Гражданское общество и правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Правовое государство – многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям осуществления общества и уровня его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность с правом. Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересами народа и государства.

Оглавление

Введение 3
1 Зарождение и развитие идеи правового государства 5
2 Признаки правового государства 7
3 Практика становления правового государства в России 10
4 Развитие учения о гражданском обществе 11
5 Понятие, принципы и признаки гражданского общества 14
6 Перспективы развития гражданского общества 16
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     Политическая  природа государства наиболее четко  проявляется в его суверенитете. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организаций, достигается их справедливое равновесие и свободное развитие.

     Правовое  государство обладает следующими признаками:

     1. Верховенство и господство права и закона.

     Правовое  государство признает право как  исторически развивающуюся в  общественном сознании, расширяющуюся  меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах  и практике реализации прав и свод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п.

     В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и  защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает  общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать  объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону.

     Основной  закон правового государства  – конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Правовое государство – это конституционное государство.

     Верховенство  закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

     Законы  в правовом государстве должны быть правовыми, а это значит:

  • Законы должны максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;
  • Законы должны приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом;
  • Законы должны приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;
  • Должна соблюдаться иерархия законов, то есть они не должны противоречить ни Конституции, ни друг другу.

     2. Принцип разделения властей определяет верховенство законодательной власти и подзаконность исполнительной и судебной властей.

     Разграничение единой государственной власти на три  относительно самостоятельные и  независимые отрасли предотвращает  возможные злоупотребления властью  и возникновение тоталитарного  управления государством. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоотношение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой.

     3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Этот признак предполагает:

  • Приоритет прав и свобод личности;
  • Социальную защищенность;
  • Социальную справедливость.

     В социально-политической жизни свобода  человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом  определенную сферу свободы, в пределах которой вмешательство государства  недопустимо. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено».

     Правовой  характер свободы индивида выражается в различных сферах общественной жизни. Степень развитости и гарантированности, объективными, социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

     Отношения между государством и гражданином  должны строиться на началах равенства  и справедливости. .правовой характер взаимной ответственности государства  и личности – важная часть объективного складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства.

     Соблюдение  правовых требований – юридическая  обязанность всех, и, прежде всего, государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость  естественных прав человека в правовом государстве.

     4. Четкое разграничение функций общества и государства.

     Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает  общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

     5. Взаимная ответственность личности  и государства проявляется в  том, что в своих взаимоотношениях  личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности.

     В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. И такие возможности представляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации.

     6. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

     В соответствии с Конституцией общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы «с учетом теории практики международного права под общепризнанными принципами и нормами следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны общеобязательными в Российской Федерации. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы».5

     7. Правовое государство немыслимо  без существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиций. Функционируя в условиях плюрализма различные социальные силы, ведут борьбу за власть цивилизованным путем. Идеологический плюрализм  обеспечивает им возможность свободно излагать свои политические установки, проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является олицетворением демократизма общества, позволяет каждому члену общества самому решать вопрос о своей приверженности той или иной партии, идеологии.

     Таковы  основные признаки правового государства. В данных характеристиках концентрируются  общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит, и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

     Кроме названных, существуют другие признаки и черты правового государства, их достаточно много и они весьма разнообразны (выделяют признак многоукладности экономики, невмешательства государства в экономическую сферу и др.). в совокупности они дают общее представление о сущности, содержании, целях и назначении правового государсва. 
 

3 Практика становления  правового государства  в России. 

       Реальные  демократические преобразования в праве   начались   со   второй   половины 80-х годов в годы перестройки,   особенно после поражения августовского (1991г.) путча.  

       Получил общее признание принцип "правового  государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения,   стали   развиваться   демократическое законодательство,   система   правосудия (созданы Конституционны суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена   на   утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,   независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,   исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита   прав   и свобод,   чести и достоинства человека  - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового   государства   предполагает   создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,   равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

       В качестве одной из важнейших задач,   связанной с формированием правового государства,   следует рассматривать развитие и совершенствование   законодательства,   формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического,   правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,   закон о гражданстве,   закон о собственности,   Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

       Необходимым фактором,   определяющим во многом успех многих преобразований   в   государственной   и политической жизни нашего общества,   является уровень политической и правовой культуры   в обществе.   Необходимо   избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился не только у граждан,   но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции,   закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства. Также важным вопросом является повышение авторитета Конституции, как основного закона, принятого народом.

       Большой проблемой обернулось для неподготовленного гражданского общества появление многообразия форм собственности предприятий, учреждений, организаций. Работники зачастую оказываются совершенно бесправными. Действует принцип – «если вам что-то не нравится, то вы здесь больше не работаете». В связи с этим важной задачей является построение демократии в трудовом коллективе.

       Перспективным и активно развивающимся направлением стало развитие местного самоуправления как самоуправления народы, предоставление гражданам самим себя обеспечивать и добиваться своего процветания.

       Таким образом, для становления правового государства в России необходимо сделать еще очень многое (перечислены только некоторые проблемы), но альтернативы правовому государству для нас, принявших ценности западной цивилизации, нет. 

       4 Развитие учения  о гражданском  обществе. 

    На  протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители  человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

    Многие  великие умы политической мысли  подробно исследовали данное понятие.

    Античные  мыслители не разделяли «общество» и «государство».

    Отделение государства от общества и превращение  его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло  только в результате буржуазных революций  и утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского.

       В результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI—XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах.

     В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная  монархия ... несовместима с гражданским  обществом и, следовательно, не может  вообще быть формой гражданского правления».6 Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

       Важную  роль в формировании представлений  о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».7 Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы.

       Гражданское общество по Гегелю - результат разложения кровнородственных связей и объединения людей на иной - обменной - основе в народ, в нацию. Нация, хотя и сохраняет для большинства входящих в нее индивидов общность происхождения, вместе с тем объединяет множество «посторонних» людей, имеющих других предков. Это стало возможным лишь вследствие изменения основы коллективных связей. Теперь ее образуют «общие потребности и взаимодействие в их удовлетворении».8

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство