Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы соотношения гражданского общества и правового государства принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, всегда волновавших передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Эта проблема появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Правовое государство: история идей и современность…………...5
Принципы правового государства………………………………....16
Понятие и структура гражданского общества………………….....21
Заключение…………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ОТП. Гурова Екатерина 11-ПР-1.docx

— 49.91 Кб (Скачать)

4. Взаимная  ответственность личности и государства  (за нарушение закона должна  обязательно последовать предусмотренная  законом мера ответственности,  не взирая при этом на личность  правонарушителя. Гарантией этого  принципа выступает независимый  суд).

5. Реальность  прав и свобод гражданина, их  правовая и социальная защищённость (государство должно не только  провозгласить приверженность этому  принципу, но и закрепить фундаментальные  права человека в своих законах,  гарантировать их и реально  защищать на практике).

6. Политический  и идеологический плюрализм, заключающийся  в свободном функционировании  различных партий, организаций, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций,  течений, взглядов.

7. Стабильность  законности и правопорядка в  обществе.

8. Преодоление  правового нигилизма в массовом  сознании.

9. Выработка  высокой политико-правовой грамотности.

10. Появление  действенной способности противостоять  произволу.

11.Разграничение партийных и государственных функций.

12.Установление парламентской системы управления государством.

13.Торжество политико-правового плюрализма.

14.Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а. Преодоление  узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права  как продукта властно-принудительного  нормотворчества.

б. Отказ  от догматического комментирования  и апологии сложившегося законодательства.

в. Преодоление  декоративности и декларированности  юридических норм.г. Выход юридической  науки из самоизоляции и использование  общечеловеческого опыта.

Формально-юридические  признаки права, как: системность и  упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего масштаба и  равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью государственных  и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

Наряду  с основными признаками права  важное значение для его идентификации  имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения  или ведущие начала процесса его  формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.

В целях  более глубокого изучения и более  эффективного применения принципов  права используется ряд критериев  классификации принципов права  и соответственно разделения их на различные группы.Общие принципы правового государства - это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и  реализации норм права, единство юридических  прав и обязанностей, демократизм.

Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или  более отрасли права, преимущественно  смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).

Отраслевые  принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. [15, с,63] Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Каждая  отрасль  права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих  лишь  ей правовых  принципов. Вместе они образуют фундамент, на котором создаются  и  функционируют не только отрасли, но  и  все право. 
 

  1. Понятие и  структура гражданского общества.
 
 

Термин "гражданское общество" прочно входит в категориальный аппарат  правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д. При этом очевиден большой разброс как в конкретном определении различными авторами самого понятия "гражданское общество", так и в подходах к его анализу. Можно вынести несколько определений  этого термина, но основная идея, конечно  же, у них одна.

Гражданское общество - это наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение); наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии; высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества; законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

 Гражданским  обществом можно считать такую  общность людей, где достигнуто  оптимальное соотношение всех  сфер общественной жизни: экономической,  политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное  движение общества вперед. "Гражданское  общество - это такое общество, в  котором различные по своей  природе объединения граждан  (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы,  группы) осуществляют связь между  человеком и государством и  не позволяют последнему узурпировать  личность". [16, с 84]

То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр. 

Все это  разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации  и институты демократического общества не зависят от правительства для  своего существования, законности и  авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает  выразителем компромисса различных  сил в обществе. Экономической  основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается  ситуация, когда каждый гражданин  вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует  государственная власть.

 По  сути дела, интересы меньшинств  в гражданском обществе выражают  различные социальные, политические, культурные и прочие союзы,  группы, блоки, партии. Они могут  быть как государственными, так  и независимыми. Это позволяет  отдельным людям осуществлять  свои права и обязанности граждан  демократического общества. Посредством  участия в этих организациях  разнообразными способами можно  оказывать влияние на принятие  политических решений.

 Гражданское  общество существует и функционирует  в противоречивом единстве с  государством. При демократическом  режиме оно взаимодействует с  государством, при тоталитарном - стоит  в пассивной или активной оппозиции  к государству.

 Отметим,  что в основе любого гражданского  общества лежат ряд наиболее  общих идей и принципов, независимо  от специфики той или иной  страны. К ним относятся:

  • экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
  • легитимность и демократический характер власти;
  • безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;
  • классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
  • правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
  • равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;
  • политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
  • свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
  • невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
  • эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

 Таким  образом, гражданское общество  определяется как целостная общественная  система, характеризующаяся развитостью  рыночных отношений, наличием  социальных классов и слоев,  имеющих собственные, независимые  от государства источники существования;  экономической свободой производителей, наличием политических, социальных  и личных свобод граждан, демократизмом  политической власти, верховенством  права во всех областях общественной  деятельности, включая государственную.

 Структура  гражданского общества — это  внутреннее строение общества, отражающее  многообразие и взаимодействие  его составляющих, обеспечивающее  целостность и динамизм развития.

 Системообразующим  началом, генерирующим интеллектуальную  и волевую энергию общества, является  человек с его естественными  потребностями и интересами, внешне  выраженными в юридических правах  и обязанностях. Составляющими частями  (элементами) структуры выступают  различные общности и объединения  людей и устойчивые взаимосвязи  (отношения) между ними.

 Структуру  современного гражданского общества  можно представить в 

виде  пяти основных систем, отражающих соответствующие  сферы его жизнедеятельности. Это  социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. В социальной сфере институтами гражданского общество являются семья и различные  коллективы людей: трудовые, служебные, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам (клубы, охотничьи, рыбаловецкие коллективы, садоводческие товарищества и т.д.), детские, молодежные организации, не носящие политического характера (например, организации бойскаутов). Следует отметить, в данном случае имеется в виду социальная сфера – это сфера всей общественной жизни, включая экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.

В экономической  сфере институтами гражданского общества являются организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством  материальных благ, оказанием различного рода услуг, как материального, так  и нематериального характера (банковско-кредитные  учреждения, туристические фирмы, организации  по возмездному оказанию юридических  услуг).

 В  политической сфере институтами  гражданского общества являются  политические партии, организации,  движения различной политической  ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические  цели, участвующие в борьбе за  государственную или муниципальную  (публичную власть). Сюда же входят  молодежные политические организации  (например, коммунистические союзы  молодежи). Важнейшим институтом  гражданского общества в политической  сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с  органами государства представляют  систему публичной власти и  являются связующим звеном между  гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты  совместно с государством составляют  политическую систему общества. Своеобразием отличается такой  институт гражданского общества, как профессиональные союзы (профсоюзы). Они действуют как в политической, так и в экономической сфере. В духовно-культурной сфере институтами гражданского общества являются учреждения культуры, творческие организации и союзы, образовательные учреждения, физкультурные и спортивные клубы, союзы (федерации), церковь и религиозные (конфессиональные) организации, не носящие политического характера.

 В  информационной сфере институтами  гражданского общества являются  средства массовой информации (газеты  и журналы, радио и телевидение,  информационные страницы Интернета). В тоталитарном государстве все  вышеуказанные сферы общественной  жизни оказываются либо полностью  огосударствленными, либо находятся  под жестким, всеобъемлющим контролем  органов государства, а в идеологизированном  государстве, каковым был бывший  СССР, и под контролем организаций  правящей партии (в СССР – Коммунистической  партии Советского Союза - КПСС).

 Наиболее  огосударствленными в бывшем  СССР оказались экономическая  и политическая сферы. В экономической  сфере признавалась только социалистическая (государственная и колхозно-кооперативная)  форма собственности на средства  производства. Частная собственность  была запрещена, была предусмотрена  уголовная ответственность за  частнопредпринимательсткую деятельность  и коммерческое посредничество . Вследствие этого организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг как материального, так и нематериального характера, были в основном государственными. Колхозной формой собственности являлись коллективные хозяйства (колхозы), занятые преимущественно в сфере сельского хозяйства. Фактически колхозы пользовались никакой самостоятельностью, их деятельность полностью контролировалась государственными органами и КПСС. Производственные кооперативы представляли ничтожно малый процент в экономической системе советского общества.

Политическая  сфера советского общества характеризовалась  жесткой однопартийностью. Никакие  иные политические партии, кроме КПСС, не действовали. Единственной молодежной политической организацией являлся  Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) – комсомол. Политический характер носила даже детская организация  – Всесоюзная пионерская организация  – Всесоюзная пионерская организация  имени В.И.Ленина. Местное самоуправление в бывшем СССР отсутствовало –  местные Советы входили в систему органов государственной власти и полностью подчинялись вышестоящим государственным органам.

 Профессиональные  союзы имели централизованное  руководство в лице Всесоюзного  центрального совета профессиональных  союзов (ВЦСПС). Юридически профсоюзы  считались общественной организацией. Однако фактическое огосударствление  профсоюзов началось еще в  первые годы Советской власти. Они были объявлены "школой  коммунизма" и фактически вошли  в механизм советского государства,  причем профсоюзы первоначально  даже отводилось второе место  после коммунистической партии. По поводу В.И.Ленина в работе "Детская жизнь "левизны"  в коммунизме" писал: "Партия  непосредственно опирается на  профсоюзные органы, которые насчитывают  теперь, по данным последнего (апрель 1920 г.) съезда, свыше 4 миллионов человек.  Фактически все руководящие учреждения  громадного большинства союзов... состоят из коммунистов и проводят  все директивы партии... Затем,  разумеется, вся работа партии  идет через Советы, которые объединяют  трудящиеся массы без различия  профессий... Таков общий механизм  пролетарской государственной власти, рассмотренной "сверху", с точки  зрения практики осуществления  диктатуры".[4,с. 215]

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество