Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовое государство: история идей и современность……………….5
2. Принципы правового государства………………………………………9
3. Понятие и структура гражданского общества………………………...14
4. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Правовое государство и гражданское общество cx.docx

— 72.10 Кб (Скачать)

Правовое  государство и гражданское общество

 

Содержание 
 
 

Введение………………………………………………………………………….3 

  1. Правовое  государство: история идей и современность……………….5
  2. Принципы правового государства………………………………………9
  3. Понятие и структура гражданского общества………………………...14
  4. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь………………………………………...21
 

Заключение ………………………………………………………………………29

Список  литературы………………………………………………………………31

 

Введение 
 

     Проблема  соотношения гражданского общества и государства, являющаяся предметом  исследования, принадлежит к числу  фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась  с возникновением государства. С  тех пор вопрос о взаимоотношении  власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось  причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

     Эта проблема актуальна и сейчас. В  течении долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве  и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее  время в Республике Беларусь формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

     Гражданское общество – это спутник правового  государства, т.е. правовое государство  появляется в той стране, в которой  существует не просто общество людей, а гражданское общество.

     То, что тема весьма актуальна, особенно для нашей страны, вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения. Но, тем не менее, в современной юриспруденции  нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия "гражданское общество", в политической науке до сих пор  существует достаточно большое число  разнообразных определений его  конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и  правовое государство рассматривается  по-разному. Учёные расходятся в своих  оценках этого феномена.

     Объектом  исследования в данной работе является государство, а предметом – его подлинно правовой характер, в котором только и могут быть обеспечены права и свободы личности.

     Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования  гражданского общества и правового  государства и на основе этого  сделать выводы.

     В ходе исследования перед автором  были поставлены следующие задачи:

  • описание идей правового государства в политико-правовой мысли;
  • рассмотрение принципов правового государства;
  • определение понятия и структуры гражданского общества;
  • выделение особенностей формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь

Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма  в целом. Понимание комплекса  отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации  общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает  именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой  государственности, и становление  полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов  социального и политического  процессов.

     В работе были использованы методы теоретического поиска: сравнительный, системно-структурный анализ различных источников, а также общенаучные методы: обобщение, анализ и синтез.

     Нормативную основу исследования составляют различные статьи Конституции Республики Беларусь, принятой в 1994 году (с изменениями и дополнениями 1996 года), а именно: ст.ст. 1, 3, 79, 90, 97, 98, 99, 101, 106, 108, 112 и др.

     Обзор основных источников позволяет сделать  вывод о том, что выбранная  тема исследования достаточно широко освещена в литературе. Наиболее общие  теоретические вопросы, касающиеся понятия и системы правового  государства содержат издания: Комаров  С.А. «Общая теория государства и  права», Общая теория государства  и права под  редакцией А.Ф. Вишневского и др. Вопросы, касающиеся особенностей формирования правового  государства в Беларуси, наиболее полно описаны в изданиях Василевича Г. «На пути к державному эталону», Голованова В. «Мы избрали цивилизованный путь развития» и др.

     15 марта отмечается годовщина Конституции  Республики Беларусь. Основной Закон  (с изменениями и дополнениями) стал рубежом, положившим конец  горбачевской анархии и вседозволенности. Он явился надежным фундаментом  для развития правовой системы  нашей страны. Именно возрождение  естественных законодательных актов  позволило нам приступить к  созданию правового государства,  оказавшегося в фокусе современной  цивилизации.

             

 

1. Правовое государство: история идей и современность 
 

     Правовое  государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

  • признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • верховенство правового закона;
  • организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей [10; c. 43].

     Рассматривая  современное состояние идей правового  государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.

     Для второй половины XX в. в конституционной организации государства характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства. Об этом говорит ст. 1 Конституции Республики Беларусь.

     Идея  утверждения права (или закона) в  общественной жизни уходит корнями в глубокую древность - в тот исторический период, когда возникли первые государства.

     Теория  о правовом государстве зародилась много веков тому назад в Древней  Греции. Именно античные мыслители  – Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий и др. – впервые определили важнейший принцип правового  государства – принцип господства закона над всеми, в том числе  и над правителями. Аристотель, в  частности, утверждал, что там, где  отсутствует власть закона, нет места  и какой-либо форме государственного строя, что закон должен властвовать  над всем. «Я, - писал Платон, - вижу близкую гибель того государства, где  закон не имеет силы и находится  под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». «Народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[16; c. 89].

      Таким образом, государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается  справедливой государственностью.

      Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние  на становление и развитие более  поздних прогрессивных учений о  правовом государстве.

      В период ранних буржуазных революций  в разработку концепции правовой государственности значительный вклад  внесли такие мыслители, как Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.

      Французский философ 18 века Жан Жак Руссо в  трактате «Принципы политического  права» разработал теорию общественного  договора, согласно которой государство  и гражданин строят свои отношения  на основании неписаного договора: держава обязуется обеспечить гражданину свободу и уважение его личности, создает условия для реализации его способностей, а гражданин  обязуется уважать и защищать державу. В названом трактате Ж.Ж. Руссо  выразил идею народного суверенитета и права народов вернуть себе свободу, узурпированную тем или  иным деспотом. Свобода понимается автором как добровольное, сознательное повиновение разумным законам гражданского общества. Здесь сформулирован второй принцип правового государства, суть которого состоит в свободе  личности, в уважении государством человеческого достоинства, в примате  прав граждан над правами государства [10; c. 49].

      Примерно  в то же время был сформулирован  еще один принцип правового государства  – принцип разделения власти на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Традиционно основоположниками  классического варианта теории разделения власти в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. Однако необходимо заметить, что Дж. Локк, разделяя власть на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинял каждую из них законодательным  органам, поскольку «тот выше, кто  может предписывать законы» [16; c. 91]. Он не выделяет отдельно судебную власть, считая ее основным элементом исполнительной власти.

      В связи с этим следует признать, что свое классическое развитие теория разделения власти получила в работах  Ш. Монтескье, называвшего три «рода» власти – законодательную, исполнительную и судебную. Обосновывая насущную необходимость разделения власти, Ш. Монтескье писал: «Когда законодательные  и исполнительные силы объединены в  одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом [9; c. 126].

      Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной  и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь  и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда  превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать  со всей ожесточенностью угнетателя».

      На  американском континенте идеи правового  государства воплотил в своей  практической деятельности автор «Декларации  независимости Соединенных Штатов Америки» Т. Джефферсон. Опираясь на теорию общественного договора Ж.Ж. Руссо, он подверг критике монархичекую форму правления и провозгласил принцип народного суверенитета, равенства всех людей перед законом. В «Декларации» Т. Джефферсон тожественно  провозглашает, что государство  создается для обеспечения неотчуждаемых  прав человека на «жизнь свободу и  стремление к счастью».

      Таким образом, включенные в «Декларацию» естественные права человека превращались в субъективные права отдельных  индивидов по отношению к государству  как  целому. Для официальной государственной  доктрины того времени это было совершенно новое положение, так как ранее  считалось, что правами людей  наделяет государство.

      Значительный  вклад в обоснование теории правового  государства внесли такие мыслители  нового времени, как К. Ясперс и И. Кант. И. Кант рассматривал государство  как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, и  считал, что законодатель должен руководствоваться  требованием: «…чего народ не может  решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Так оформился еще один принцип концепции правового  государства: источником политической власти в правовом государстве является народ; без реальной демократии не может  быть правового государства [10; c. 50].

      Идеи  о справедливом государстве и  праве занимали значительное место  в трудах знаменитых белорусских  гуманистов Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана и др.

      М. Литвин в трактате «О нравах татар, литовцев и московитян», написанном в середине 16 в., критикует феодальный общественный строй и право. Будучи сторонником частной собственности, он не соглашается с содержанием многих законов Великого Княжества Литовского, в соответствии с которыми крестьяне и мелкая служивая шляхта не имели права распоряжаться собственным имуществом без разрешения своего пана ил представителя государственной администрации [3; с. 9].

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество