Понятие, классификация и роль общественных объединений в политической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы – учебная, получить теоретические знания по данной теме, рассмотреть понятие, организационно-правовые формы и роль общественных объединений в политической системе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и классификация общественных объединений……………5
1.1 Понятие общественных объединений и история их развития в России...5
1.2 Виды общественных объединений………………………………………....9
1.3 Организационно-правовые формы общественных объединений……….13
Глава 2. Роль общественных объединений в политической системе……….19
2.1. Правовой статус общественных объединений…………………………...19
2.2. Ограничения на деятельность общественных и религиозных организации в целях обеспечения безопасности Российской Федерации………………….22
2.3. Политическая роль общественных объединений………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Понятие.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

           2.1. Правовой статус общественных объединений.

 

Для того чтобы общественные объединения могли играть сколько-нибудь видную роль в политической жизни, они должны обладать соответствующими правами. В отечественном законодательстве принята норма, согласно которой права таких объединений закрепляются в их уставах. Последние не должны противоречить действующему законодательству и регистрируются в установленном порядке. Следовательно, общественное объединение фактически в праве само определять свои права, в том числе и политические, которые вступают в силу после регистрации устава. Правда, общественное объединение может и не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица и действует неформально. Это означает, что государство признает любые общественные объединения граждан, преследующие самые различные социальные цели и интересы, не противоречащие действующему законодательству.[10]

Кроме того, законодательство оговаривает ряд конкретных политических прав, необходимых общественным объединениям для выполнения своих функций, в том числе в сфере политических отношений. К таковым, в частности, относятся: возможность учреждать собственные и пользоваться в установленном порядке государственными средствами массовой информации; представление и защита законных интересов своих членов в государственных, хозяйственных и общественных органах и организациях; беспрепятственное получение и распространение имеющей отношение к их деятельности информации. Общественные объединения имеют также право на производственную и хозяйственную деятельность. Доходы от предприятий общественных объединений не могут перераспределяться между членами объединений и используются только для выполнения уставных задач. Общественные объединения, целями которых являются укрепление мира, развитие международного сотрудничества, а также иные виды гуманитарной деятельности, могут пользоваться определенными налоговыми льготами.

Законодательство каждой страны не допускает деятельности общественных объединений, цели которых несовместимы с интересами общества, моральными нормами и общечеловеческими ценностями. В частности, запрещается создание общественных объединений, имеющих целью или в качестве метода ее достижения свержение правительства или насильственное изменение конституционного строя, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание расовой, национальной и религиозной розни.   

Обязанности общественного объединения:[11]

1)    Соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

2)    Ежегодно публиковать отчет об исполнении своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

3)    Ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

4)    Представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в налоговые органы;

5)    Допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

6)    Оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного движения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ;

7)    Информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Ограничения на деятельность общественных и религиозных организации в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.

 

Рассмотрению проблем, связанных с деятельностью общественных объединений, в юридической литературе уделено немало внимания. Это связано с тем, что степень обеспечения права каждого на объединение является показателем развитости гражданского общества в стране.

Уязвимое социальное положение значительной части населения, расслоение общества, отсутствие среднего класса создают благоприятную почву для наличия в России политического экстремизма.

Существование эффективного механизма, противодействующего созданию общественных и религиозных объединений, преследующих сепаратистские, антиконституционные цели, пресекающего их деятельность, является необходимым условием построения в нашей стране демократического правового государства.[12]

Права и свободы человека и гражданина не являются безграничными. Человек живет в обществе, поэтому осуществление человеком прав и свобод не должно наносить вред другим членам общества. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены. Часть 3 ст. 55 Конституции помимо допуска таких ограничений устанавливает ряд обязательных требований при их осуществлении. Первое требование: права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. Второе требование: права и свободы человека могут быть ограничены лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Третье требование: ограничение прав и свобод человека допустимо только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше целях.

Уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за умышленные действия, направленные на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды или розни. Наличие в уставах, программах и других документах общественных объединений разного рода положений и норм о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как призыв к разжиганию социальной розни.

Государство реагирует на возникновение псевдорелигиозных организаций, которые формируют военизированные группы, манипулируют психикой личности, насильственно удерживают в объединении своих членов (например, "Белое братство" и др.). Относительно подобных организаций государство, в том числе и Российская Федерация, осуществляет запрет на их деятельность правовыми средствами и в случае необходимости принимает меры государственного принуждения.

Статьей 14 ФЗ "О свободе вероисповеданий" предусмотрено приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства. Так религиозное объединение может быть ликвидировано в случаях:

- нарушения общественной безопасности и общественного порядка;

- действий, направленных на осуществление экстремистской деятельности;

- принуждения к разрушению семьи;

- посягательства на личность, права и свободы граждан;

- нанесения установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

- склонении к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

- воспрепятствования получению обязательного образования;

- принуждения членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

- воспрепятствования угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

- побуждения граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Религиозные организации также могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации.

Отдельные ограничения деятельности общественных и религиозных объединений устанавливаются в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст. 23 Закона Российской Федерации "О чрезвычайном положении", в случае введения чрезвычайного положения при попытках насильственного свержения конституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может быть приостановлена, после соответствующего предупреждения, деятельность политических партий, общественных организаций, массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.

Ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения устанавливаются для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.

Могут быть введены также дополнительные меры, применение которых допускается в случае введения чрезвычайного положения в связи со стихийными явлениями природы и катастрофами.

Ограничение прав и свободы граждан, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц может происходить также в период действия военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, приостанавливается деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций осуществляет прокуратура РФ. Согласно статье 4 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Существует ограничение на деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной. Запрещается использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Политическая роль общественных объединений.

 

Общественные объединения в зависимости от целей своей деятельности имеют различное значение в политической жизни общества. Одни из них для реализации своих целей стремятся влиять на политические отношения, другие - нет. Поэтому все общественные организации и движения можно подразделить на имеющие политические черты и не имеющие таковых.

Политический характер носят те общественные объединения, которые пытаются изменить существующие политические условия или закрепить их путем оказания влияния на институты власти либо же путем борьбы за власть. В этом смысле, из всех общественных объединений "самыми политическими"          являются политические партии. Основная цель их деятельности и состоит в борьбе за власть либо за участие в принятии политических решений и в их осуществлении.

Информация о работе Понятие, классификация и роль общественных объединений в политической системе