Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……….………………3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
§ 1. Развитие учения о гражданском обществе…….……………………4-7
§ 2. Гражданское общество: структура, признаки,
современное понимание..……………………………...………………..……7-13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
§ 1. Понятие правового государства……………………………………...13-15
§ 2. Признаки правового государства……………………………………..16-18
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ….................................................................................................18-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….29-30

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 71.59 Кб (Скачать)

Разработчики  Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. ориентировались  на международно-правовые стандарты  в области прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации.

Нередко под таким разделением понимают полное равенство и независимость  властей. С подобной трактовкой согласиться  нельзя: власти не могут быть равными  в своих правах и независимыми друг от друга, иначе не будет обеспечиваться их функциональная самостоятельность (во-первых), государство перестанет быть единым механизмом (во-вторых). Суть же разделения власти заключается в  четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности. Такое  разграничение не только исключает  взаимодействие властей, но и обеспечивает их уравновешенность в осуществлении  государственных функций, взаимное воздействие в решении сложных  политических проблем. Иной подход чреват возникновением серьезных конфликтных  ситуаций.

Прежде  чем рассмотреть систему организации  власти в соответствии с новой  Конституцией, необходимо кратко определить назначение каждой из ветвей власти, которые  призваны сдерживать и уравновешивать друг друга в управлении государством, обеспечивать устойчивость власти в  целом.

Законодательная власть – это высший представительный орган государства (парламент), избираемый всем населением страны. Парламент  решает важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, принимает  законы, избирает высших должностных  лиц государства и т.п. Верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку  высший представительный орган, как  и другие органы власти, руководствуется  Конституцией, законами и общепризнанными  международно-правовыми актами [15,c.97].

Исполнительная  власть призвана реализовывать законы и другие решения парламента и  осуществлять руководство текущей  жизни общества и государства. Она  разделяется на центральную и  местную. В центре функции исполнительной власти выполняет правительство, а  в странах с президентской  формой правления – и Президент. На местах исполнительную власть осуществляют местные органы власти, подконтрольные вышестоящим органам и населению  административно-территориальных единиц [16; c. 337].

В правовом государстве важное место в системе  власти отводится судам. Они выступают  в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут отменять решения любых государственных  органов и должностных лиц  в случае, если они противоречат Конституции и законам.

Согласно  Основному Закону (ст. 79), главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти [11].

Высшим  представительным и законодательным  органом в Республике Беларусь является парламент – Национальное собрание. Срок его полномочий – четыре года. Парламент состоит из двух палат  – Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90).

Согласно  ст.97 Конституции, Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан  Республики Беларусь, обладающих избирательным  правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

Палата  представителей рассматривает проекты  законов; назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или  отклоняет программу, принимает  отставку Президента; принимает решения  и по другим вопросам, если это предусмотрено  Конституцией.

Совет Республики (ст. 98) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты  законов о внесении изменений  и дополнений в Конституцию, о  толковании Конституции, проекты иных законов.

Совет Республики дает согласие на назначение Президентом  Председателя Конституционного суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских  референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления  Национального банка; избирает шесть  судей Конституционного Суда; рассматривает  выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента о совершении государственной измены или иного  тяжкого преступления, принимает  решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение  о смещении Президента с должности.

В соответствии со ст. 99 конституции право законодательной  инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также  гражданам, обладающим избирательным  правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей.

Законопроект  становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения  Советом Республики большинством голосов  от полного состава каждой палаты.

В силу особой необходимости Президент по своей  инициативе либо по предложению Правительства  может издавать временные декреты, имеющие силу закона (ст. 101).

Исполнительную  власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров  – центральный орган государственного управления (ст. 106).

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту РБ и ответственно перед  Парламентом. Правительство руководит  системой органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления  внутренней и внешней политики и  принимает меры по их реализации; разрабатывает  и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента. Согласно ст. 108 Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси [11].

Знакомство  с Конституцией РБ позволяет утверждать, что Основной Закон закрепил конституционные  основы судебно-правовой системы. На наш  взгляд, к ним прежде всего следует отнести отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающего принципа правового статуса судей (независимость, несменяемость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.д.). В ст. 112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов, т.е. суды подчиняются только закону и никому более.

Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что если при  рассмотрении конкретного дела суд  придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или  иному закону, он принимает решение  в соответствии с Конституцией или  законом и ставит в установленном  порядке вопрос о признании данного  нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды наряду с Конституционным судом осуществляют контроль за конституционностью нормативных  актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства. Таким образом, Основной Закон РБ закрепил конституционные основы организации и деятельности судов [12,c.81].

Но в  положении судов и правоохранительных органов сегодня существуют и  проблемы. Они до сих пор связаны  показателями отчетности. По ним проводится оценка работы суда, следственных органов, прокуратуры. Прежняя административно-командная система предопределила приоритет ценностей: сначала показатель, потом – человек.

Не обеспечена процессуальная самостоятельность  следователя. Являясь штатным сотрудником  органов внутренних дел, государственной безопасности или прокуратуры, он подчинен своим непосредственным начальникам и обязан выполнять ведомственные приказы и инструкции. Полномочия прокурора, например, позволяют ему при необходимости вмешиваться в процесс расследования, выносить по делу обязательные для следователя решения, а в некоторых случаях даже отстранять следователя от производства предварительного следствия.

Таким образом, в настоящее время управление следствием ведется с использованием тех же ведомственных методов, которые  применяются для руководства  и другими службами правоохранительных органов. Наличие в них параллельных структур предварительного следствия  ведет лишь к увеличению управленческого  аппарата, к формально-бюрократическому решению вопросов о подследственности  преступлений, к снижению эффективности  расследования. Поэтому решением данной проблемы является создание независимого Следственного комитета, который  будет единственным в республике органом предварительного следствия. Его создание обеспечивает процессуальную самостоятельность следователей, повышает их правовой и социальный статус. В  настоящее время в МВД существует Следственный комитет, но он распространяет свою деятельность на следователей, работающих в системе органов внутренних дел [13; c. 514].

Характеристика  проблем формирования правового  государства в РБ будет неполной без описания процесса формирования гражданского общества в стране –  наличие, которого является важнейшим условием функционирования правового государства.

Необходимо  заметить, что в классическом варианте гражданское общество складывалось вне и помимо государства, заполняя ячейки, свободные от государственно-властного  воздействия. Оно во многом противостояло  государству, отвоевало у него пространство для самоорганизации и ставило  пределы вмешательства в свою жизнь. При тоталитаризме ячеек, не занятых государством, практически  не остается. И потому становление  гражданского общества во многом является результатом государственной деятельности, что, естественно, не может не наложить отпечатка на ход и конечный продукт  этого процесса.

Основу  гражданского общества составляет частная  собственность. Если при тоталитаризме  она сохранилась, гражданское общество может восстановиться относительно легко. Гораздо сложнее переход  от «социалистического» тоталитаризма, характеризуемого единством власти и собственности. Частная собственность  здесь может возникнуть только в  результате широкомасштабной приватизации. Как следствие, приватизация вызывает глубокую трансформацию государственной  власти, ибо отторгает ее от распоряжения всей собственностью страны. После  приватизации подменять собственника уже не удастся. С ним надо будет считаться, создавать для него разумные и приемлемые «правила игры», переходить от силовых к правовым методам воздействия. Делать все это власть не научилась и поэтому легко может потерять контроль над социальными процессами [12; c. 82].

Нo если интересам государства как всевластного аппарата приватизация явно не отвечает, то отдельные представители, владея рычагами государственной власти, приобрели собственность и тем самым обеспечили себе переход в слой частных собственников. Отсюда можно сделать вывод: в условиях посттоталитаризма государственная власть является одним из главных инструментов первоначального накопления капитала.

В Беларуси, как и в некоторых других республиках  бывшего СССР, приватизация пошла  в следующей системе координат: с одной стороны, сохранился государственный  контроль над значительным объемом  собственности, а с другой – личное обогащение чиновников. Поэтому процесс  формирования гражданского общества был  затянут и весьма далек от требований социальной справедливости и экономической целесообразности [2; c. 37].

Аналогично  идет и становление других институтов гражданского общества: свободы слова, печати, собраний, митингов, объединений. Разумеется, наличие необходимых  рамок для реализации указанных  свобод необходимо в любом, даже самом  демократическом гражданском обществе. Однако, будучи «дарованными» государством, они не воспринимаются как неотъемлемые права личности, а поэтому защищаются и сдерживаются не правовыми, а административными  средствами.

Вместе  с тем либерализация экономики  и политики создает некоторые  возможности для появления подлинно частного, не связанного с государством бизнеса, подлинно независимых, не пользующихся государственным финансированием  прессы, общественных объединений и  т.д. Если такие структуры, возникнув, устоят перед соблазном перебраться  под «государственное крыло» и выживут, обратное движение к тоталитаризму  станет невозможным. Они составят зародыш  гражданского общества – постоянного  оппонента государства [17; c. 181].

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество