Правовое государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство и гражданское общество». Проблема соотношения правового государства и гражданского общества, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор, вопрос о взаимоотношении власти и общества, стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………......3
I Понятие и принципы правового государства, его сущность ……..……………….6
1. История становления правово государства……………………………………………….20
2. Политика: понятие, элементы и основные подходы ……………………………….22
3. Гражданское общество: понятие, структура и его сущность……………………25
II Развитие идеи правового государства в России………………………………………29
III Условия формирования правового государства………………………………………38
1. Правовое государство и современность…………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы……………………………………………………………..46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП (1курс).docx

— 114.81 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Подводя итог данной работе, следует сделать следующие выводы:

  Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

  Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.26

  Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

  Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

  В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

  В отличие от него, правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Но вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами.

  Правовое государство, его становление есть суть системы общественных отношений, формирующихся на основе обще гуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами внутригосударственного права.

  Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что правовое государство, и его становление - явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов, который способствует становлению правопорядка в государстве и сотрудничеству людей с ним, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Правовой механизм играет существенную роль в установлении взаимодействия правопорядка отдельного государства. Он создает необходимые условия для взаимного влияния, выработки интеграционных тенденций на принципах справедливости и равноправия. Отмеченные качества правового государства как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного права в деле формирования правопорядка. Поэтому Россия должна еще более консолидировать свои усилия в деле построения и становления правового государства и справедливого правопорядка.

  К сожалению, предоставленный материал не может полностью отразить всю информацию о правовом государстве и гражданском обществе. В понятие правового государства вкладывается смысл материального и духовного благополучия населения страны. Все хлопоты по поводу становления правового государства направлены на поддержание высокого уровня жизни человека, а не на создание красивой структуры государственных властей и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни. В нашей стране практически есть уже все для реализации поставленных целей, но в силу глубоких противоречий  в политическом равновесии эта реализация постоянно находится на грани срыва. Отвечая на вечный вопрос: «ну и что же делать?», можно сказать одно - жить. Если мы действительно хотим построить справедливое демократическое общество, то нужно начинать, прежде всего с нас самих. Только тогда, когда мы осознаем свою роль в обществе, почувствуем себя частью этого общества, ощутим, что оно полностью зависит от нас, тогда, возможно, возникнут зачатки формирующегося гражданского общества. Важно понять, что правовое государство построить за десять лет невозможно. В других странах этот процесс протекал  долго, в течение веков, постепенно шлифовался и совершенствовался десятками поколений. В этом смысле необходимо уяснить несостоятельность  правового нигилизма, который сформировался после продолжительного тоталитарного периода в менталитете русского человека. «Хочешь быть свободным - соблюдай законы». Это значит, что нужно бороться за свои права, использовать для разрешения многих проблем нормы права, а не нормы обычаев, активно осуществлять свои конституционные избирательные права. Всякая пассивность означает обречение себя самого на произвол тех, кто проголосует. Нельзя всю вину сталкивать на парламент, губернаторов, президента, а также многих других должностных лиц, ибо всех этих людей мы избирали сами, и, жаловаться, получается, нам следует только на себя. Поэтому, в данное время, для нас и нашей страны построение правового государства, где будут соблюдаться все законы, не будут ущемляться права и свободы граждан, будет побежден произвол и коррупция в органах власти, является пока,  очередным призывом, лозунгом, а наш многострадальный народ, как видно из истории, привык к ним и нам приходится нести это бремя до самого конца.

  Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории "общественного договора" Д.Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства.            Другую традицию в исследовании гражданского общества представляет подход Г.Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих свои потребности с помощью труда

  В современном понимании гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.

  Правовое государство и гражданское общество логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство – не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

  «Гражданское общество и правовое государство – это две стороны одной медали»,27 а значит, безусловно предполагают дуг друга.

  Что касается нашей страны, то на основании исследования так же можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь, всего что написано в Конституции, необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого, к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве.

  В заключение остается только добавить, что мы хозяева своей судьбы, и тот путь, который Россия изберет в следующем тысячелетии, зависит только от нас самих. Безусловно, идеи правового государства несут в себе позитивные последствия, но реализовывать эти идеи нужно поэтапно и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Нужно максимально использовать уже накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России. При этом нужно,  одновременно не допустить разгорания третьей мировой войны и, в то же время, не  растерять имеющиеся связи в Европе и Азии, активно защищая свои национальные интересы. Мы обошли слишком длинный круг в 80 лет, чтобы упустить шанс выстроить справедливое, настоящее правовое государство.

Список  использованной литературы

 

  1. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис.- 1996.-№ 6.
  2. Цицерон. Диалоги.- М.:, 1966, С.24.
  3. И. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения на немецком и русских языках. М., 1994. Т.1.
  4. Гегель Г.В. Сочинения. М., Л., 1934. Т.7.
  5. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис.-1992-№1-2.
  6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С.Нерсесянц – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.- 552с.
  7. Комментарии к Конституции Российской Федерации. Издательство «Правовая Культура» 1996г
  8. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое//Вопросы философии-1990. -№6.
  9. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, ТЕИС,1996.
  10. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зеркало, 1997
  11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993
  12. Советский энциклопедический словарь // под редакции       Прохорова А. М., М., 1987.
  13. Международный фонд социально-экономических и политических исследований «Правовое государство в России: замысел и реальность» // М., 1995.
  14. Алексеев С. С., Государство и право / М., 1996.
  15. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций. М., 1997.
  16. Нерсесянц В. С., История политических и правовых учений. / М., 2003.
  17. Енгибарян Г. В., Теория государства и права / М., 1999.
  18. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 2006.
  19. Лившиц Р.З. Теория права. М., 2006.
  20. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 2005.
  21. Ильин А.Н., Коваль В.И. две стороны одной медали: гражданское общество и государство \\ Полис. 1992. № 1,2.
  22. Керимов А. Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французкая республика) \\ Государство и право. 1992 № 1.
  23. Ильин А.Н., Коваль В.И. две стороны одной медали: гражданское общество и государство \\ Полис. 1992. № 1,2.
  24. Джон Локк. Сочинения: В 3-х т. М., 1988
  25. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 
    1997. - 752 с.
  26. Теория государства и права. Учебник / Под ред. Проф. В.В. Лазарева. – 2-е, перераб. И доп. Изд-е., – М.: Право и закон, 2001. – 576 с.
  27. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ. 2002. – 592 с.
  28. Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915.
  29. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 года : [с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №4. – Ст.445
  30. Гуменюк А.Р. О едином правовом пространстве как условии формирования правового государства.;
  31. Венегеров. В.С. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 1995.
  32. http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz_61/3264-mozhno-li-schitat-sovremennuju-rossiju.html

 

 

 

 

 

 

 

1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 года : [с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №4. – Ст.445

2 Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис.- 1996.-№ 6.- С. 29.

3Нерсесянц В. С., История политических и правовых учений./ М. 2003. С. 687

 

4 Советский энциклопедический словарь // под редакцией А. М. Прохорова, М. «Советская энциклопедия» 1987.С. 228.   

5  Мелехин А.В. Теория государства и права. – М. : Маркет ДС, 2007. – С. 214-215.

6 Енгибарян Р.В. Теория государства и права. / М., 1999. С. 117.

7 Хропанюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений . М. 1995.С.78

8 Т. А. Гуменюк - О едином правовом пространстве как условии формирования правового государства. М.1994.С.32

 

9 Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность.М.1993.С.34

10  Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995.С.89

 

11 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. М., 1996.С.96

12 Цицерон. Диалоги. М., 1966, С.24.

13 Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран, М:1998, Глава 14. Особенности средневекового государства и права в Европе; Дипак Лал, Возвращение «невидимой руки», М.:2009, с.23

14 И. Кант Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения на немецком и русских языках. М., 1994. Т.1. С.95.

15Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций. М., 1997. С. 81.

16  Гегель Г.В. Соч. в 14 т. М., 1929-1956. Т.7 С.215.

17 Гегель Г.В. Сочинения. М., Л., 1934. Т.7. С.24.

18 Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с. 227

19 Международный фонд социально-экономических и политических исследований «Правовое государство в России: замысел и реальность» // М., 1995. С.28.

20 Алексеев С.С. Государство и право. / М., 1996.  С. 35.

21 Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С. 46.

22 Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С.104.

23 Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 
1 января 1997 г. с историко-правовым комментарием. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 80 с.

24 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 
1997. - 752 с.

25 http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz_61/3264-mozhno-li-schitat-sovremennuju-rossiju.html

26Коваленко И.А. Общая теория государства и права. - М.: ТЕИС, 1996. 
с - 120.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество