на
несколько самостоятельных
В связи с этим следует признать, что свое классическое развитие теория разделения власти получила в работах Ш. Монтескье, называвшего три «рода» власти – законодательную, исполнительную и судебную. Обосновывая насущную необходимость разделения власти, Ш. Монтескье писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом [9; c. 126].
Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя».
На
американском континенте идеи правового
государства воплотил в своей
практической деятельности автор «Декларации
независимости Соединенных
Таким
образом, включенные в «Декларацию»
естественные права человека превращались
в субъективные права отдельных
индивидов по отношению к государству
как целому. Для официальной
Значительный
вклад в обоснование теории правового
государства внесли такие мыслители
нового времени, как К. Ясперс и И.
Кант. И. Кант рассматривал государство
как объединение множества
Идеи о справедливом государстве и праве занимали значительное место в трудах знаменитых белорусских гуманистов Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана и др.
М. Литвин в трактате «О нравах татар, литовцев и московитян», написанном в середине 16 в., критикует феодальный общественный строй и право. Будучи сторонником частной собственности, он не соглашается с содержанием многих законов Великого Княжества Литовского, в соответствии с которыми крестьяне и мелкая служивая шляхта не имели права распоряжаться собственным имуществом без разрешения своего пана ил представителя государственной администрации [3; с. 9].
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество