Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы соотношения гражданского общества и правового государства принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, всегда волновавших передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Эта проблема появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Правовое государство: история идей и современность…………...5
Принципы правового государства………………………………....16
Понятие и структура гражданского общества………………….....21
Заключение…………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ОТП. Гурова Екатерина 11-ПР-1.docx

— 49.91 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий  государственный университет» 

Кафедра теории и

 истории  государства и права 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по теме: « Правовое государство и гражданское общество.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                            

студент гр.11-ПР-1                                                                  Гурова Е.А 

Проверила:                                                                                                                ассистент                                                                                  Голубева М.Н 
 
 

Новополоцк 2012

Содержание: 
 

         Введение………………………………………………………………3

  1. Правовое государство: история идей и современность…………...5
  2. Принципы правового государства………………………………....16
  3. Понятие и структура гражданского общества………………….....21

    Заключение…………………………………………………………..28

    Список  используемых источников…………………………………29

 

Введение: 
 

Проблемы  соотношения гражданского общества и правового государства принадлежит  к числу фундаментальных научных  проблем, всегда волновавших передовых  людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья  и современности. Эта проблема появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов  и революций.

      Эта проблема актуальна и сейчас. Современное  демократическое правовое государство  предполагает развитое гражданское  общество, в котором взаимодействуют  различные общественные организации, политические партии, в котором никакая  идеология не может устанавливаться  в качестве официальной государственной  идеологии (вспомним наглядный пример – в нашей стране в течение  долгих десятилетий действовала  однопартийная система, а государственной  идеологией был марксизм-ленинизм). В настоящее время в Казахстане процесс формирования гражданского общества, основанного на принципах  свободы и защищенности граждан  еще не завершён, и главная роль государства в настоящий период времени – это обеспечение  защиты человека, его прав и свобод, а также развитие политической и  правовой культуры, как отдельного индивида, так и отдельных социумов в целом. Гражданское общество –  это спутник правового государства, так как одной из  его основ  является наличие не просто общества людей, а гражданского общества.

      Выбранная мною тема весьма актуальна, тем не менее, в современной юриспруденции  нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самих понятий "гражданское общество" и “правовое государство”, в  современной политической науке  до сих пор существует достаточно большое число разнообразных  трактовок их конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.

 

  1. Правовое  государство: история идей и современность.
 
 

Правовое  государство - многомерное развивающееся  явление. С течением времени оно  приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о  связанности правового государства  с правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

В правовом государстве выделяют как минимум  четыре основных признака:

· Разделение властей (каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей  деятельности подчиняться только закону);

· Верховенство закона (государство и личность в  своих действиях прежде всего  должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушать закон);

· Строгое  соблюдение прав и свобод человека (прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права -- невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство);

· Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и  другие признаки правового государства:

· Наличие  развитого гражданского общества;

· Создание  механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном  звене или институте;

· Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

· Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов  и контроль за формированием и  выражением законодательной воли в  законах;

· Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

· Правовая защищенность всех субъектов социального  общения от произвольных решениях кого бы то ни было;

· Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

· Соответствие законов праву и правовая организация  системы государственной власти;

· Единство прав и обязанностей граждан.

Признаки  правового государства отражают основные его черты, которые обязательно  должны в нем присутствовать.

Различные аспекты античного влияния на последующую теорию правового государства  группируются вокруг тематики правового  опосредования и оформления политических отношений. Эта тематика включает в  себя, прежде всего, такие аспекты, как  справедливость устройства полиса (античного  города-государства), его власти и  его законов, разумное распределение  полномочий между различными органами государства, различение правильных и  неправильных форм правления, определяющая роль закона в полисной жизни при  определении взаимоотношений государства  и гражданина, значение законности как критерия классификации и  характеристики различных форм правления  и т.д.

Уже в  глубокой древности зарождается  идея необходимости соответствия действий власти требованиям справедливости. В дальнейшем процессе углубления представлений  о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря  признанию и поддержке публичной  власти становится общеобязательным законом, а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (т.е. соответствующей праву) государственной властью. Символическим выражением подобных представлений стал образ богини правосудия, олицетворяющей единение силы и права и справедливость правопорядка, в равной мере обязательного для всех.

Во многих древнегреческих мифах отчетливо  присутствует возводимая к богам  идея справедливого устройства полисной жизни людей. В своих поэмах Гомер  противопоставляет справедливость  как принцип общения силе и  насилию в человеческих взаимоотношениях. Гесиод восхваляет Эвномию (Благозаконие),  согласно мифу, которая , является сестрой  Дике и дочерью верховного и совершенного бога Зевса и богини Фемиды (персонификации вечного естественно-божественного  порядка). Эвномия (Благозаконие) тем  самым олицетворяет божественное по своим истокам начало законности в общественном устройстве, глубинную  внутреннюю связь законности и полисного  порядка. В дальнейшем слово «эвномия» (благозаконие) заметно десакрализировалось и стало одним из ключевых понятий для характеристики полисного правления, основанного на хороших, справедливых законах.

В плане  антитезы «право (справедливость) —  насилие» заслуживает упоминания и  резкая критика Гесиодом устоев грядущего  «железного века», когда по его словам: «Правду заменит кулак... Где сила, там и будет право» (Гесиод. Труды  и дни, 174—193). [14,с.293]

Основополагающее  значение господства законов в полисных делах настойчиво подчеркивали и  многие из «семи мудрецов» Древней  Греции. Некоторые из них, будучи правителями  или законодателями, приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, согласно Бианту, Хилону, Питтаку, Солону и другим древнегреческим  мудрецам, — существенная отличительная  черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим государственным устройством  Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в  какой боялись бы тирана.

«Повинуйся  законам», — призывал спартанец  Хилон, автор знаменитого афоризма «Познай самого себя», начертанного на храме Аполлона в Дельфах и  сыгравшего заметную роль в истории  древнегреческой мысли. Лучшим полисом  Хилон считал тот, где граждане слушаются  законов более, чем ораторов и  демагогов.

Одним из «семи мудрецов» был Солон (около 638—559 гг. до н.э.) — знаменитый афинский реформатор, государственный  деятель и законодатель. Глубокой политико-правовой мудростью отмечен  его афоризм «Ничего сверх  меры», который тоже был записан  на храме в Дельфах. Именно с законодательных  реформ Солона, по оценке Аристотеля, в  Афинах «началась демократия». Конституционное  по своему существу законодательство Солона было пронизано идеей компромисса  правопритязаний борющихся сторон, интересов знати и демоса, имущих и неимущих. Кстати говоря, эта сознательно  проводившаяся Солоном идея законодательного закрепления компромисса между  борющимися силами и достижения таким  путем гражданского мира весьма характерна и для последующего зрелого конституционализма Нового времени как фундамента правовой государственности. [11,с 285]

В плане  идей правового закона и правового  государства представляет большой  интерес положение Солона о том, что свои реформы он провел с помощью  «власти закона», соединив силу с  правом. Помимо глубокой характеристики власти закона как сочетания силы (имеется в виду — официальной  государственной силы) с правом в  приведенном положении Солона отчетливо  присутствует также и проницательная мысль о том, что преобразования в государстве следует проводить  именно легальным путем, на основе официального и всеобщего закона.

Отмеченная  государственно-правовая идея древних  о единении силы и права была однозначно направлена против представлений о  том, будто сила рождает право, сильный  всегда прав и т.д.

Справедливость, право, закон традиционно считались  древними греками божественными  установлениями, необходимыми атрибутами космических и земных порядков, антиподами насилия, произвола, хаоса.»И говоря сегодня о законопослушности древних, их высоком почтении к закону и законности, не надо забывать, что имелись в виду священные традиции, надлежаще устанавливаемые, разумные и справедливые законы, а не произвольный диктат силы.

Такое отношение к законам присутствует, например, и в той гражданской  присяге, которую приносили молодые  жители Афин при достижении совершеннолетия (18 лет). В этой присяге были, в  частности, следующие слова: «И я  буду слушаться властей, постоянно  существующих, и повиноваться установленным  законам, а также тем новым, которые  установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или  не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один, и вместе со всеми». Последующее развитие древнегреческой  политико-правовой мысли сопровождается дальнейшим углублением светских, теоретических  воззрений о взаимосвязях права  и государства, о формах и механизме  правового опосредования политико-властных отношений.[14,с. 290]

Идеи  и конструкции античных авторов  получили свое дальнейшее развитие в  творчестве мыслителей европейского средневековья  и Нового времени.

Также и применительно к истории  идей правовой государственности средневековье  не было пустым, потерянным временем. Напротив, средневековая политико-правовая мысль (средневековая юриспруденция, политическая наука, философия, теология) сыграла важную связующую роль между идеями античности и Нового времени, в том числе и в плане теоретической подготовки основ для последующих учений о неотчуждаемых естественных правах человека, о разделении властей, представительной системе и правовой государственности вообще.

Показательны  в этом смысле политико-правовые воззрения  такого авторитетного представителя  средневековой теологии, как Фома Аквинский (1225—1274). В новых условиях он с христианских позиций развивал ряд политико-правовых идей античных авторов и прежде всего Аристотеля (о политической природе человека, о политической форме правления и т.д.) и римских юристов (о естественно-правовой справедливости и т.д.).

Естественный  закон, согласно Фоме Аквинскому, помимо стремления к самосохранению и продолжению  рода, поисков истины и истинного  Бога требует также признания  и уважения достоинства человека как разумного существа, созданного Творцом по своему образу и подобию. Это высказанное Фомой Аквинским  положение о достоинстве человека (и достоинстве человеческой личности), будучи фундаментальным принципом  христианского гуманизма, в политико-правовом плане является одной из первых формулировок идеи неотчуждаемого естественного  права человека. Отсюда следует, что  государство и человеческий (позитивный) закон должны признавать и уважать  достоинство человека. В соответствии с этим государство как политическая форма выражения общего блага  призвано, согласно Фоме Аквинскому, обеспечить для людей достойные условия  жизни, т.е. условия, соответствующие  достоинству человека. Используя положения Аристотеля и ряда других античных мыслителей, Фома Аквинский проводит различие между абсолютной монархией и политической монархией. Достоинства политической монархии он видит в том, что эта форма правления в наилучшей форме выражает требования общего блага, уважения достоинства человека и осуществления власти на основе закона, обязательного и для самого монарха. Кроме того, в политической монархии власть монарха ограничена сословно-представительным органом.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество