Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:41, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
описание идей правового государства в политико-правовой мысли;
рассмотрение принципов правового государства;
определение понятия и структуры гражданского общества;
выделение особенностей формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Правовое государство: история идей и современность……………….4

Принципы правового государства………………………………………6

Понятие и структура гражданского общества……………………….....9

Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь…….………………………………....13

Заключение …………………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Наряду с  изложенными правовому государству  присущи и принципы верховенства закона, конституционно-правового контроля и др.

Таким образом, принципы определяют идеальную конструкцию государства, которое могло бы называться правовым. Сегодня человечество осознает роль права и выбирает его в качестве приоритета в своем развитии. Поэтому государственная власть связана правом, ориентирована на защиту прав и свобод человека. Кроме того, правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор. Договором высшей формы является конституция. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие и структура гражданского общества

 

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными  отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.)

Признаками (особенностями) гражданского общества являются:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

    1. высокое сознание людей;
    2. высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;
    3. широкие связи между членами общества;
    4. наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
    5. децентрализация власти;
    6. передача части власти органам самоуправления;
    7. согласование позиций вместо конфликтов;
    8. развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
    9. личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.
    10. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие:

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Гражданское общество - открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для  сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному  обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают  признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

Структура –  это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Структуру современного белорусского гражданского общества можно  представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие  сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная  система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей  и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт  гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это  конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах.

Третий блок образуют опосредованные отношения  между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Суммируя все  изложенное и учитывая высказанные  в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений. Внегосударственные и внеполитические отношения в данном случае следует понимать как относительно самостоятельные, автономные, застрахованные от произвольного вмешательства государства. Это такие отношения, которые могут существовать и развиваться в известной независимости от властных структур.

В паре взаимосвязанных  феноменов «общество – государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно в паре «гражданское общество – правовое государство» определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы.

Таким образом, гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Гражданское общество является сообществом свободных индивидов и открытым социальным образованием, в котором обеспечиваются свобода слова, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Системообразующим началом общества является человек с его естественными потребностями и интересами. Составляющими частями и элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними.

 

 

 

4. Особенности формирования правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь

 

 

Общество  – это исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся система  отношений между людьми, продукт  взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.

Государство – это особым образом организованный разряд людей, систематически занимающихся управлением общества, особый вид управления этим обществом, обеспечивая территориальное, юридическое, политическое и духовное единство населения.

Государство выступает  как официальный уполномоченный представитель всего общества.

Таким образом, государство  – это только часть общества, его политический элемент. В обществе оно играет ведущую роль, так как  занимает центральное положение.

Государство по отношению  к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность. По отношению к противникам общества – как внешним, так и внутренним – как орудие подавления и насилия.

Общество возникло раньше государства и поэтому  имеет более развитую историю  своего развития. Государство, рожденное обществом, в ходе своего развития приобретает самостоятельность, впрочем, достаточно условную, степень этой самостоятельности постоянно применяется и зависит от условий их взаимодействия, так как в различных обществах степень самостоятельности государства от общества различна.

Реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву  для формализма, лицемерия, приспособленничества, коррупции, что дискредитирует саму идею законности.

Господство закона в Республике Беларусь практически стало реальным снизу доверху. Все правовые институты  повернуты в сторону обеспечения  прав человека, чтобы сбалансировать несправедливый перекос в системе  отношений «государство – человек», который всегда был в пользу первого. В правовом государстве права и свободы своим гражданам держава не «дарует», как милость, а признает в качестве неотъемлемой собственности граждан. В правовом государстве держава перестает выступать в роли господина в отношениях с гражданином, а гражданин перестает быть «маленьким и послушным винтиком» в государственном механизме.

Разработчики Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. ориентировались на международно-правовые стандарты в области прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации.

Нередко под таким разделением  понимают полное равенство и независимость  властей. С подобной трактовкой согласиться  нельзя: власти не могут быть равными  в своих правах и независимыми друг от друга, иначе не будет обеспечиваться их функциональная самостоятельность (во-первых), государство перестанет быть единым механизмом (во-вторых). Суть же разделения власти заключается в четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности.

Прежде чем рассмотреть  систему организации власти в соответствии с новой Конституцией, необходимо кратко определить назначение каждой из ветвей власти, которые призваны сдерживать и уравновешивать друг друга в управлении государством, обеспечивать устойчивость власти в целом.

Законодательная власть – это высший представительный орган государства (парламент), избираемый всем населением страны. Парламент решает важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, принимает законы, избирает высших должностных лиц государства и т.п. Верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку высший представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется Конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами.

Исполнительная власть призвана реализовывать законы и другие решения парламента и осуществлять руководство текущей жизни общества и государства. Она разделяется на центральную и местную. В центре функции исполнительной власти выполняет правительство, а в странах с президентской формой правления – и Президент. На местах исполнительную власть осуществляют местные органы власти, подконтрольные вышестоящим органам и населению административно-территориальных единиц.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество