Гражданское общество и правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 01:27, реферат

Краткое описание

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, а также о его необходимости подчинения закона праву. О значении прав и законов для нормального развития государства и ограничения произвола властей писал еще Платон: «я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится в чье-либо власти. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я вижу спасение государства».

Оглавление

1. возникновение и развитие учения о правовом государстве
2. принципы правового государства
3. понятие гражданского общества
4. структура гражданского общества

Файлы: 1 файл

10.Гражданское общество и правовое государство.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

      Гражданское общество и правовое государство 

      
  1. возникновение и развитие учения о правовом государстве
  2. принципы правового государства
  3. понятие гражданского общества
  4. структура гражданского общества
 

      1.Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, а также о его необходимости подчинения закона праву. О значении прав и законов для нормального развития государства и ограничения произвола властей писал еще Платон: «я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится в чье-либо власти. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я вижу спасение государства». Аналогичных взглядов придерживался Аристотель: «там, где отсутствует власть закона, там нет места форме государственного устройства». Дальнейшее развитие идей о праве и государстве, а также о обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Шарля Монтескье: «если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она будет соединена с законодательной властью, то жизнь и свободы граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность быть угнетателем».

      Философское обоснование учения о праве и  государстве в его системном  виде связано с именами канта  и Гегеля. Кант определял государство, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Для Гегеля государство то же самое, что и право, но только более развитое, включает в себя все абстрактные права и свободы личности, поэтому система права, т.е. государство в его динамическом подчинении, царство реализованной свободы.

      Словосочетание  правовое государство впервые встречается  в работах карла велькера (1813). Но первый юридический анализ данного  термина и введение его в научный  оборот сделаны Робертом фон моленном (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения и ставил его 5 по счету после патриархального, патримониального, теократического, деспотического государств. К н. 20 века в ряде развивающихся стран сложились такие типы правовых систем, принципы построения которых соответствовали идеям о правовом государстве. В конституции множества стран (США, Франция и др.) содержаться положения прямо или косвенно фиксирующие, что данное государство является правовым. В планетарном масштабе распространение и реализация этой функции и идеи способствовало ООН через свои организационные структуры и международные НПА. 

      2.Принципы – основополагающие идеи либо требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами, т.е. уровнем развития культуры, нравственного потенциала общества, наличием стабильного механизма реализации правовых предписаний, степенного освоения человеческих прав как собственной свободы. С учетом исторических взглядов и позиций современных ученых можно выделить принципы правового государства:

      1) приоритет прав – 

  • рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиции права
  • соединение общечеловеческих и нравственных ценностей с легитимной публичной властью
  • наличием в государстве необходимых для выражения и действия правовых форм и процедур, конституционных законов, системы материальных и процессуальных гарантий.

      Принцип правовой защиты человека и гражданина. Данный принцип носит первичный и абсолютный характер. Он означает:

  • равенство сторон и взаимная ответственность государства и граждан – нормальные правоотношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, как представитель народа, располагает большими правами, но не больше чем гражданин в гражданско-правовой сфере. У них равные права и соответствующие им обязанности
  • особый тип правового регулирования и форм правовых отношений – поскольку правовое государство и граждане равные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязи выступает договор: прием на работу, государственный займ, акт купли-продажи, найм жилого помещения.
  • стабильный правовой статус граждан и система юридических гарантий его реализации – устойчивый и стабильный правовой статус (права и обязанности) и юридические механизмы его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права будут нарушены

      2) единство права и закона.

      В правовом государстве любой нормативный акт должен не только по форме, но и по содержанию быть правовым, это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствующие международным нормам о правах человека, быть принятыми легитимными органами государственной власти.

      3) правовое разграничение различных ветвей государственной власти

      Законодательная власть избранная всенародно отражает суверенитет государства, исполнительная власть занимается исполнением законов  и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав и справедливого наказания. В правовом государстве все ветви власти независимы и не должны вмешиваться в деятельность друг друга. 

      3.Формирование гражданского общества всегда связано с проблемами совершенствования государства, повышения роли права и закона. Еще в древнем Риме подтверждением этого служила теория Эйдеса (идея государства). Следует рассмотреть высказывание Аристотеля, что государство – это достаточная совокупность граждан, которые контролируют друг друга, т.е. гражданское общество. Цицерон обосновывая правовое равенство людей писал: «закон – связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех». Философскую характеристику гражданского общества можно найти и у Канта. Его главные идеи:

      1) человек все должен создавать  собственными силами, и должен  отвечать за все свое содеянное

      2) столкновение человеческих интересов  и необходимость из защиты  являются побудительными причинами  самосовершенствования людей

      3) гражданские свободы, законодательно обеспеченные правом – необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

      Важную  роль в формировании представлений  о гражданском обществе сыграл Гегель. Он определял гражданское общество как сферу действия частного интереса. Сюда включал семью, соглашения, религию, право, мораль, образование, законы и правовые связи людей. Материалистическую характеристику гражданскому обществу дали Маркс и Энгельс. Они писали: «гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производственных сил». Современное понимание гражданского общества предполагает наличие ряда признаков:

  1. гражданское общество – это сообщение свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые ему необходимы для нормального существования
  2. гражданское общество – открытое социальное образование. В нем свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к информации, культурное сотрудничество с другими странами и т.д.
  3. гражданское общество – сложная структурная система. Наличие многообразных форм и институтов (профсоюзы, партии) позволяют выразить самые разнообразные потребности и интересы людей
  4. гражданское общество – саморазвивающаяся и самоуправляемая система, это означает, что индивиды объединяются в различные организации, устанавливают между собой различные отношения, реализуя порой противоречивые интересы. Этим они обеспечивают развитие общества без вмешания государства, как властные силы
  5. гражданское общество – демократическое общество, где связующим фактором выступает признание, обеспечение, защита естественных и приобретенных прав человека
 

      4.Структуру современного белорусского общества можно представить в виде 5 основных систем, которые отражают соответствие сферы ее жизнедеятельности – социальную, экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.

      Социальная  система охватывает совокупность общностей  людей и взаимоотношения между ними. В социальной системе следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением человеческого рода, продлением его жизни, воспитанием детей. Второй блок охватывает отношения, отражающие сугубо социальную деятельность человека: отношений человека с человеком как непосредственно, так и в коллективе. Третий: с большой социальной группой (слоями, классами).

      Экономическая система – представляет собой  совокупность экономических отношений  и институтов, в которые вступают люди в процессе реализации собственного производства, распределения и обмена совокупного общественного продукта.

      Политическую  систему составляют целостные саморегулируемые элементы и институты: государство, партии, движения, объединения и  отношения между ними. Индивид  выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

      Духовно-культурная система образуется из отношений  между людьми, их объединениями, государством и обществом по поводу духовно-культурных благ, и соответствующие учреждения (образовательные, культурные, религиозные), через которые реализуются эти отношения.

      Информационная  система складывается в результате общения людей друг с другом как  непосредственно, так и через  средства массовой информации.        

         


Информация о работе Гражданское общество и правовое государство