Понятие политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:07, доклад

Краткое описание

Любое классовое общество политически оформлено, оно имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет вычленить политическую жизнь из жизни общества в целом, которую можно считать «окружающей средой», и установить наличие связей между ними.
Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Файлы: 1 файл

политология2.docx

— 20.29 Кб (Скачать)

Понятие политической системы общества

Любое классовое общество политически  оформлено, оно имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального  организма. Этот механизм именуется  политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование  позволяет вычленить политическую жизнь из жизни общества в целом, которую можно считать «окружающей  средой», и установить наличие связей между ними.

Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Основы теории политических систем были заложены американским политологом  Д. Истоном. Им был разработан взгляд на политическую систему как на саморегулирующийся и развивающийся организм. Согласно его точке зрения, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований. Требования могут возникать как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Д. Истон разделял требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, об услугах); регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

Требования могут возникать  и внутри политической системы. Их поддержка  со стороны общества может выражаться в различных действиях: в выплате  налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих  структурах при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать  заработную плату учителей учитывается  в ходе коллективных переговоров. Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Они влияют на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения (в этом случае в системе усилятся стабилизирующие процессы). В случае несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к кризису политической системы (в этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы).

Д. Истон подчеркивал, что политическая система является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. В случае если воздействие является сильным, но односторонним, система может принимать решение в интересах какого-либо одного слоя населения, а это способствует дестабилизации ситуации. Однако воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, а это, в свою очередь, может привести к ошибочным решениям.

Другой основатель теории политической системы – американский политолог  Г. Алмонд – рассматривал политическую систему как множество взаимодействий, поведений (как государственных, так и негосударственных). Модель Г. Алмонда больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящей элиты. В этой модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.

Существуют и другие варианты теории политической системы. Выделяется, например, теория политической системы Д. Трумэна, исходящая из постулатов теории «групп давления», теория Г. Пауэлла и М. Каплана, представляющая собой попытку  перенесения основных положений  концепции Д. Истона из сферы внутриполитической жизни конкретной страны в сферу внешних отношений. Существует теория функциональной политической системы, построенная на основных постулатах социальной системы Т. Парсонса, теория политической системы как специфической, активной структуры и др.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное  измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и  ее составных частей на разных уровнях  политической организации общества. В связи с этим различаются  пространства влияния тех или  иных ассоциаций, действия политических институтов, границы политического  и экономического управления, сферы  политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение  границ различного рода функциональных пространств политической системы  – ответственный и сложный  политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе). Эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы  власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а также отношения между  ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.

При всем разнообразии вариантов теории политической системы все они, в  общем и целом, играют одну и ту же фундаментальную (методологическую) и прикладную роль.

В чем заключается методологическая важность концепции политической системы (и соответственно ее социальная значимость)? Следует иметь в виду, что пока политологи и социологи не выработали какого-либо однозначного ответа. Все  зависит от развиваемых взглядов. Одни из них усматривают методологическую значимость теории политической системы  в том, что она является идеальной  моделью для широкого применения и раскрытия всех потенциальных  возможностей функционализма. Другие видят ее методологическую ценность в том, что она выступает в  качестве своеобразной опоры и средства дальнейшего укрепления концепции  «групп давления» и доктрины политического  плюрализма. Третьи указывают на то, что, будучи универсальной концепцией, она в ряде случаев служит основой  для выработки и развития других концепций и теоретических моделей. Авторы обращают внимание на то, что  методологический аспект теории политической системы проявляется, помимо всего  прочего, в том, что данная теория помогает глубже изучить различные  стороны политической жизни того или иного общества и предвидеть перспективы развития той или  иной страны.

Сущность политической системы  наиболее полно проявляется в  ее функциях. Выделяются следующие функции политической системы:

■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или  большинства членов данного общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);

■ управление различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

■ мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской  работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и  задачи обречены на заведомое недостижение);

■ выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений;

■ удовлетворение интересов различных  субъектов политических отношений  посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного  общества (именно в сфере распределения  сталкиваются интересы разнообразных  общностей людей);

■ интеграция общества, создание необходимых  условий для взаимодействия различных  элементов его структуры (объединяя  различные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать  неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты);

■ политическая социализация (посредством  которой формируется политическое сознание индивида и он "включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство  политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и  деятельности);

■ легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени  соответствия реальной политической жизни  официальным политическим и правовы


Информация о работе Понятие политической системы общества