Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовое государство: история идей и современность……………….5
2. Принципы правового государства………………………………………9
3. Понятие и структура гражданского общества………………………...14
4. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Правовое государство и гражданское общество cx.docx

— 72.10 Кб (Скачать)

    В паре взаимосвязанных феноменов  «общество – государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно  в паре «гражданское общество –  правовое государство» определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться  государству, становясь его содержанием  и отводя ему тем самым место  одной только политической формы.

     Таким образом, гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Гражданское общество является сообществом свободных индивидов и открытым социальным образованием, в котором обеспечиваются свобода слова, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Системообразующим началом общества является человек с его естественными потребностями и интересами. Составляющими частями и элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними. 
 

 

4. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь 
 

      Общество  – это исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся система  отношений между людьми, продукт  взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.

      Государство – это особым образом организованный разряд людей, систематически занимающихся управлением общества, особый вид  управления этим обществом, обеспечивая  территориальное, юридическое, политическое и духовное единство населения.

      Государство выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества.

      Таким образом, государство – это только часть общества, его политический элемент. В обществе оно играет ведущую  роль, так как занимает центральное  положение [17; c. 78].

      Государство по отношению к обществу выступает  как средство управления, ведения  общих дел, обеспечивает порядок  и безопасность. По отношению к  противникам общества – как внешним, так и внутренним – как орудие подавления и насилия.

      Общество  возникло раньше государства и поэтому  имеет более развитую историю  своего развития. Государство, рожденное  обществом, в ходе своего развития приобретает  самостоятельность, впрочем, достаточно условную, степень этой самостоятельности  постоянно применяется и зависит  от условий их взаимодействия, так  как в различных обществах  степень самостоятельности государства  от общества различна.

     Реальное  содержание правового государства  определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, приспособленничества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности. Как справедливо замечает известный  юрист  В.Яковлев, «нам нужны не только законы, не только власть, которая бы подчинялась законам, не только права  граждан и свободы, провозглашенные  в законах, - нам нужен такой  режим общественной жизни, при котором  соблюдение закона было бы совершенно обязательным, необходимым как для  рядового гражданина, так и для  высшего должностного лица нашего государства, любого органа власти, управлении и  т.д. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий соблюдение закона любым  и каждым» [6; c. 41].

      Господство  закона в Республике Беларусь практически стало реальным снизу доверху. Все правовые институты повернуты в сторону обеспечения прав человека, чтобы сбалансировать несправедливый перекос в системе отношений «государство – человек», который всегда был в пользу первого. В правовом государстве права и свободы своим гражданам держава не «дарует», как милость, а признает в качестве неотъемлемой собственности граждан. В правовом государстве держава перестает выступать в роли господина в отношениях с гражданином, а гражданин перестает быть «маленьким и послушным винтиком» в государственном механизме [1; c. 9].

      Разработчики  Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. ориентировались  на международно-правовые стандарты  в области прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации.

      Нередко под таким разделением понимают полное равенство и независимость  властей. С подобной трактовкой согласиться  нельзя: власти не могут быть равными  в своих правах и независимыми друг от друга, иначе не будет обеспечиваться их функциональная самостоятельность (во-первых), государство перестанет быть единым механизмом (во-вторых). Суть же разделения власти заключается в  четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности. Такое  разграничение не только исключает  взаимодействие властей, но и обеспечивает их уравновешенность в осуществлении  государственных функций, взаимное воздействие в решении сложных  политических проблем. Иной подход чреват возникновением серьезных конфликтных  ситуаций.

      Прежде  чем рассмотреть систему организации  власти в соответствии с новой  Конституцией, необходимо кратко определить назначение каждой из ветвей власти, которые  призваны сдерживать и уравновешивать друг друга в управлении государством, обеспечивать устойчивость власти в  целом.

      Законодательная власть – это высший представительный орган государства (парламент), избираемый всем населением страны. Парламент  решает важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, принимает  законы, избирает высших должностных  лиц государства и т.п. Верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку  высший представительный орган, как  и другие органы власти, руководствуется  Конституцией, законами и общепризнанными  международно-правовыми актами [7; c. 16].

      Исполнительная  власть призвана реализовывать законы и другие решения парламента и  осуществлять руководство текущей  жизни общества и государства. Она разделяется на центральную и местную. В центре функции исполнительной власти выполняет правительство, а в странах с президентской формой правления – и Президент. На местах исполнительную власть осуществляют местные органы власти, подконтрольные вышестоящим органам и населению административно-территориальных единиц [16; c. 337].

      В правовом государстве важное место  в системе власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта  соблюдения прав и свобод граждан  и могут отменять решения любых  государственных органов и должностных  лиц в случае, если они противоречат Конституции и законам.

      Согласно  Основному Закону (ст. 79), главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней  политики, представляет Беларусь в  отношениях с другими государствами  и международными организациями. Президент  принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной  целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность  и взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти [11].

      Высшим  представительным и законодательным  органом в Республике Беларусь является парламент – Национальное собрание. Срок его полномочий – четыре года. Парламент состоит из двух палат  – Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90).

      Согласно  ст.97 Конституции, Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан  Республики Беларусь, обладающих избирательным  правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

      Палата  представителей рассматривает проекты  законов; назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или  отклоняет программу, принимает  отставку Президента; принимает решения  и по другим вопросам, если это предусмотрено  Конституцией.

      Совет Республики (ст. 98) одобряет или отклоняет  принятые Палатой представителей проекты  законов о внесении изменений  и дополнений в Конституцию, о  толковании Конституции, проекты иных законов.

      Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских  референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления  Национального банка; избирает шесть  судей Конституционного Суда; рассматривает  выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента о совершении государственной измены или иного  тяжкого преступления, принимает  решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение  о смещении Президента с должности.

      В соответствии со ст. 99 конституции право  законодательной инициативы принадлежит  Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а  также гражданам, обладающим избирательным  правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей.

      Законопроект  становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения  Советом Республики большинством голосов  от полного состава каждой палаты.

      В силу особой необходимости Президент  по своей инициативе либо по предложению  Правительства может издавать временные  декреты, имеющие силу закона (ст. 101).

      Исполнительную  власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров  – центральный орган государственного управления (ст. 106).

      Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту РБ и ответственно перед  Парламентом. Правительство руководит  системой органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления  внутренней и внешней политики и  принимает меры по их реализации; разрабатывает  и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента. Согласно ст. 108 Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси [11].

      Знакомство  с Конституцией РБ позволяет утверждать, что Основной Закон закрепил конституционные  основы судебно-правовой системы. На наш  взгляд, к ним прежде всего следует  отнести отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающего принципа правового статуса судей (независимость, несменяемость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.д.). В  ст. 112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов, т.е. суды подчиняются только закону и никому более.

      Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что если при  рассмотрении конкретного дела суд  придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или  иному закону, он принимает решение  в соответствии с Конституцией или  законом и ставит в установленном  порядке вопрос о признании данного  нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды наряду с Конституционным судом осуществляют контроль за конституционностью нормативных  актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства. Таким образом, Основной Закон РБ закрепил конституционные основы организации и деятельности судов [12; c. 81].

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество