Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 23:31, курсовая работа
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы
Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовое государство: история идей и современность……………….5
2. Принципы правового государства………………………………………9
3. Понятие и структура гражданского общества………………………...14
4. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31
Но
в положении судов и
Не обеспечена процессуальная самостоятельность следователя. Являясь штатным сотрудником органов внутренних дел, государственной безопасности или прокуратуры, он подчинен своим непосредственным начальникам и обязан выполнять ведомственные приказы и инструкции. Полномочия прокурора, например, позволяют ему при необходимости вмешиваться в процесс расследования, выносить по делу обязательные для следователя решения, а в некоторых случаях даже отстранять следователя от производства предварительного следствия.
Таким образом, в настоящее время управление следствием ведется с использованием тех же ведомственных методов, которые применяются для руководства и другими службами правоохранительных органов. Наличие в них параллельных структур предварительного следствия ведет лишь к увеличению управленческого аппарата, к формально-бюрократическому решению вопросов о подследственности преступлений, к снижению эффективности расследования. Поэтому решением данной проблемы является создание независимого Следственного комитета, который будет единственным в республике органом предварительного следствия. Его создание обеспечивает процессуальную самостоятельность следователей, повышает их правовой и социальный статус. В настоящее время в МВД существует Следственный комитет, но он распространяет свою деятельность на следователей, работающих в системе органов внутренних дел [13; c. 514].
Характеристика проблем формирования правового государства в РБ будет неполной без описания процесса формирования гражданского общества в стране – наличие которого является важнейшим условием функционирования правового государства.
Необходимо
заметить, что в классическом варианте
гражданское общество складывалось
вне и помимо государства, заполняя
ячейки, свободные от государственно-властного
воздействия. Оно во многом противостояло
государству, отвоевало у него пространство
для самоорганизации и ставило
пределы вмешательства в свою
жизнь. При тоталитаризме ячеек,
не занятых государством, практически
не остается. И потому становление
гражданского общества во многом является
результатом государственной
Основу
гражданского общества составляет частная
собственность. Если при тоталитаризме
она сохранилась, гражданское общество
может восстановиться относительно
легко. Гораздо сложнее переход
от «социалистического»
Нo если интересам государства как всевластного аппарата приватизация явно не отвечает, то отдельные представители, владея рычагами государственной власти, приобрели собственность и тем самым обеспечили себе переход в слой частных собственников. Отсюда можно сделать вывод: в условиях посттоталитаризма государственная власть является одним из главных инструментов первоначального накопления капитала.
В Беларуси, как и в некоторых других республиках бывшего СССР, приватизация пошла в следующей системе координат: с одной стороны, сохранился государственный контроль над значительным объемом собственности, а с другой – личное обогащение чиновников. Поэтому процесс формирования гражданского общества был затянут и весьма далек от требований социальной справедливости и экономической целесообразности [2; c. 78].
Аналогично
идет и становление других институтов
гражданского общества: свободы слова,
печати, собраний, митингов, объединений.
Разумеется, наличие необходимых
рамок для реализации указанных
свобод необходимо в любом, даже самом
демократическом гражданском
Вместе
с тем либерализация экономики
и политики создает некоторые
возможности для появления
В
заключение нельзя не сказать о том,
что утверждение принципов
В
теоретическом отношении
Сейчас стало ясно, что без добротной теории, а также без теории, а также без участия правоведов в правотворческом процессе практика рискует пойти по неверному пути. Без глубокой научной экспертизы и широкого обсуждения не должен приниматься и проводиться в жизнь один правовой акт.
История показала, что юридическая
наука призвана сегодня,
Нет сомнения, что пройдет немало
времени, пока идея правового
государства воплотится в
Подытоживая
сказанное, отметим, что степень
зрелости гражданского общества и всех
его институтов является тем критерием,
который характеризует
Заключение
Подводя итог данной работе, следует сделать следующие выводы. Идея правового государства и гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству.
В
современном понимании
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство – не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.
Что касается нашей страны, то на основании исследования так же можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты белорусского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности.
В
правовом государстве приоритет
имеют общечеловеческие ценности, здесь
недопустимо возведение идеологии
какой-либо партии, религиозного или
иного общественного
Сегодня можно утверждать, что Беларусь в последние годы, и особенно после принятия новой Конституции, существенно продвинулась на пути к правовому государству. Однако предстоит еще многое сделать, чтобы приобретенные завоевания стали необратимыми.
Конституцией
были формально закреплены основополагающие
идеи гражданского общества. Человек,
его права и свободы объявлены высшей
ценностью, а признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина —
обязанностью государства. Провозглашено
разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, установлены
гарантии, органов местного самоуправления.
Но для воплощения в жизнь всего, что написано
в Конституции необходим высокий уровень
правосознания всех граждан, которого,
к сожалению, в нашей стране слишком низок,
чтобы говорить о полноценном гражданском
обществе и правовом государстве.
Список
использованной литературы
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество