Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……….………………3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
§ 1. Развитие учения о гражданском обществе…….……………………4-7
§ 2. Гражданское общество: структура, признаки,
современное понимание..……………………………...………………..……7-13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
§ 1. Понятие правового государства……………………………………...13-15
§ 2. Признаки правового государства……………………………………..16-18
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ….................................................................................................18-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….29-30

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 71.59 Кб (Скачать)

Таким образом, гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Гражданское общество является сообществом свободных индивидов и открытым социальным образованием, в котором обеспечиваются свобода слова, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Системообразующим началом общества является человек с его естественными потребностями и интересами. Составляющими частями и элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

§ 1. Понятие правового государства

 

 

Термин  правовое государство состоит из 2-х частей:

  • Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
  • Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Это очень  общее понятие права. Э. Кант писал: «Для юриста ответить, что такое  право, так же сложно, как Логике, что такое Истина».[10,c.98]

Всякое  государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять  поведением граждан, деятельностью  предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение  к тем, кто его нарушает. Право  закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Каждому типу государства соответствует  свой тип права. Существует IV типа государства и права.

  • рабовладельческое
  • феодальное
  • буржуазное
  • социалистическое

Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение «государственной машины».

Правовое  государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.

Идея  о возможности построения правового  государства возникла во времена античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».[10,c.112]

Другой  античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве  правят не люди, а законы, так как  даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления  государства люди пребывали в  естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы  государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных концепций правового  государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого  философа Канта. Кант выдвинул «категорический  императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью  и не должен быть инструментом в  чьих-либо намерениях. Государство  должно опираться на право и согласовывать  с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».[10,c.146]

 

Он выделяет при этом три ветви власти как  идеальную организацию государства.

Сейчас  государственные деятели и правоведы  говорят о построение правового  государства, как о цели, к которой  надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового  государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных  социальных групп. В этих странах  разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

На основании  идей политико-правовой линии можно  сформулировать основные признаки правового  государства:

  • господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;
  • «разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;
  • незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;
  • взаимная ответственность государства и личности.

Таким образом, правовое государство – это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

 

 

 

 

 

§ 2.   Признаки правового государства

 

 

Проанализировав понятие правового государства  можно выделить следующие его  признаки:

1. Верховенство  закона во всех сферах жизни  общества.

2. Деятельность  органов правового государства  базируется на принципе разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную.

3. Взаимная  ответственность личности и государства.

4. Реальность  прав и свобод гражданина, их  правовая и социальная защищенность.

5. Политический  и идеологический плюрализм, заключающийся  в свободном функционировании  различных партий, орагинзаций, объединений,  действующих в рамках конституции,  наличии различных идеологических  концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность  законности и правопорядка в  обществе.

К числу  дополнительных факторов и условий  становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление  правового нигилизма в массовом  сознании;

- выработка  высокой политико-правовой грамотности;

- появление  действенной способности противостоять  произволу;

- разграничение  партийных и государственных  функций;

- установление  парламентской системы управления  государством;

- торжество  политико-правового плюрализма;

- выработка  нового правового мышления и  правовых традиций, в том числе:

а) преодоление  узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права  как продукта властно-принудительного  нормотворчества;

б) отказ  от догматического комментирования  и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление  декоративности и декларированности  юридических норм;

г) выход  юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого  опыта.

Суверенная  правовая власть должна быть противопоставлена  любым проявлениям огосударствления.

Отторжение  правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные  перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически-популистские силы).

Правовое  государство - путь к возрождению  естественноисторических прав и  свобод, приоритета гражданина в его  отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.[1,c.36]

Суть  идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей  государство организуется и функционирует  правовым способом, это мера, масштаб  демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем  же заключается отличие правового  государства от государства как  такового? Государство как таковое  характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства  от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны  государственных органов и должностных  лиц. [16,c.198]

В отличие  от него правовое государство связано  правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе  с тем правовое государство как  и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему  присуща государственная власть  как средство проведения внутренней  и внешней политики.

2. Оно  представляет собой политическую  организацию общества, основанную  на соответствующем социально-экономическом  базисе общества.

3. Располагает  специальным государственным механизмом.

4. Обладает  определенной административно-территориальной  организацией на своей территории.

5. Существует  благодаря налогам и другим  сборам.

6. Обладает  государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства  заключаются в следующем. Все  его структурные части, и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим  целевым назначением. Наделенные властными  полномочиями, структурные части  и элементы правового государства  в своей специфической форме  деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с  действующим законодательством. Должностные  лица несут персональную ответственность  за посягательство на права и свободы  граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми  актами. Права и свободы граждан  обеспечиваются органами правового  государства. Механизм правового государства  является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.[8,c.207]

Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных  методов управления. Его демократический  характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.

 

ГЛАВА 3. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь

 

Общество – это исторически  сложившаяся, постоянно развивающаяся  система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в  процессе их совместной жизнедеятельности.

Государство – это особым образом организованный разряд людей, систематически занимающихся управлением общества, особый вид  управления этим обществом, обеспечивая  территориальное, юридическое, политическое и духовное единство населения.

Государство выступает как официальный  уполномоченный представитель всего  общества.

Таким образом, государство – это только часть  общества, его политический элемент. В обществе оно играет ведущую  роль, так как занимает центральное  положение [3, c. 78].

Государство по отношению к обществу выступает  как средство управления, ведения  общих дел, обеспечивает порядок  и безопасность. По отношению к  противникам общества – как внешним, так и внутренним – как орудие подавления и насилия.

Общество  возникло раньше государства и поэтому  имеет более развитую историю  своего развития. Государство, рожденное  обществом, в ходе своего развития приобретает  самостоятельность, впрочем, достаточно условную, степень этой самостоятельности  постоянно применяется и зависит  от условий их взаимодействия, так  как в различных обществах  степень самостоятельности государства  от общества различна.

Реальное  содержание правового государства  определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, приспособленничества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности. Как справедливо замечает известный  юрист  В.Яковлев, «нам нужны не только законы, не только власть, которая бы подчинялась законам, не только права  граждан и свободы, провозглашенные  в законах, - нам нужен такой  режим общественной жизни, при котором  соблюдение закона было бы совершенно обязательным, необходимым как для  рядового гражданина, так и для  высшего должностного лица нашего государства, любого органа власти, управлении и  т.д. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий соблюдение закона любым  и каждым» [6, c. 41].

Господство  закона в Республике Беларусь практически стало реальным снизу доверху. Все правовые институты повернуты в сторону обеспечения прав человека, чтобы сбалансировать несправедливый перекос в системе отношений «государство – человек», который всегда был в пользу первого. В правовом государстве права и свободы своим гражданам держава не «дарует», как милость, а признает в качестве неотъемлемой собственности граждан. В правовом государстве держава перестает выступать в роли господина в отношениях с гражданином, а гражданин перестает быть «маленьким и послушным винтиком» в государственном механизме [3,c.223].

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество