Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовое государство: история идей и современность……………….5
2. Принципы правового государства………………………………………9
3. Понятие и структура гражданского общества………………………...14
4. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Правовое государство и гражданское общество cx.docx

— 72.10 Кб (Скачать)

      Решительно  отстаивали принципы правового государства  революционеры-демократы А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский Кастусь  Калиновский и др.

     В англоязычной литературе термин «правовое  государство» не используется. Его  эквивалентом в известной мере является термин «Rule of Law» (господство, правление права), который впервые в этом смысле использовал А.В. Дайси (1835 - 1922) в работе «Основы конституционного права».

     На  конституционном уровне формула  правового государства в сочетании с принципом социальности впервые прямо была зафиксирована в Основном законе ФРГ 1949 г. и в Конституции Испании 1978 г. К настоящему времени в той или иной форме она закреплена в конституциях целого ряда государств, хотя в действительности идеал правового государства еще не достигнут ни в одной стране.

     В послеоктябрьский период в нашей  стране в силу ряда объективных и  субъективных факторов идеи правового  государства вначале были поглощены  требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены  из реальной жизни. B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений, с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина» [8; c. 29].

     Таким образом, в настоящее время правовое государство действительно не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции. В конституционной организации большинства государств характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства.

     Идея  утверждения права в общественной жизни уходит корнями в глубокую древность, она оказала заметное влияние на становление и развитие прогрессивных учений о правовом государстве. 
 

 

2. Принципы правового государства 
 

     Принципы  — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной [13; c. 72].

     С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и  с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:

     1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или «господство права» [15; c. 47]. На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

     Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

     Великие мыслители-«одиночки» догадывались о происхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

     В конечном счете приоритет права  означает:

  • рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
  • соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;
  • необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
  • наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.) [7; c. 15].

       2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

       Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения  с себе подобными создает различные  организационные формы своего существования  и устанавливает приемлемые для  себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство  производны от человека.

       Комплексность заключается в том, что названный  принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и  его органами, так и с другими  общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

       Непреходящий  характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона  бытия, мера свободы человека [13; c. 74].

       Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит  в том, что все взаимоотношения  индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться  только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием человека.

       Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:

  • равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
  • особые тип правового регулирования и форма правоотношений;
  • стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления [15; c. 61].

     Нормальные  правовые отношения предполагают равенство  и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

     Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства [9; c. 113].

     Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового  регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено  в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

     Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения  позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права  могут быть в любой момент нарушены [15; c. 84].

     3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

     4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом [9; c. 114].

     Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

     Наряду  с изложенными правовому государству  присущи и принципы верховенства закона, конституционно-правового контроля и др.

     Таким образом, принципы определяют идеальную конструкцию государства, которое могло бы называться правовым. Сегодня человечество осознает роль права и выбирает его в качестве приоритета в своем развитии. Поэтому государственная власть связана правом, ориентирована на защиту прав и свобод человека. Кроме того, правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор. Договором высшей формы является конституция. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. 
 

 

3. Понятие и структура  гражданского общества 
 

     Понятие «гражданское общество», будучи давно  известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. И если концепция правового общества, выдвинутая в России официально в середине 1980-х  годов, все это время активно  обсуждалась, то о гражданском             обществе заговорили относительно недавно, и главным образом в журнальной периодике [1; c. 7].

     Многочисленные  трактовки гражданского общества выделяют два подхода, две концепции. Сторонники одного подхода рассматривают гражданское  общество как своего рода социальную универсалию, как весь исторический комплекс общественных отношений, противопоставленных  государству в любой его форме, т.е. как всё, что не есть собственно государство, власть. администрация. Второй подход заключается в рассмотрении гражданского общества как конкретного  феномена, т.е. как формы существования  рыночно-демократичного общества. Существует так же точка зрения, связывающая  возникновение гражданского общества с возникновением гражданина, наделённого  определёнными правами и обязанностями.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество