Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовое государство: история идей и современность……………….5
2. Принципы правового государства………………………………………9
3. Понятие и структура гражданского общества………………………...14
4. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Правовое государство и гражданское общество cx.docx

— 72.10 Кб (Скачать)

      Но  в положении судов и правоохранительных органов сегодня существуют и  проблемы. Они до сих пор связаны  показателями отчетности. По ним проводится оценка работы суда, следственных органов, прокуратуры. Прежняя административно-командная  система предопределила приоритет  ценностей: сначала показатель, потом  – человек.

      Не  обеспечена процессуальная самостоятельность  следователя. Являясь штатным сотрудником  органов внутренних дел, государственной безопасности или прокуратуры, он подчинен своим непосредственным начальникам и обязан выполнять ведомственные приказы и инструкции. Полномочия прокурора, например, позволяют ему при необходимости вмешиваться в процесс расследования, выносить по делу обязательные для следователя решения, а в некоторых случаях даже отстранять следователя от производства предварительного следствия.

      Таким образом, в настоящее время управление следствием ведется с использованием тех же ведомственных методов, которые  применяются для руководства  и другими службами правоохранительных органов. Наличие в них параллельных структур предварительного следствия  ведет лишь к увеличению управленческого аппарата, к формально-бюрократическому решению вопросов о подследственности преступлений, к снижению эффективности расследования. Поэтому решением данной проблемы является создание независимого Следственного комитета, который будет единственным в республике органом предварительного следствия. Его создание обеспечивает процессуальную самостоятельность следователей, повышает их правовой и социальный статус. В настоящее время в МВД существует Следственный комитет, но он распространяет свою деятельность на следователей, работающих в системе органов внутренних дел [13; c. 514].

      Характеристика  проблем формирования правового  государства в РБ будет неполной без описания процесса формирования гражданского общества в стране –  наличие которого является важнейшим  условием функционирования правового  государства.

      Необходимо  заметить, что в классическом варианте гражданское общество складывалось вне и помимо государства, заполняя ячейки, свободные от государственно-властного  воздействия. Оно во многом противостояло  государству, отвоевало у него пространство для самоорганизации и ставило  пределы вмешательства в свою жизнь. При тоталитаризме ячеек, не занятых государством, практически  не остается. И потому становление  гражданского общества во многом является результатом государственной деятельности, что, естественно, не может не наложить отпечатка на ход и конечный продукт  этого процесса.

      Основу  гражданского общества составляет частная  собственность. Если при тоталитаризме  она сохранилась, гражданское общество может восстановиться относительно легко. Гораздо сложнее переход  от «социалистического» тоталитаризма, характеризуемого единством власти и собственности. Частная собственность  здесь может возникнуть только в  результате широкомасштабной приватизации. Как следствие, приватизация вызывает глубокую трансформацию государственной  власти, ибо отторгает ее от распоряжения всей собственностью страны. После  приватизации подменять собственника уже не удастся. С ним надо будет  считаться, создавать для него разумные и приемлемые «правила игры», переходить от силовых к правовым методам  воздействия. Делать все это власть не научилась и поэтому легко  может потерять контроль над социальными  процессами [12; c. 82].

      Нo если интересам государства как всевластного аппарата приватизация явно не отвечает, то отдельные представители, владея рычагами государственной власти, приобрели собственность и тем самым обеспечили себе переход в слой частных собственников. Отсюда можно сделать вывод: в условиях посттоталитаризма государственная власть является одним из главных инструментов первоначального накопления капитала.

      В Беларуси, как и в некоторых  других республиках бывшего СССР, приватизация пошла в следующей  системе координат: с одной стороны, сохранился государственный контроль над значительным объемом собственности, а с другой – личное обогащение чиновников. Поэтому процесс формирования гражданского общества был затянут  и весьма далек от требований социальной справедливости и экономической целесообразности [2; c. 78].

      Аналогично  идет и становление других институтов гражданского общества: свободы слова, печати, собраний, митингов, объединений. Разумеется, наличие необходимых  рамок для реализации указанных  свобод необходимо в любом, даже самом  демократическом гражданском обществе. Однако, будучи «дарованными» государством, они не воспринимаются как неотъемлемые права личности, а поэтому защищаются и сдерживаются не правовыми, а административными  средствами.

      Вместе  с тем либерализация экономики  и политики создает некоторые  возможности для появления подлинно частного, не связанного с государством бизнеса, подлинно независимых, не пользующихся государственным финансированием  прессы, общественных объединений и  т.д. Если такие структуры, возникнув, устоят перед соблазном перебраться  под «государственное крыло» и выживут, обратное движение к тоталитаризму  станет невозможным. Они составят зародыш  гражданского общества – постоянного  оппонента государства [17; c. 81].

      В заключение нельзя не сказать о том, что утверждение принципов правового  государства в нашей стране как  встречало, так и продолжает встречать  сопротивление. На наш взгляд, это  объясняется тем, что внедрение  подобных принципов невозможно без  полного отказа от командно-административных методов руководства обществом, без преодоления правового нигилизма, волюнтаризма и субъективизма. Это  может стать реальностью лишь в условиях установления полной конституционной  законности и обеспечения строгой  юридической ответственности, что  противоречит устремлениям бюрократических, коррумпированных, мафиозных структур.

      В теоретическом отношении серьезным  препятствием на пути формирования правового  государства является то, что советская  юридическая наука долгое время  считала неприемлемой даже саму идею создания подобной державы, поскольку  эта идея возникла еще в период европейских буржуазно-демократических революций. Такой подход отражал и до сих пор отражает негативное отношение к тем человеческим ценностям, которые складывались тысячелетиями в сфере государственных правовых отношений.

      Сейчас  стало ясно, что без добротной  теории, а также без теории, а  также без участия правоведов в правотворческом процессе практика рискует пойти по неверному пути. Без глубокой научной экспертизы и широкого обсуждения не должен приниматься  и проводиться в жизнь один правовой акт.   

          История показала, что юридическая  наука призвана сегодня, основываясь  на идеалах гуманизма и общечеловеческих  ценностях, выработать новое,  демократическое правовое мышление  как составную часть культуры, в центре которой стоят человек,  его права и интересы. Прочными  юридическими и организационными  гарантиями должно быть обеспечено  право каждого человека на  демократию. Альтернативы этому нет [12; c. 84].

           Нет сомнения, что пройдет немало  времени, пока идея правового  государства воплотится в действительность. Закрепление в статье первой  Конституции Республики Беларусь  принципа правового государства  следует трактовать не как  достигнутое завоевание, а в качестве  цели, которая должна определять  организацию и функционирование  всей государственной системы.  

     Подытоживая сказанное, отметим, что степень  зрелости гражданского общества и всех его институтов является тем критерием, который характеризует стабильность и прочность конституционного строя. Поэтому закрепление в конституционных  нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость  общества от государства, предусмотреть  гарантии от незаконного вмешательства  последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения. 
 
 

         

 

    Заключение 
 

     Подводя итог данной работе, следует сделать  следующие выводы. Идея правового государства и гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству.

     В современном понимании гражданское  общество представляет собой систему  обеспечения жизнедеятельности  социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных  и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий  для самореализации отдельных индивидов  и коллективов, удовлетворение частных  индивидуальных или коллективных интересов  и потребностей. Интересы и потребности  выражаются через такие институты  гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и  организации и т.д. Так же гражданское  общество является совокупностью отношений  между членами общества, которые  не находятся под непосредственным контролем государства.

     Гражданское общество и правовое государство  логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В  то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство – не отсеченные и  не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи  между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации  общества, и уже поэтому они  неразрывны.

     Что касается нашей страны, то на основании  исследования так же можно сделать  некоторые выводы. А именно то, что  в настоящее время многие черты  белорусского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности.

     В правовом государстве приоритет  имеют общечеловеческие ценности, здесь  недопустимо возведение идеологии  какой-либо партии, религиозного или  иного общественного объединения, социальной группы в ранг государственной, обязательной для всех граждан. Сейчас в Беларуси мы имеем дело именно с такой ситуацией, хотя, безусловно, дальнейшее развитие страны будет зависеть от расстановки сил в законодательном органе.

     Сегодня можно утверждать, что Беларусь в  последние годы, и особенно после  принятия новой Конституции, существенно  продвинулась на пути к правовому  государству. Однако предстоит еще  многое сделать, чтобы приобретенные  завоевания стали необратимыми.

     Конституцией  были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что написано в Конституции необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого, к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве.  
 
 
 

 

Список  использованной литературы 
 

  1. Арато, А. Концепция гражданского общества: восхождение и упадок // Полис, 1995, № 3. – С. 7 – 15.
  2. Бабенко, А,Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве // Государство и право. 2002. №12.
  3. Василевич, Г. На пути к державному эталону // Беларуская Думка, 1995, № 5. – С. 75 – 79.
  4. Василевич, Г.А. Конституция - главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 2000. № 4 – 39с.
  5. Вишневский, А.Ф., Довнар Т.И. История государства и права Беларуси (1917 – 1996) – Мн: «Беларусь», 1996. – 380 с.
  6. Вішнеўскі, А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі – Мн: “Экаперспектыва”, 2000. – 319 с.
  7. Гаджиев, К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения, 1991, № 9. – 45 – 59.
  8. Голованов, В. Мы избрали цивилизованный путь развития // Беларуская Думка, 2003, № 1 - С. 40 – 44.
  9. Гражданское право. Часть вторая Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. - М.: Юристъ, 1997. - 354с.
  10. Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева. - М., ПРОСПЕКТ, 1998. - 632с.
  11. Гражданское право. Учебник. Часть 2. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А. П. Сергеева, - М., ПРОСПЕКТ, 1998. - 642с.
  12. Ильин, М. Коваль, В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство // Полис, 1992, № 1-2. – С. 12 – 17.
  13. История правовых и политических учений. / под ред. В.С.Нерсесянца. – М., 1995. – 353 с.
  14. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 374с.
  15. Колбасин, Д. А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть. Мн.: Общественное объединение «Молодежное научное общество» – 2000 – 150с.
  16. Комаров, С.А., Малько, А. В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 448с.
  17. Комаров, С. А. Общая теория государства и права – М: Юрайт, 1997. – 347 с.
  18. Козлихин, И.Ю. Идея правового государства: истоки и современность. - Спб.: Изд. Спбгу, 1993. – 245 с.
  19. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями 1996 года) – Мн., 2000.
  20. Мартинович, И.И., Пастухов, М.И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. – Мн, 1995. – 215 с.
  21. Общая теория государства и права / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток и др. Под общ. ред. А.Ф. Вишневского – Мн: Тесей, 1998. – 576 с.
  22. Основы государства и права: Учебн. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. члена - корреспондента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. – 447с.
  23. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 656.
  24. Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. М. Юристъ. 1998 – 215с.
  25. Общая теория государства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1994 – 110с.
  26. Основы права / Под общ. Ред. Шишко Г.Б. – Мн: Алмафея, 1998. – 768 с.
  27. Соловьев, А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис, 1996, № 6. – С. 23 – 28.
  28. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права. — М.: Гардарика, 1996. – 376 с.
  29. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова – М: Юрайт, 1998. - 358 с.
  30. Шабайлов, В. Строим правовое государство //  Беларуская Думка, 1999, № 3. - С. 78 – 85.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество