Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы соотношения гражданского общества и правового государства принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, всегда волновавших передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Эта проблема появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Правовое государство: история идей и современность…………...5
Принципы правового государства………………………………....16
Понятие и структура гражданского общества………………….....21
Заключение…………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ОТП. Гурова Екатерина 11-ПР-1.docx

— 49.91 Кб (Скачать)

В духе античных авторов Фома Аквинский  противопоставляет монархию (и абсолютную, и политическую) тирании и признает право народа (с согласия церкви) на насильственное свержение тиранической власти. В этом признаваемом Фомой  Аквинским (правда, с определенными  церковно-религиозными оговорками и  условиями) праве народа на восстание  против тирании присутствует (хотя и в теологически приглушенной форме) идея народного суверенитета.

Более отчетливо в эту эпоху суверенитет  народа в своем светском учении о  государстве и праве признавал  и защищал Марсилий Падуанский (1275—1343). Народ, согласно Марси-лию, — это  источник всякой власти (и светской, и духовной), носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под «народом» он имел в виду лучшую, просвещенную часть общества, которая  печется об общем благе.

Одним из первых в истории политической мысли Марсилий Падуанский в работе «Защитник мира» обосновывает концепцию  разделения в государстве законодательной  и исполнительной властей на основе верховенства законодательной власти и связанности исполнительной власти обязательным для всех законом.

На идею народного суверенитета опирается  и выдвинутый Марсилием демократический  принцип выборности всех должностных  лиц и государственных институтов, включая и монарха. Причем избирательную  монархию он считал более совершенной  формой правления, чем наследственная монархия.

Значительный  вклад в углубление юридического понимания и толкования (с позиций  естественного права) государства  и действующего позитивного права  внесли средневековые юристы (Г. Брэктон, Р. Луллий, Балдус и др.). Так, обосновывая  приоритет (и верховенство) естественного  права перед государством (и государственной  властью), юрист Балдус утверждал, что  естественное право сильнее принципата, т.е. власти правителя: «potuis est ius naturale quam principatus» [15, c.165]

Понятия государства и общества не тождественны. Их следует различать.

Государство выделилось из общества на известной  стадии его зрелости.

Общество - мать государства, и соответственно государство -- его дитя, продукт  общественного развития. Каково общество, таково и государство.

Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает  общественный организм.

По мере того как общество переходит в  своем поступательном развитии от одной  формации к другой, от низшей ступени  к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Выявление закономерностей соотношения общества и государства позволяет правильно  проанализировать путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые  общества различных стран.

Общество  не является простой совокупностью  индивидов.

Это сложный  социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с  производством, обменом и потреблением жизненных благ.

Общество - сложная динамическая система связи  людей, объединенных

семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями.

Это такая  общность индивидов, где действуют  уже не биологические, а социальные законы.

Глобальные  проблемы выживания человеческого  рода сегодня становятся определяющими  для нормального общественного  развития.

Рассмотрение  общества в качестве совокупности общественных отношений позволяет:

Во-первых, подходить к нему с конкретно-исторических позиций (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества);

Во-вторых, выявлять специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной);

В-третьих, определять субъектов социального  общения (личность, семья, класс, нация, государство и др.).

Гражданское общество и правовое государство  логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В  то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства.

Нельзя  ставить знак равенства между  понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже  первого и моложе на много лет.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права.

Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским  обществом.

Формирование  и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в  мировом масштабе. Реальность существования  гражданского общества, собственно, как  и правового государства, определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.

Гражданское общество в широком смысле и сам  термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления  о гражданстве и гражданине и  возникло понятие общества как совокупности граждан.

Это произошло  еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским  обществом и государством не проводилось.

Гражданское общество в его современном понимании  и значении -- это общество, способное  противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать  государству его место, держать  его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество -- это общество, способное сделать свое государство  правовым.

Между тем это не означает, что гражданское  общество только тем и занимается, что борется с государством. В  рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское  общество позволяет государству  активно вмешиваться в социально-экономические  процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при  наличии определенных экономических условий, а именно -экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство.

Любую социальную сферу составляют три  компонента:

а) социальные субъекты (люди и образуемые ими  общности);

б) отношения  между субъектами (общественные отношения, социальные структуры);

в) поведение  людей, их деятельность.

В полной мере это относится и к гражданскому обществу. Другое дело, что человек  состоит во множестве социальных отношений, и не во всех этих отношениях он выступает именно как член гражданского общества. Однако то, будет ли данный конкретный человек выступать субъектом  отношений гражданского общества, ощущает  ли он себя таковым и как он ведет  себя в этих отношениях, зависит  от его личных и социальных качеств. Поэтому формирование гражданского общества -- это прежде всего задача формирования члена этого общества, в основном, за счет принципиальных изменений в экономической и  политической структурах общества.

Итак, гражданское  общество и его взаимоотношения  с государством характеризуются, в  основном, следующими моментами:

1. становление  и развитие гражданского общества  связывается с формированием  общественных отношений, утверждением  принципа формального равенства;

2. гражданское  общество базируется на частной  и иных формах собственности,  рыночной экономике, политическом  плюрализме;

3. гражданское  общество существует наряду с  государством как относительно  самостоятельная и противостоящая  ему сила, находящаяся с ним  в противоречивом единстве;

4. гражданское  общество представляет собой  систему, которая построена на  основе горизонтальных связей  между субъектами (принцип координации)  и которой свойственны самоорганизация  и самоуправляемость;

5. гражданское  общество есть сообщество свободных  граждан-собственников, осознающих  себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять  на себя всю полноту хозяйственной  и политической ответственности  за состояние общества;

6. с  развитием гражданского общества  и становлением правовой государственности  происходит сближение общества  и государства, их взаимопроникновение:  по существу, правовое государство  есть способ организации гражданского  общества, его политическая форма;

7. взаимодействие  гражданского общества и правового  государства направлено на формирование  правового демократического общества, на создание демократического  социально-правового государства.

Таким образом, понятие «гражданское общество»  характеризует определенный уровень  развития общества, его состояние, степень  социально-экономической, политической, правовой зрелости и является основой  правового государства. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  правового государства
 
 

Правовым  называется такое государство, которое  во всей своей деятельности подчиняется  праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Предпосылками создания и функционирования правового  государства являются:

1. производственные  отношения, основанные на многообразии  форм собственности, свободе предпринимательства.  Необходима экономическая независимость  и самостоятельность индивида. Только  экономически самостоятельный гражданин  может быть равноправным партнёром  государства в политико-правовой  сфере;

2. режим  демократии, конституционализма и  парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации  власти;

3. высокий  уровень политического и правового  сознания людей, политической  культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного  участия в управлении государственными  и общественными делами;

4. юридической  предпосылкой является создание  внутренне единой и непротиворечивой  системы законодательства, которая  только и может обеспечить  действительное уважение закона;

5. важнейшей  предпосылкой правового государства  является гражданское общество, т.е. система отношений между  людьми, обеспечивающая удовлетворение  их неотъемлемых прав и интересов  на основе самоуправления и  свободы. Лишь «разгосударствленное»  общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

В отличие  от обычного государства правовое связано  правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.

Признаки  правового государства является:

1. Суверенитет  народа и конституционно-правовая  регламентация государственного  суверенитета.

2. Верховенство  закона во всех сферах жизни  общества («связанность» государства  законом - все государственные  органы, должностные лица, общественные  объединения, граждане в своей  деятельности обязаны подчиняться  требованиям закона. В свою очередь  законы в таком государстве  должны быть правовыми, т.е.  максимально соответствовать представлениям  общества о справедливости; приниматься  компетентными органами, уполномоченными  на то народом; приниматься  в соответствии с законно установленной  процедурой; соответствовать определённой  иерархии, не противоречить ни  конституции, ни друг другу.  Все иные нормативно-правовые  акты должны издаваться в полном  соответствии с законами, не изменяя  и не ограничивая их).

3. Деятельность  органов правового государства  базируется на принципе разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную( создание системы  «сдержек и противовесов», взаимоограничение  и взаимный контроль друг за  другом всех ветвей власти).

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество