Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:44, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Правовое государство и гражданское общество». Проблема соотношения правового государства и гражданского общества, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор, вопрос о взаимоотношении власти и общества, стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.
Введение………………………………………………………………………………………………………......3
I Понятие и принципы правового государства, его сущность ……..……………….6
1. История становления правово государства……………………………………………….20
2. Политика: понятие, элементы и основные подходы ……………………………….22
3. Гражданское общество: понятие, структура и его сущность……………………25
II Развитие идеи правового государства в России………………………………………29
III Условия формирования правового государства………………………………………38
1. Правовое государство и современность…………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы……………………………………………………………..46
Основные подходы
Мыслители прошлого определяли политику
по-разному: как «царское искусство»
управлять всеми иными
В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.
Консенсусное понимание
Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения свободы, в которой выражено высшее общественное благо.
Конфронтационное понимание
Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт и др.) исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».
Политические отношения — формы взаимосвязи субъектов политики — согласие, партнерство, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.
Политическая власть — возможность и способность навязывать свою волю другому.
Политические организации — совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.
Политическая культура — тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.
Политическое сознание — политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).
Субъекты политики — индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.
3. Гражданское общество: понятие, структура и его сущность
Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). 16
Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Условия формирования гражданского общества:
Элементы гражданского общества:
Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.17
Системо-образующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями и элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними.
Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.
Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.
Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах.
Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.
В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.
Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы - социальной.18
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть.
Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.
Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.
Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.19
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений. Внегосударственные и внеполитические отношения в данном случае следует понимать как относительно самостоятельные, автономные, застрахованные от произвольного вмешательства государства. Это такие отношения, которые могут существовать и развиваться в известной независимости от властных структур.
II Развитие идей правового государства в России
Идеи
правового государства на протяжении
длительного времени занимали умы не только
зарубежных, но и отечественных ученых-юристов.
Об этом же говорят и переводы с иностранных
языков на русский ряда публикаций, посвященных
проблемам правового государства.
Идеи правового государства, нередко именовавшегося
"государством законности", "государством
правопорядка" и прочее, наряду с идеями
права, гуманизма и справедливости играли
значительную роль в формировании и развитии
правового сознания российских граждан,
в особенности интеллигенции, на протяжении
весьма длительного периода истории, начиная
со второй половины XIXв. и вплоть до настоящего
времени.
Однако, какими бы ни были причины многовекового
существования в России "централизованного
самодержавного правления", неопровержимым
остается тот факт, что в стране на протяжении
весьма длительного времени широко культивировались
не только самодержавные, "централизованные"
политические и правовые идеи, но и постепенно
усиливались в сфере государственной
и правовой жизни демократические мотивы.
Об этом свидетельствуют не только академические
издания, посвященные проблемам демократической
организации общества или правового государства,
но и некоторые изданные в дореволюционный
период нормативно-правовые акты. Среди
них можно, в частности, выделить Указ
Александра I от 1 января 1810 г. об учреждении
Государственного Совета, состоящего
из особ, "доверенностью нашею в сословие
сие призываемых". Несмотря на то, что
Совет по существу был орган совещательный
и не подрывал прерогатив самодержавной
власти, тем не менее он знаменовал собой
определенный сдвиг в сторону ее рассредоточения.
Согласно Указу "все законы, уставы
и учреждения в первообразных их начертаниях
предлагаются и рассматриваются в Государственном
Совете и потом действием державной власти
поступают к предназначенному им совершению".
В качестве примера дальнейшего рассредоточения
самодержавной власти в России можно сослаться
на Основные государственные законы, утвержденные
Указом Николая II 23 апреля 1906г. В них, несмотря
на то, что по-прежнему признается "верховность
самодержавной власти", принадлежащей
"императору всероссийскому", повиноваться
которой не только за страх, но и за совесть
"сам Бог повелевает". Вместе с тем
закладываются весьма важные основы для
формирования положения правового государства.
В разделе "О законах" устанавливалось,
что: а) "Империя Российская управляется
на твердых основаниях законов, изданных
в установленном порядке"; б) "Сила
законов равно обязательна для всех без
изъятия российских подданных и для иностранцев,
в Российском государстве пребывающих";
и в) никакой новый закон "не может последовать
без одобрения Государственного Совета
и Государственной Думы и воспринять силу
без утверждения государя императора".20
Весьма важное значение с точки зрения
формирования и развития идеи правового
государства в России в конце XIX - начале
XX в. имели также закрепленные в законодательных
актах положения, касающиеся осуществления
законодательной власти государем императором
"в единении с представителями народа",
порядка выборов в Государственную Думу
(Указ от 6 августа 1905г.), о правах и обязанностях
российских подданных, среди которых "право
свободно избирать место жительство и
занятие", приобретать и отчуждать имущество,
"беспрепятственно выезжать за пределы
государства" и др. Разумеется, в условиях
самодержавия было бы весьма наивно говорить
о становлении правового государства.
Ибо основной законодательный массив
был направлен не только на сохранение,
но и на укрепление самодержавной власти.
И, тем не менее, появление в нормативно-правовых
актах таких общих статей и разделов, непременно
апеллирующих к закону, как положения
о том, что "никто не может быть задержан
под стражею иначе, как в случаях, законом
определенных", "никто не может подлежать
преследованию за преступное деяние, иначе
как в порядке, законом определенном",
и др., несомненно, свидетельствует о том,
что в российской государственно-правовой
жизни и идеологии сформировались идеи,
созвучные идеям правового государства.
Всю историю формирования и развития
идей правового государства в России можно
разделить, с известной долей условности,
на три периода:
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество