Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:49, курсовая работа
Проблемы соотношения гражданского общества и правового государства принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, всегда волновавших передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Эта проблема появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.
Введение………………………………………………………………3
Правовое государство: история идей и современность…………...5
Принципы правового государства………………………………....16
Понятие и структура гражданского общества………………….....21
Заключение…………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………………………29
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Полоцкий
государственный университет»
Кафедра теории и
истории
государства и права
Курсовая работа
по теме:
« Правовое государство и гражданское
общество.»
Выполнил:
студент
гр.11-ПР-1
Проверила:
Новополоцк 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………29
Введение:
Проблемы
соотношения гражданского общества
и правового государства
Эта
проблема актуальна и сейчас. Современное
демократическое правовое государство
предполагает развитое гражданское
общество, в котором взаимодействуют
различные общественные организации,
политические партии, в котором никакая
идеология не может устанавливаться
в качестве официальной государственной
идеологии (вспомним наглядный пример
– в нашей стране в течение
долгих десятилетий действовала
однопартийная система, а государственной
идеологией был марксизм-ленинизм).
В настоящее время в Казахстане
процесс формирования гражданского
общества, основанного на принципах
свободы и защищенности граждан
еще не завершён, и главная роль
государства в настоящий период
времени – это обеспечение
защиты человека, его прав и свобод,
а также развитие политической и
правовой культуры, как отдельного
индивида, так и отдельных социумов
в целом. Гражданское общество –
это спутник правового
Выбранная мною тема весьма актуальна, тем не менее, в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самих понятий "гражданское общество" и “правовое государство”, в современной политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных трактовок их конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.
Правовое
государство - многомерное развивающееся
явление. С течением времени оно
приобретало все новые
В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:
· Разделение властей (каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону);
· Верховенство закона (государство и личность в своих действиях прежде всего должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушать закон);
· Строгое соблюдение прав и свобод человека (прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права -- невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство);
· Социальная и юридическая защищенность личности.
Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства:
· Наличие развитого гражданского общества;
· Создание механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
· Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;
· Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;
· Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
· Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было;
· Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;
· Соответствие
законов праву и правовая организация
системы государственной
· Единство прав и обязанностей граждан.
Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.
Различные
аспекты античного влияния на
последующую теорию правового государства
группируются вокруг тематики правового
опосредования и оформления политических
отношений. Эта тематика включает в
себя, прежде всего, такие аспекты, как
справедливость устройства полиса (античного
города-государства), его власти и
его законов, разумное распределение
полномочий между различными органами
государства, различение правильных и
неправильных форм правления, определяющая
роль закона в полисной жизни при
определении взаимоотношений
Уже в
глубокой древности зарождается
идея необходимости соответствия действий
власти требованиям справедливости.
В дальнейшем процессе углубления представлений
о праве и государстве довольно
рано сформировалась идея о разумности
и справедливости такой политической
формы общественной жизни людей,
при которой право благодаря
признанию и поддержке
Во многих
древнегреческих мифах
В плане антитезы «право (справедливость) — насилие» заслуживает упоминания и резкая критика Гесиодом устоев грядущего «железного века», когда по его словам: «Правду заменит кулак... Где сила, там и будет право» (Гесиод. Труды и дни, 174—193). [14,с.293]
Основополагающее
значение господства законов в полисных
делах настойчиво подчеркивали и
многие из «семи мудрецов» Древней
Греции. Некоторые из них, будучи правителями
или законодателями, приложили немало
усилий для практической реализации
своих политико-правовых идеалов. Соблюдение
законов, согласно Бианту, Хилону, Питтаку,
Солону и другим древнегреческим
мудрецам, — существенная отличительная
черта благоустроенного полиса. Так,
наилучшим государственным
«Повинуйся законам», — призывал спартанец Хилон, автор знаменитого афоризма «Познай самого себя», начертанного на храме Аполлона в Дельфах и сыгравшего заметную роль в истории древнегреческой мысли. Лучшим полисом Хилон считал тот, где граждане слушаются законов более, чем ораторов и демагогов.
Одним
из «семи мудрецов» был Солон
(около 638—559 гг. до н.э.) — знаменитый
афинский реформатор, государственный
деятель и законодатель. Глубокой
политико-правовой мудростью отмечен
его афоризм «Ничего сверх
меры», который тоже был записан
на храме в Дельфах. Именно с законодательных
реформ Солона, по оценке Аристотеля, в
Афинах «началась демократия». Конституционное
по своему существу законодательство
Солона было пронизано идеей компромисса
правопритязаний борющихся
В плане
идей правового закона и правового
государства представляет большой
интерес положение Солона о том,
что свои реформы он провел с помощью
«власти закона», соединив силу с
правом. Помимо глубокой характеристики
власти закона как сочетания силы
(имеется в виду — официальной
государственной силы) с правом в
приведенном положении Солона отчетливо
присутствует также и проницательная
мысль о том, что преобразования
в государстве следует
Отмеченная государственно-правовая идея древних о единении силы и права была однозначно направлена против представлений о том, будто сила рождает право, сильный всегда прав и т.д.
Справедливость, право, закон традиционно считались древними греками божественными установлениями, необходимыми атрибутами космических и земных порядков, антиподами насилия, произвола, хаоса.»И говоря сегодня о законопослушности древних, их высоком почтении к закону и законности, не надо забывать, что имелись в виду священные традиции, надлежаще устанавливаемые, разумные и справедливые законы, а не произвольный диктат силы.
Такое
отношение к законам
Идеи и конструкции античных авторов получили свое дальнейшее развитие в творчестве мыслителей европейского средневековья и Нового времени.
Также
и применительно к истории
идей правовой государственности
Показательны в этом смысле политико-правовые воззрения такого авторитетного представителя средневековой теологии, как Фома Аквинский (1225—1274). В новых условиях он с христианских позиций развивал ряд политико-правовых идей античных авторов и прежде всего Аристотеля (о политической природе человека, о политической форме правления и т.д.) и римских юристов (о естественно-правовой справедливости и т.д.).
Естественный
закон, согласно Фоме Аквинскому, помимо
стремления к самосохранению и продолжению
рода, поисков истины и истинного
Бога требует также признания
и уважения достоинства человека
как разумного существа, созданного
Творцом по своему образу и подобию.
Это высказанное Фомой
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество