Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:41, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
описание идей правового государства в политико-правовой мысли;
рассмотрение принципов правового государства;
определение понятия и структуры гражданского общества;
выделение особенностей формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Правовое государство: история идей и современность……………….4

Принципы правового государства………………………………………6

Понятие и структура гражданского общества……………………….....9

Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь…….………………………………....13

Заключение …………………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

         Кафедра Политологии

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:

«Правовое государство и гражданское общество»

 

 

 

 

 

 

Студент

УЭФ, 2-й курс, РЭТ-1                                                     Ю.В. Медведская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК, 2012

 

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

    1. Правовое государство: история идей и современность……………….4

 

    1. Принципы правового государства………………………………………6

 

    1. Понятие и структура гражданского общества……………………….....9

 

    1. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь…….………………………………....13

 

Заключение …………………………………………………………………………21

 

Список литературы…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема соотношения  гражданского общества и государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных  научных проблем, которая волновала  человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Эта проблема актуальна  и сейчас. В течении долгого  времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве  и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в Республике Беларусь формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

Гражданское общество – это спутник правового государства, т.е. правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество.

То, что тема весьма актуальна, особенно для нашей  страны, вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения. Но, тем не менее, в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия "гражданское общество", в политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания.

Объектом исследования в данной работе является государство, а предметом – его подлинно правовой характер, в котором только и могут быть обеспечены права  и свободы личности.

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования  гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.

В ходе исследования перед автором были поставлены следующие  задачи:

    1. описание идей правового государства в политико-правовой мысли;
    2. рассмотрение принципов правового государства;
    3. определение понятия и структуры гражданского общества;
    4. выделение особенностей формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

 

1. Правовое государство: история идей и современность

 

 

Правовое государство  является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

    1. признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
    2. верховенство правового закона;
    3. организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Теория о  правовом государстве зародилась много  веков тому назад в Древней  Греции. Именно античные мыслители  – Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий и др. – впервые определили важнейший принцип правового государства – принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями. Аристотель, в частности, утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя, что закон должен властвовать над всем. «Я, - писал Платон, - вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». «Народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

Таким образом, государственная  власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних  мыслителей, считается справедливой государственностью.

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции  правовой государственности значительный вклад внесли такие мыслители, как Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.

Примерно в то же время  был сформулирован еще один принцип  правового государства – принцип  разделения власти на несколько самостоятельных  ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения власти в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. Однако необходимо заметить, что Дж. Локк, разделяя власть на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинял каждую из них законодательным органам, поскольку «тот выше, кто может предписывать законы». Он не выделяет отдельно судебную власть, считая ее основным элементом исполнительной власти.

Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена  с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной  властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя».

Значительный вклад в  обоснование теории правового государства  внесли такие мыслители нового времени, как К. Ясперс и И. Кант. И. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «…чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Так оформился еще один принцип концепции правового государства: источником политической власти в правовом государстве является народ; без реальной демократии не может быть правового государства.

Идеи о справедливом государстве  и праве занимали значительное место  в трудах знаменитых белорусских  гуманистов Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, А. Волана и др.

Решительно отстаивали принципы правового государства революционеры-демократы  А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский Кастусь Калиновский и др.

Таким образом,  в настоящее время правовое государство действительно не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции. В конституционной организации большинства государств характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства.

 

 

2. Принципы правового государства

 

 

Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым.

С учетом исторических данных, общественной и государственной  практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:

1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

Приоритет права означает:

    1. рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
    2. соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;
    3. необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
    4. наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.)

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

Человек как  разумное и общественное существо в  процессе своей жизни, общения с  себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается в том, что названный  принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий  характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане  имеет специфические правовые признаки:

    1. равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
    2. особые тип правового регулирования и форма правоотношений;
    3. стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Нормальные  правовые отношения предполагают равенство  и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.).

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество