Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:41, реферат
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
описание идей правового государства в политико-правовой мысли;
рассмотрение принципов правового государства;
определение понятия и структуры гражданского общества;
выделение особенностей формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….3
Правовое государство: история идей и современность……………….4
Принципы правового государства………………………………………6
Понятие и структура гражданского общества……………………….....9
Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь…….………………………………....13
Заключение …………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………………
В правовом государстве важное место в системе власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут отменять решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат Конституции и законам.
Согласно Основному Закону (ст. 79), главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является парламент – Национальное собрание. Срок его полномочий – четыре года. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90).
Согласно ст.97 Конституции, Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.
Палата представителей рассматривает проекты законов; назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу, принимает отставку Президента; принимает решения и по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Совет Республики (ст. 98) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов.
Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента о совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности.
В соответствии со ст. 99 конституции
право законодательной
Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона (ст. 101).
Исполнительную власть в
Республике Беларусь осуществляет Правительство
– Совет Министров –
Правительство в своей
деятельности подотчетно Президенту РБ
и ответственно перед Парламентом.
Правительство руководит
Знакомство с Конституцией РБ позволяет утверждать, что Основной Закон закрепил конституционные основы судебно-правовой системы. На наш взгляд, к ним прежде всего следует отнести отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающего принципа правового статуса судей (независимость, несменяемость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.д.). В ст. 112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции, законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных актов, т.е. суды подчиняются только закону и никому более.
Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он принимает решение в соответствии с Конституцией или законом и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды наряду с Конституционным судом осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства. Таким образом, Основной Закон РБ закрепил конституционные основы организации и деятельности судов.
Но в положении судов и правоохранительных органов сегодня существуют и проблемы. Они до сих пор связаны показателями отчетности. По ним проводится оценка работы суда, следственных органов, прокуратуры. Прежняя административно-командная система предопределила приоритет ценностей: сначала показатель, потом – человек.
Не обеспечена процессуальная самостоятельность следователя. Являясь штатным сотрудником органов внутренних дел, государственной безопасности или прокуратуры, он подчинен своим непосредственным начальникам и обязан выполнять ведомственные приказы и инструкции. Полномочия прокурора, например, позволяют ему при необходимости вмешиваться в процесс расследования, выносить по делу обязательные для следователя решения, а в некоторых случаях даже отстранять следователя от производства предварительного следствия.
Таким образом, в настоящее время управление следствием ведется с использованием тех же ведомственных методов, которые применяются для руководства и другими службами правоохранительных органов. Наличие в них параллельных структур предварительного следствия ведет лишь к увеличению управленческого аппарата, к формально-бюрократическому решению вопросов о подследственности преступлений, к снижению эффективности расследования. Поэтому решением данной проблемы является создание независимого Следственного комитета, который будет единственным в республике органом предварительного следствия. Его создание обеспечивает процессуальную самостоятельность следователей, повышает их правовой и социальный статус. В настоящее время в МВД существует Следственный комитет, но он распространяет свою деятельность на следователей, работающих в системе органов внутренних дел.
Характеристика проблем формирования правового государства в РБ будет неполной без описания процесса формирования гражданского общества в стране – наличие которого является важнейшим условием функционирования правового государства.
Необходимо заметить, что в классическом варианте гражданское общество складывалось вне и помимо государства, заполняя ячейки, свободные от государственно-властного воздействия. Оно во многом противостояло государству, отвоевало у него пространство для самоорганизации и ставило пределы вмешательства в свою жизнь. При тоталитаризме ячеек, не занятых государством, практически не остается. И потому становление гражданского общества во многом является результатом государственной деятельности, что, естественно, не может не наложить отпечатка на ход и конечный продукт этого процесса.
Основу гражданского общества
составляет частная собственность.
Если при тоталитаризме она
Нo если интересам государства как всевластного аппарата приватизация явно не отвечает, то отдельные представители, владея рычагами государственной власти, приобрели собственность и тем самым обеспечили себе переход в слой частных собственников. Отсюда можно сделать вывод: в условиях посттоталитаризма государственная власть является одним из главных инструментов первоначального накопления капитала.
В Беларуси, как и в некоторых других республиках бывшего СССР, приватизация пошла в следующей системе координат: с одной стороны, сохранился государственный контроль над значительным объемом собственности, а с другой – личное обогащение чиновников. Поэтому процесс формирования гражданского общества был затянут и весьма далек от требований социальной справедливости и экономической целесообразности.
Аналогично идет и становление других институтов гражданского общества: свободы слова, печати, собраний, митингов, объединений. Разумеется, наличие необходимых рамок для реализации указанных свобод необходимо в любом, даже самом демократическом гражданском обществе. Однако, будучи «дарованными» государством, они не воспринимаются как неотъемлемые права личности, а поэтому защищаются и сдерживаются не правовыми, а административными средствами.
Вместе с тем либерализация
экономики и политики создает
некоторые возможности для
В заключение нельзя не сказать о том, что утверждение принципов правового государства в нашей стране как встречало, так и продолжает встречать сопротивление. На наш взгляд, это объясняется тем, что внедрение подобных принципов невозможно без полного отказа от командно-административных методов руководства обществом, без преодоления правового нигилизма, волюнтаризма и субъективизма. Это может стать реальностью лишь в условиях установления полной конституционной законности и обеспечения строгой юридической ответственности, что противоречит устремлениям бюрократических, коррумпированных, мафиозных структур.
В теоретическом отношении серьезным препятствием на пути формирования правового государства является то, что советская юридическая наука долгое время считала неприемлемой даже саму идею создания подобной державы, поскольку эта идея возникла еще в период европейских буржуазно-демократических революций. Такой подход отражал и до сих пор отражает негативное отношение к тем человеческим ценностям, которые складывались тысячелетиями в сфере государственных правовых отношений.
Сейчас стало ясно, что без добротной теории, а также без теории, а также без участия правоведов в правотворческом процессе практика рискует пойти по неверному пути. Без глубокой научной экспертизы и широкого обсуждения не должен приниматься и проводиться в жизнь один правовой акт.
История показала, что юридическая наука призвана сегодня, основываясь на идеалах гуманизма и общечеловеческих ценностях, выработать новое, демократическое правовое мышление как составную часть культуры, в центре которой стоят человек, его права и интересы. Прочными юридическими и организационными гарантиями должно быть обеспечено право каждого человека на демократию. Альтернативы этому нет.
Нет сомнения, что пройдет немало времени, пока идея правового государства воплотится в действительность. Закрепление в статье первой Конституции Республики Беларусь принципа правового государства следует трактовать не как достигнутое завоевание, а в качестве цели, которая должна определять организацию и функционирование всей государственной системы.
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество