Правовое демократическое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 12:00, реферат

Краткое описание

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Оглавление

1.Вступление

2.Понятия, характерные признаки и пути формирования правового государства.

3.Многогранность определения демократии. Основные атрибуты и типы демократии.

4.Институт президентства в демократическом правовом государстве:

а)права и полномочия президента и его функции;

б)особенности функционирования института президентства в Украине и других государствах.

5.Гражданское общество: понятие, суть и структура.

6.Заключение.

Файлы: 1 файл

правовое демократическое государство - политология.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

    Правовое  демократическое  государство и  гражданское общество 

    План.

    1.Вступление

    2.Понятия,  характерные признаки и пути  формирования правового государства.

    3.Многогранность  определения демократии. Основные  атрибуты и типы демократии.

    4.Институт  президентства в демократическом правовом государстве:

          а)права и полномочия президента и его функции;

                б)особенности функционирования института президентства в Украине  и других государствах.

    5.Гражданское  общество: понятие, суть и структура.

    6.Заключение. 
 
 
 

    Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них – экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.

    Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества просто не способна была бы существовать.

    Политическая  система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – ПОЛИТОЛОГИЯ. Политология становится по-настоящему востребованной наукой лишь в демократическом обществе. Она является наукой, адекватной демократическим политическим системам, поскольку способствует их дальнейшему развитию и совершенствованию. 

    Проблемы  правового государства всегда волновали  передовых людей, прогрессивных  мыслителей древности, средневековья  и современности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически  всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

    Историческая  память хранит немало поучительных  и  плодотворных идей о совместимости государства с правом.  Правовое государство - это продукт нового времени.  Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового   государства   лежат   идеи   немецкого   философа    Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо.  Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола),  должно прийти правовое  государство,  в основе которого лежит идея автономной личности,  обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

    Смысл и содержание идеи правового государства  у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились  со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей.

    Вопросы правового государства широко обсуждаются  и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

    Термином  “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые  характеризуются следующими чертами:  а) отношением власти и подчинения;  б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;  в) наличием юридического порядка;  г) относительным постоянством;  д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных  пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

    Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном  пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.

    Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция  поведения людей посредством  нормативных норм.

    Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счёте без территории государства не существует, хотя она может изменяться во времени. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы.

    Вторым  составляющим элементом государства  является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ  как родовое понятие может  быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

    Третьим составляющим элементом государства  является власть, иными словами, отношения  господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

    Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель и др.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

    Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей считалась справедливой государственностью. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних  прогрессивных учений о правовом государстве.

    В период начавшегося разложения феодализма  идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

    В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

    Гроций  был первым выдающимся теоретиком школы  естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку  свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

    Спиноза одним из первых дал теоретическое  обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

    Гоббс разработал ряд прогрессивных положений  о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

    Значительный  вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

    Кант  обосновал и детально разработал философскую основу теории правового  государства, центральное место  в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”. Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

    Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.

    После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.

    Шершеневич  отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового  государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

    Правовое  государство — многомерное развивающееся  явление. С течением времени оно  приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.

    Правовое  демократическое государство – это такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство- важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти всех органов этого государства является суверенитет народа.

    Цель правового государства—обеспечить гарантию прав и свобод своих граждан во всех сферах, но достичь ее можно при условии, если и граждане в свою очередь проявляют уважение к законам и институтам существующей системы. Правовое государство стремится установить единый и обязательный для всех граждан правовой порядок, с тем чтобы они как можно меньше зависели от прихотей политиков. Исторически требование суверенного и единого государства возникло в ответ на неравенство прав и санкций, характерное для средневековья. В правовом государстве только законно избранное правительство правомочно применять силу в качестве средства принуждения.

Информация о работе Правовое демократическое государство и гражданское общество