Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……….………………3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
§ 1. Развитие учения о гражданском обществе…….……………………4-7
§ 2. Гражданское общество: структура, признаки,
современное понимание..……………………………...………………..……7-13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
§ 1. Понятие правового государства……………………………………...13-15
§ 2. Признаки правового государства……………………………………..16-18
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ….................................................................................................18-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….29-30
Разработчики Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. ориентировались на международно-правовые стандарты в области прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации.
Нередко под таким разделением понимают полное равенство и независимость властей. С подобной трактовкой согласиться нельзя: власти не могут быть равными в своих правах и независимыми друг от друга, иначе не будет обеспечиваться их функциональная самостоятельность (во-первых), государство перестанет быть единым механизмом (во-вторых). Суть же разделения власти заключается в четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности. Такое разграничение не только исключает взаимодействие властей, но и обеспечивает их уравновешенность в осуществлении государственных функций, взаимное воздействие в решении сложных политических проблем. Иной подход чреват возникновением серьезных конфликтных ситуаций.
Прежде
чем рассмотреть систему
Законодательная власть – это высший представительный орган государства (парламент), избираемый всем населением страны. Парламент решает важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, принимает законы, избирает высших должностных лиц государства и т.п. Верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку высший представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется Конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами [15,c.97].
Исполнительная
власть призвана реализовывать законы
и другие решения парламента и
осуществлять руководство текущей
жизни общества и государства. Она
разделяется на центральную и
местную. В центре функции исполнительной
власти выполняет правительство, а
в странах с президентской
формой правления – и Президент.
На местах исполнительную власть осуществляют
местные органы власти, подконтрольные
вышестоящим органам и
В правовом государстве важное место в системе власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут отменять решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат Конституции и законам.
Согласно Основному Закону (ст. 79), главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти [11].
Высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является парламент – Национальное собрание. Срок его полномочий – четыре года. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90).
Согласно ст.97 Конституции, Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.
Палата представителей рассматривает проекты законов; назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу, принимает отставку Президента; принимает решения и по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Совет Республики (ст. 98) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов.
Совет Республики
дает согласие на назначение Президентом
Председателя Конституционного суда,
Председателя и судей Верховного
Суда, Председателя Центральной комиссии
по выборам и проведению республиканских
референдумов, Генерального прокурора,
Председателя и членов Правления
Национального банка; избирает шесть
судей Конституционного Суда; рассматривает
выдвинутое Палатой представителей
обвинение против Президента о совершении
государственной измены или иного
тяжкого преступления, принимает
решение о его расследовании.
При наличии оснований
В соответствии
со ст. 99 конституции право
Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона (ст. 101).
Исполнительную
власть в Республике Беларусь осуществляет
Правительство – Совет
Правительство
в своей деятельности подотчетно
Президенту РБ и ответственно перед
Парламентом. Правительство руководит
системой органов государственного
управления и других органов исполнительной
власти; разрабатывает основные направления
внутренней и внешней политики и
принимает меры по их реализации; разрабатывает
и представляет Президенту для внесения
в Парламент проект республиканского
бюджета и отчет о его
Знакомство с Конституцией РБ позволяет утверждать, что Основной Закон закрепил конституционные основы судебно-правовой системы. На наш взгляд, к ним прежде всего следует отнести отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающего принципа правового статуса судей (независимость, несменяемость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.д.). В ст. 112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов, т.е. суды подчиняются только закону и никому более.
Впервые
в нашем законодательстве закреплено
положение о том, что если при
рассмотрении конкретного дела суд
придет к выводу о несоответствии
нормативного акта Конституции или
иному закону, он принимает решение
в соответствии с Конституцией или
законом и ставит в установленном
порядке вопрос о признании данного
нормативного акта неконституционным.
Тем самым обычные суды наряду
с Конституционным судом
Но в
положении судов и
Не обеспечена процессуальная самостоятельность следователя. Являясь штатным сотрудником органов внутренних дел, государственной безопасности или прокуратуры, он подчинен своим непосредственным начальникам и обязан выполнять ведомственные приказы и инструкции. Полномочия прокурора, например, позволяют ему при необходимости вмешиваться в процесс расследования, выносить по делу обязательные для следователя решения, а в некоторых случаях даже отстранять следователя от производства предварительного следствия.
Таким образом,
в настоящее время управление
следствием ведется с использованием
тех же ведомственных методов, которые
применяются для руководства
и другими службами правоохранительных
органов. Наличие в них параллельных
структур предварительного следствия
ведет лишь к увеличению управленческого
аппарата, к формально-бюрократическому
решению вопросов о подследственности
преступлений, к снижению эффективности
расследования. Поэтому решением данной
проблемы является создание независимого
Следственного комитета, который
будет единственным в республике
органом предварительного следствия.
Его создание обеспечивает процессуальную
самостоятельность
Характеристика проблем формирования правового государства в РБ будет неполной без описания процесса формирования гражданского общества в стране – наличие, которого является важнейшим условием функционирования правового государства.
Необходимо
заметить, что в классическом варианте
гражданское общество складывалось
вне и помимо государства, заполняя
ячейки, свободные от государственно-властного
воздействия. Оно во многом противостояло
государству, отвоевало у него пространство
для самоорганизации и ставило
пределы вмешательства в свою
жизнь. При тоталитаризме ячеек,
не занятых государством, практически
не остается. И потому становление
гражданского общества во многом является
результатом государственной
Основу
гражданского общества составляет частная
собственность. Если при тоталитаризме
она сохранилась, гражданское общество
может восстановиться относительно
легко. Гораздо сложнее переход
от «социалистического»
Нo если интересам государства как всевластного аппарата приватизация явно не отвечает, то отдельные представители, владея рычагами государственной власти, приобрели собственность и тем самым обеспечили себе переход в слой частных собственников. Отсюда можно сделать вывод: в условиях посттоталитаризма государственная власть является одним из главных инструментов первоначального накопления капитала.
В Беларуси, как и в некоторых других республиках бывшего СССР, приватизация пошла в следующей системе координат: с одной стороны, сохранился государственный контроль над значительным объемом собственности, а с другой – личное обогащение чиновников. Поэтому процесс формирования гражданского общества был затянут и весьма далек от требований социальной справедливости и экономической целесообразности [2; c. 37].
Аналогично
идет и становление других институтов
гражданского общества: свободы слова,
печати, собраний, митингов, объединений.
Разумеется, наличие необходимых
рамок для реализации указанных
свобод необходимо в любом, даже самом
демократическом гражданском
Вместе
с тем либерализация экономики
и политики создает некоторые
возможности для появления
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество