Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 01:27, реферат
Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, а также о его необходимости подчинения закона праву. О значении прав и законов для нормального развития государства и ограничения произвола властей писал еще Платон: «я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится в чье-либо власти. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я вижу спасение государства».
1. возникновение и развитие учения о правовом государстве
2. принципы правового государства
3. понятие гражданского общества
4. структура гражданского общества
Гражданское
общество и правовое
государство
1.Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, а также о его необходимости подчинения закона праву. О значении прав и законов для нормального развития государства и ограничения произвола властей писал еще Платон: «я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится в чье-либо власти. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я вижу спасение государства». Аналогичных взглядов придерживался Аристотель: «там, где отсутствует власть закона, там нет места форме государственного устройства». Дальнейшее развитие идей о праве и государстве, а также о обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Шарля Монтескье: «если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она будет соединена с законодательной властью, то жизнь и свободы граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность быть угнетателем».
Философское обоснование учения о праве и государстве в его системном виде связано с именами канта и Гегеля. Кант определял государство, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Для Гегеля государство то же самое, что и право, но только более развитое, включает в себя все абстрактные права и свободы личности, поэтому система права, т.е. государство в его динамическом подчинении, царство реализованной свободы.
Словосочетание
правовое государство впервые
2.Принципы – основополагающие идеи либо требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами, т.е. уровнем развития культуры, нравственного потенциала общества, наличием стабильного механизма реализации правовых предписаний, степенного освоения человеческих прав как собственной свободы. С учетом исторических взглядов и позиций современных ученых можно выделить принципы правового государства:
1) приоритет прав –
Принцип правовой защиты человека и гражданина. Данный принцип носит первичный и абсолютный характер. Он означает:
2) единство права и закона.
В правовом государстве любой нормативный акт должен не только по форме, но и по содержанию быть правовым, это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствующие международным нормам о правах человека, быть принятыми легитимными органами государственной власти.
3) правовое разграничение различных ветвей государственной власти
Законодательная
власть избранная всенародно отражает
суверенитет государства, исполнительная
власть занимается исполнением законов
и оперативно-хозяйственной
3.Формирование гражданского общества всегда связано с проблемами совершенствования государства, повышения роли права и закона. Еще в древнем Риме подтверждением этого служила теория Эйдеса (идея государства). Следует рассмотреть высказывание Аристотеля, что государство – это достаточная совокупность граждан, которые контролируют друг друга, т.е. гражданское общество. Цицерон обосновывая правовое равенство людей писал: «закон – связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех». Философскую характеристику гражданского общества можно найти и у Канта. Его главные идеи:
1) человек все должен создавать собственными силами, и должен отвечать за все свое содеянное
2)
столкновение человеческих
3) гражданские свободы, законодательно обеспеченные правом – необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель. Он определял гражданское общество как сферу действия частного интереса. Сюда включал семью, соглашения, религию, право, мораль, образование, законы и правовые связи людей. Материалистическую характеристику гражданскому обществу дали Маркс и Энгельс. Они писали: «гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производственных сил». Современное понимание гражданского общества предполагает наличие ряда признаков:
4.Структуру современного белорусского общества можно представить в виде 5 основных систем, которые отражают соответствие сферы ее жизнедеятельности – социальную, экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.
Социальная система охватывает совокупность общностей людей и взаимоотношения между ними. В социальной системе следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением человеческого рода, продлением его жизни, воспитанием детей. Второй блок охватывает отношения, отражающие сугубо социальную деятельность человека: отношений человека с человеком как непосредственно, так и в коллективе. Третий: с большой социальной группой (слоями, классами).
Экономическая система – представляет собой совокупность экономических отношений и институтов, в которые вступают люди в процессе реализации собственного производства, распределения и обмена совокупного общественного продукта.
Политическую систему составляют целостные саморегулируемые элементы и институты: государство, партии, движения, объединения и отношения между ними. Индивид выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом по поводу духовно-культурных благ, и соответствующие учреждения (образовательные, культурные, религиозные), через которые реализуются эти отношения.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом как непосредственно, так и через средства массовой информации.
Информация о работе Гражданское общество и правовое государство