Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……….………………3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
§ 1. Развитие учения о гражданском обществе…….……………………4-7
§ 2. Гражданское общество: структура, признаки,
современное понимание..……………………………...………………..……7-13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
§ 1. Понятие правового государства……………………………………...13-15
§ 2. Признаки правового государства……………………………………..16-18
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ….................................................................................................18-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….29-30

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 71.59 Кб (Скачать)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……….………………3

ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

  § 1.   Развитие учения о гражданском обществе…….……………………4-7                                                                                 

  § 2.  Гражданское общество: структура, признаки,

современное понимание..……………………………...………………..……7-13

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

  § 1.   Понятие правового государства……………………………………...13-15

  § 2.  Признаки правового государства……………………………………..16-18

ГЛАВА 3. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь ….................................................................................................18-25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25-28

Список использованных источников………………….29-30

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблема соотношения гражданского общества и государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит  к числу фундаментальных научных  проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась  с возникновением государства. С  тех пор вопрос о взаимоотношении  власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось  причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Эта проблема актуальна и сейчас. В течение долгого времени  граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве  и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее  время в Республике Беларусь формируется  гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет  прав человека.

Гражданское общество – это спутник  правового государства, т.е. правовое государство появляется в той  стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское  общество.

То, что тема весьма актуальна, особенно для нашей страны, вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения. Но, тем не менее, в современной юриспруденции  нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общепринятый характер самого понятия "гражданское общество", в политической науке до сих пор  существует достаточно большое число  разнообразных определений его  конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и  правовое государство рассматривается  по-разному. Учёные расходятся в своих  оценках этого феномена.

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования  гражданского общества и правового  государства и на основе этого  сделать выводы.

В ходе исследования перед автором  были поставлены следующие задачи:

  • тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
  • сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;

Так же, в данном исследовании предпринята  попытка проследить развитие учения о гражданском обществе  начиная  с античных времен и до настоящего времени.

«…Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится  под чьей-либо властью. Там же, где  закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги…». Платон «Законы»[9,c.5]

 

 

ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

§ 1. Развитие учения о гражданском обществе

 

На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Античные  мыслители не разделяли «Общество» и «Государство». Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом политического  управления. При этом государство (публичная  власть) доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме  восточной деспотии, то в форме  Римской империи, то в форме средневековой  монархии.

Аристотель определял государство  как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское  общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...»[14,c.19]. Отождествление гражданского общества с государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений (примитивные формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений, огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной структуры).

Отделение государства от общества и превращение  его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло  только в результате буржуазных революций  и утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В  наше время оно играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье - сословность.

В результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI—XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия ... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления»[14,c.38]. Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие идеи:

-  человек все должен создавать  собственными силами и должен отвечать за созданное;

- столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

- гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Кант, делает вывод о том, что «для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества»[15,c.41].

В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским  обществом и государством.

Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению:

-   из системы государственных институтов;

-  позитивного  права, издаваемого государством;

-  гражданина.

Важную  роль в формировании представлений  о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»[5,c.37]. Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы.

Гражданское общество по Гегелю - результат разложения кровнородственных связей и объединения  людей на иной - обменной - основе в  народ, в нацию. Нация, хотя и сохраняет  для большинства входящих в нее  индивидов общность происхождения, вместе с тем объединяет множество  «посторонних» людей, имеющих других предков. Это стало возможным  лишь вследствие изменения основы коллективных связей. Теперь ее образуют «общие потребности  и взаимодействие в их удовлетворении»[5,c.48], которые не зависят от рода, входящих в социальную общность субъектов.

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая  себялюбивых индивидов, объединяемых, прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного  рода случайностям и нуждается в  более высокой «форме всеобщности» - в государстве. Таким образом, гражданское  общество – «связующее звено, находящееся  между разрозненными индивидами и государством как высшей формой человеческой организации»[5,c.69].

Уточнение понятия «гражданское общество»  осуществил в своих трудах Дж. Локк, который не только как Т. Гоббс, активно  использует категорию «гражданское общество», но, и пожалуй, первый, кто по-настоящему, хотя и не явно провозглашал преобладание гражданского общества перед государством. Дж. Локк указывал, что основу гражданского общества составляет частная собственность. Если у Т. Гоббса наряду с частной собственностью имеется абсолютный властелин собственности - государство, которое может, если посчитает нужным конфисковать любую частную собственность, то для Дж. Локка частная собственность священна и неприкосновенна. Дж. Локк политическую власть трактует как право создавать законы для регулирования и сохранения частной собственности. Люди, объединяясь  в государство, преследуют главную цель - сохранение их собственности, которая есть основа создания государства. Если Т. Гоббс допускает наличие одного или нескольких лиц, находящихся как бы вне законов государства, то для Дж. Локка характерно следующее, что ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из правил и законов этого общества. Все должны подчиняться закону, который является правителем гражданского общества.

Основоположник  научного коммунизма - К. Маркс - рассматривал гражданское общество как совокупность материальных отношений индивидов. В рамках созданного им учения об экономическом  базисе и надстройке (государство, право, мораль, религия, искусство). Маркс рассматривал гражданское общество, с одной  стороны, как объект эксплуатации со стороны находящегося в руках  класса буржуазии государства, а  с другой - как сферу, которую составляют обособленные и отчужденные друг от друга буржуа - собственники; такое  состояние общества несовершенно, поскольку  люди отчуждены друг от друга, и человек  не может быть подлинно свободным. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности... — писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...».[19,c.73]

В современном  понимании, возникновение гражданского общества вызвано   разграничением прав человека и прав гражданина. Права  человека обеспечиваются гражданским  обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду его права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - его политические права.

 Таким  образом, в качестве важнейшего  условия существования как гражданского  общества, так и правового государства  выступает личность, обладающая  правом на самореализацию как  экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через  гражданское общество, обеспечивает  воспроизводство социальной жизни. 

История XX века показала, что основные принципы гражданского общества - свобода личности, частная собственность и др. - оказались жизнеспособнее всех других.

 

 

§ 2. Гражданское общество: структура, признаки, современное понимание

 

Понятие «гражданское общество», будучи давно  известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. И если концепция правового общества, выдвинутая в России официально в середине 1980-х  годов, все это время активно  обсуждалась, то о гражданском             обществе заговорили относительно недавно, и главным образом в журнальной периодике [1,c.7].

Многочисленные  трактовки гражданского общества выделяют два подхода, две концепции. Сторонники одного подхода рассматривают гражданское  общество как своего рода социальную универсалию, как весь исторический комплекс общественных отношений, противопоставленных  государству в любой его форме, т.е. как всё, что не есть собственно государство, власть, администрация. Второй подход заключается в рассмотрении гражданского общества как конкретного феномена, т.е. как формы существования рыночно-демократичного общества. Существует так же точка зрения, связывающая возникновение гражданского общества с возникновением гражданина, наделённого определёнными правами и обязанностями.

Другими словами - нет единой точки зрения, но анализируя современную научную  и учебную литературу, можно сделать  следующие выводы.

Гражданское общество - это общество с развитыми  экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между  его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это  союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.) [2, c.76].

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество