Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……….………………3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
§ 1. Развитие учения о гражданском обществе…….……………………4-7
§ 2. Гражданское общество: структура, признаки,
современное понимание..……………………………...………………..……7-13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
§ 1. Понятие правового государства……………………………………...13-15
§ 2. Признаки правового государства……………………………………..16-18
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ….................................................................................................18-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….29-30
Таким образом, гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Гражданское общество является сообществом свободных индивидов и открытым социальным образованием, в котором обеспечиваются свобода слова, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Системообразующим началом общества является человек с его естественными потребностями и интересами. Составляющими частями и элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
§ 1. Понятие правового государства
Термин правовое государство состоит из 2-х частей:
Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: «Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина».[10,c.98]
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.
Каждому типу государства соответствует свой тип права. Существует IV типа государства и права.
Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение «государственной машины».
Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.
Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».[10,c.112]
Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».
Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».
В основе
современных концепций
Он выделяет
при этом три ветви власти как
идеальную организацию
Сейчас
государственные деятели и
На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:
Таким образом,
правовое государство – это
§ 2. Признаки правового государства
Проанализировав понятие правового государства можно выделить следующие его признаки:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность
органов правового государства
базируется на принципе
3. Взаимная
ответственность личности и
4. Реальность
прав и свобод гражданина, их
правовая и социальная
5. Политический
и идеологический плюрализм,
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу
дополнительных факторов и условий
становления правового
- преодоление
правового нигилизма в
- выработка
высокой политико-правовой
- появление
действенной способности
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление
парламентской системы
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г) выход
юридической науки из самоизоляции
и использование
Суверенная
правовая власть должна быть противопоставлена
любым проявлениям
Отторжение
правовой государственности возможно
по двум каналам: государственно-властному
и законодательному. К политическим
рычагам могут рваться
Правовое
государство - путь к возрождению
естественноисторических прав и
свобод, приоритета гражданина в его
отношении с государством, общечеловеческих
начал в праве, самоценности человека.
Понятие "правовое государство" -
это фундаментальная
Суть
идеи правового государства - в господстве
права в общественной и политической
жизни, наличии суверенной правовой
власти. С помощью разделения властей
государство организуется и функционирует
правовым способом, это мера, масштаб
демократизации политической жизни. Правовое
государство открывает
В чем
же заключается отличие правового
государства от государства как
такового? Государство как таковое
характеризуется его
В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему
присуща государственная
2. Оно
представляет собой
3. Располагает
специальным государственным
4. Обладает
определенной административно-
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности
механизма правового
Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.
ГЛАВА 3. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь
Общество – это исторически
сложившаяся, постоянно развивающаяся
система отношений между
Государство – это особым образом организованный разряд людей, систематически занимающихся управлением общества, особый вид управления этим обществом, обеспечивая территориальное, юридическое, политическое и духовное единство населения.
Государство выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества.
Таким образом, государство – это только часть общества, его политический элемент. В обществе оно играет ведущую роль, так как занимает центральное положение [3, c. 78].
Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность. По отношению к противникам общества – как внешним, так и внутренним – как орудие подавления и насилия.
Общество
возникло раньше государства и поэтому
имеет более развитую историю
своего развития. Государство, рожденное
обществом, в ходе своего развития приобретает
самостоятельность, впрочем, достаточно
условную, степень этой самостоятельности
постоянно применяется и
Реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, приспособленничества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности. Как справедливо замечает известный юрист В.Яковлев, «нам нужны не только законы, не только власть, которая бы подчинялась законам, не только права граждан и свободы, провозглашенные в законах, - нам нужен такой режим общественной жизни, при котором соблюдение закона было бы совершенно обязательным, необходимым как для рядового гражданина, так и для высшего должностного лица нашего государства, любого органа власти, управлении и т.д. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий соблюдение закона любым и каждым» [6, c. 41].
Господство закона в Республике Беларусь практически стало реальным снизу доверху. Все правовые институты повернуты в сторону обеспечения прав человека, чтобы сбалансировать несправедливый перекос в системе отношений «государство – человек», который всегда был в пользу первого. В правовом государстве права и свободы своим гражданам держава не «дарует», как милость, а признает в качестве неотъемлемой собственности граждан. В правовом государстве держава перестает выступать в роли господина в отношениях с гражданином, а гражданин перестает быть «маленьким и послушным винтиком» в государственном механизме [3,c.223].
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество