Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:49, курсовая работа
Проблемы соотношения гражданского общества и правового государства принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, всегда волновавших передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Эта проблема появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.
Введение………………………………………………………………3
Правовое государство: история идей и современность…………...5
Принципы правового государства………………………………....16
Понятие и структура гражданского общества………………….....21
Заключение…………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………………………29
4. Взаимная
ответственность личности и
5. Реальность
прав и свобод гражданина, их
правовая и социальная
6. Политический
и идеологический плюрализм,
7. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
8. Преодоление
правового нигилизма в
9. Выработка
высокой политико-правовой
10. Появление
действенной способности
11.Разграничение партийных и государственных функций.
12.Установление парламентской системы управления государством.
13.Торжество политико-правового плюрализма.
14.Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества.
б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.
в. Преодоление декоративности и декларированности юридических норм.г. Выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
Формально-юридические
признаки права, как: системность и
упорядоченность; нормативность; императивный,
чаще государственно-волевой, властный
характер; общеобязательность и общедоступность;
формальная определённость; проявление
в качестве всеобщего масштаба и
равной меры по отношению ко всем индивидам;
обладание регулятивным характером;
всесторонняя (с помощью государственных
и негосударственных
Наряду с основными признаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.
В целях
более глубокого изучения и более
эффективного применения принципов
права используется ряд критериев
классификации принципов права
и соответственно разделения их на
различные группы.Общие
Межотраслевые
правовые принципы охватывают 2 или
более отрасли права, преимущественно
смежных (конституционное и
Отраслевые
принципы распространяются лишь на конкретные
отрасли права - конституционное, гражданское,
уголовное, земельное, трудовое и др.
[15, с,63] Соответственно на их основе создаются
и реализуются нормы, составляющие только
данную отрасль права. Каждая отрасль
права, помимо общих и межотраслевых, строится
на основе своих собственных, присущих
лишь ей правовых принципов. Вместе
они образуют фундамент, на котором создаются
и функционируют не только отрасли,
но и все право.
Термин
"гражданское общество" прочно
входит в категориальный аппарат
правоведов, историков, философов, социологов,
политологов и т.д. При этом очевиден
большой разброс как в
Гражданское общество - это наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение); наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии; высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества; законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.
Гражданским
обществом можно считать такую
общность людей, где
То есть
при наличии гражданского общества,
правительства - это лишь один элемент,
сосуществующий с различными институтами,
партиями, ассоциациями и пр.
Все это
разнообразие носит название плюрализма
и предполагает, что многие организации
и институты демократического общества
не зависят от правительства для
своего существования, законности и
авторитета. При существовании гражданского
общества государство выступает
выразителем компромисса
По
сути дела, интересы меньшинств
в гражданском обществе
Гражданское
общество существует и
Отметим,
что в основе любого
Таким
образом, гражданское общество
определяется как целостная
Структура
гражданского общества — это
внутреннее строение общества, отражающее
многообразие и взаимодействие
его составляющих, обеспечивающее
целостность и динамизм
Системообразующим
началом, генерирующим
Структуру
современного гражданского
виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. В социальной сфере институтами гражданского общество являются семья и различные коллективы людей: трудовые, служебные, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам (клубы, охотничьи, рыбаловецкие коллективы, садоводческие товарищества и т.д.), детские, молодежные организации, не носящие политического характера (например, организации бойскаутов). Следует отметить, в данном случае имеется в виду социальная сфера – это сфера всей общественной жизни, включая экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.
В экономической сфере институтами гражданского общества являются организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг, как материального, так и нематериального характера (банковско-кредитные учреждения, туристические фирмы, организации по возмездному оказанию юридических услуг).
В
политической сфере
В
информационной сфере
Наиболее
огосударствленными в бывшем
СССР оказались экономическая
и политическая сферы. В
Политическая сфера советского общества характеризовалась жесткой однопартийностью. Никакие иные политические партии, кроме КПСС, не действовали. Единственной молодежной политической организацией являлся Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) – комсомол. Политический характер носила даже детская организация – Всесоюзная пионерская организация – Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. Местное самоуправление в бывшем СССР отсутствовало – местные Советы входили в систему органов государственной власти и полностью подчинялись вышестоящим государственным органам.
Профессиональные
союзы имели централизованное
руководство в лице
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество