Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 13:49, контрольная работа
Правовое государство – многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям осуществления общества и уровня его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность с правом. Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересами народа и государства.
Введение 3
1 Зарождение и развитие идеи правового государства 5
2 Признаки правового государства 7
3 Практика становления правового государства в России 10
4 Развитие учения о гражданском обществе 11
5 Понятие, принципы и признаки гражданского общества 14
6 Перспективы развития гражданского общества 16
Заключение 18
Список литературы 20
Содержание
Введение | 3 |
1 Зарождение и развитие идеи правового государства | 5 |
2 Признаки правового государства | 7 |
3 Практика
становления правового |
10 |
4 Развитие учения о гражданском обществе | 11 |
5 Понятие, принципы и признаки гражданского общества | 14 |
6 Перспективы развития гражданского общества | 16 |
Заключение | 18 |
Список литературы | 20 |
Введение
Правовое государство – многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям осуществления общества и уровня его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность с правом. Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересами народа и государства.
Исторический опыт подсказывает, что развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности; в некоторых тоталитарных государствах регулярно издавались юридические акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.
В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и наверное, оп сути, разумеется, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему. Собственно в правовом государстве можно выделить два главных элемента:
Экономической основой правого государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
Социальную
основу правового государства
Проблема
соотношения гражданского общества
и государства, являющаяся предметом
исследования, принадлежит к числу
фундаментальных научных
Эта
проблема актуальна и сейчас. В
течении долгого времени
Гражданское общество – это спутник правового государства, т.е. правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество.
То, что тема весьма актуальна, особенно для нашей страны, вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения. Но, тем не менее, в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия "гражданское общество", в политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.
“Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов”.1
Целью данной работы является изучение общих положений институтов правового государств и гражданского общества.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования настоящей работы является изучение зарождения, идей, признаков и становления правового государства в России; изучение развития учения о гражданском обществе, его понятия, признаков и принципов гражданского общества, а так же перспектив его развития.
Предметом
работы выступают институты гражданского
общества и правового государства.
1
зарождение и развитие
идеи правового
государства
Представления о государстве как организации, осуществляющей деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности: Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и др. пытались выявить такие связи и взаимоотношения между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали грамотное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни людей, при которой закон общеобязателен для всех.
В период начавшегося разложения феодализма идее правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. Макиавелли цель государства видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден считал, что задача государства состоит в обеспечении права и свободы.
В эпоху ранних буржуазных революций значительный вклад в разработку концепции правовой государственности внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро и др.
Наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах Ш. Монтескье и И. Канта.
«Теорию разделения властей создал выдающийся французский историк и философ Ш. Монтескье (1689-1755 гг.). ее суть: в правильно устроенном государстве должны существовать три независимые друг от друга власти… соединение их в руках одного лица неизбежно ведет к злоупотреблениям…»2
И. Кант основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создавал целостное учение о правовом государстве.
Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Центральное место в теории правового государства И. Канта занимает личность.
Важнейшим принципом публичного права Кант считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия Конституции, выражающей его волю.
Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»3 Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. При этом Кант не просто провозглашает идею разделения властей, но и их равновесие.
«Философская
концепция правового
Идеи правового государства нашла широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева и др. мыслителей, подвергнувших обоснованной критике беззакония феодализма.
Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов: Н.М. Коркунова, С.Н. Котляревского, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича и др.
Г.Ф. Шершеневич назвал следующие пути формирования и основные параметры правового государства:
С.А. Котляревский придерживался кантовской теории взаимосвязанности и обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделение властей. Практическую значимость для современной жизни имеет вывод о роли суда основного органа обеспечивающего реальную обоюдную ответственность государства и личности.
В послеоктябрьский период в России в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а за тем полностью исключены из реальной жизни.
Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной.
В
настоящее время в русле
Таким
образом, идея правового государства,
зародившаяся а античную эпоху, усилиями
передовых мыслителей нескольких столетий
превратилась в стройную теорию, а в последствии
нашла свое практическое воплощение в
ряде стран мира.
2
Признаки правового
государства
Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство гарантирует свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободы отдельного человека, если его поведение нарушает свободу других людей либо угрожает ей.
Информация о работе Гражданское общество и правовое государство