Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 04:15, реферат
Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни. В "Политике" Аристотеля мы читаем: "... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве"
Понятие
политической системы общества
Политическая система как одно из основополагающих
понятий социальной науки - плод современного
этапа политического знания. Термин "политическая
система" встречается ещё в трудах Аристотеля.
Однако он не осмысливался ни великим
греком, ни теоретиками позднего времени
в категориальном плане, а обозначал только
отдельную сторону политической жизни.
В "Политике" Аристотеля мы читаем:
"... форма государственного устроения
то же самое, что и политическая система,
последняя же олицетворяется верховной
властью в государстве"1.
В современной политической науке понятие
"политическая система" разработано
как категория, охватывающая все главные
стороны и элементы организованной в рамках
данного общества политической деятельности
и политических отношений.
Индийский политолог П.Шаран, анализируя
современные учения о политических системах,
отмечает важное преимущество самого
понятия "политическая система",
которое охватывает сферу политической
деятельности "всех лиц и все институты,
участвующие в политическом процессе"2.
Имеющиеся в литературе определения подтверждают
его мнение.
Понятие "политическая система" -
это определение организованной на единой
нормативно-ценностной основе совокупности
взаимодействий (отношений) политических
субъектов, связанных с осуществлением
власти и управлением обществом. Данное
понятие объединяет разнообразные действия
и взаимоотношения властвующих групп
и подвластных, управляющих и управляемых,
господствующих и подчиненных, теоретически
обобщает деятельность и взаимосвязи
организованных форм властеотношений
- государственных и иных институтов и
учреждений, а также идеологических и
политических ценностей и норм, регулирующих
политическую жизнь членов данного общества.
Понятие "политическая система" обозначает
характерные для определенного общества
структуры политической деятельности
и отношений и типы политического процесса.
Наконец, оно фиксирует существенную связь
политических структур и отношений с конкретной
территориальной общностью людей.
Политическая система существует в реальной
стране или группе стран, ее основа - определенное
сообщество людей (национальное или интернациональное).
Понятие политической системы носит многоаспектный
характер. Тем и объясняется неоднозначность
подходов в его анализе. Так, если рассматривать
систему в институциональном плане, то
ее можно свести к совокупности государственных
и негосударственных институтов и норм,
в рамках которых проходит политическая
жизнь данного общества. В другом варианте
подчеркивается властный аспект политической
системы и ее определение связывается
главным образом с узаконением государственного
принуждения как средства регуляции взаимоотношений
между людьми. В третьем - политическую
систему рассматривают как систему авторитарного
(при помощи власти) распределения ценностей
в обществе. Каждый из названных подходов
будет корректным при условии конкретного
указания аспекта определения понятия.
Система существенно отличается от всякой
совокупности разнородных; политических
субъектов и отношений, заполняющих политическое
пространство данной страны. Любой вид
социальной системы предполагает такую
взаимосвязь ее элементов, которая образует
определенную целостность, единство. А
это означает объединенность входящих
в систему субъектов (общественных групп,
организаций, индивидов) специфическими
признаками, характеризующими систему,
а не отдельные элементы. Причем эти признаки
не сводимы к сумме свойств, составляющих
систему элементов. В свою очередь, свойства
элементов не выводимы из признаков целого.
Социальная система в высшей степени сложный
организм, поведение которого подчинено
достижению определенных целей разных
уровней и зачастую несогласованных между
собой. Она, в известной мере, детерминирует
деятельность входящих в нее субъектов,
и вместе с тем сама способна изменяться
в процессе функционирования и развития
под влиянием окружающей среды.
Политической системе свойственны общие
черты социальных систем. Кроме того, ее
характеризуют специфические признаки,
вытекающие из природы политики и власти.
Эта система, в отличие, скажем, от экономической,
формируется в основном целенаправленно.
В ее фундаменте заключена совокупность
соответствующих идей, ценностей - идеология,
отражающая социальные интересы больших
социальных групп и определяющая облик
системы. Образующие политическую систему
институты, как уже говорилось, представляют
собой опредмеченные политические идеи
и проекты. Отсюда необходимость учитывать
в анализе особую роль духовного фактора
в отработке механизмов функционирования
и модернизации системы.
Следует также отметить, что политическая
система не только формируется, но и действует
главным образом на рациональной основе
(на основе знания). Рациональность политики
воплощается в таких ее институтах (по
Т. Парсону), как лидерство, органы власти
и регламентация. Признание института
лидерства достаточно точно характеризует
специфику политической системы, целенаправленно
формирующейся и действующей. В данном
контексте понятие "лидерство" означает
некую нормативную модель поведения индивида
или группы (элиты, партии), включающую,
в силу занимаемого ими в данном обществе
положения, право и обязанность осуществлять
инициативу во имя достижения общей цели
и привлекать к ее реализации все сообщество.
Органы власти - органическая часть политических
институтов, в чем аккумулируется власть;
они служат орудием целенаправленного
действия политических субъектов. Наконец,
институт регламентации - это совокупность
разрабатываемых норм и правил (правовых,
политических, профессиональных), составляющих
основу регуляции и контроля в массиве
политической деятельности и отношений.
Политическая система, поскольку она является
орудием осуществления власти, а также
выражения, защиты и реализации общих,
обязательных для большинства граждан,
интересов, выступает по отношению к другим
системам общества доминирующим фактором.
Экономическая сфера, социальные структуры,
культурологические факторы и другие
- все они опираются на политическую систему,
которая обеспечивает их организованность,
легитимность, закрепляет именно данные
структуры в качестве ведущих, господствующих
в обществе. В этом смысле можно говорить
о первенстве политики по отношению к
(другим системам общественного организма.
Политическая система, будучи доминирующей
в качестве орудия власти, тем не менее
зависит от общественной среды, определяется
социально-экономической структурой общества,
остается надстройкой по отношению к этой
базисной структуре. Обусловленность
политической системы социальной средой
находит свое конкретное выражение в том,
что ее носителями выступают определенные
большие социальные группы, классы, слои.
Политическая система - это организация
больших социальных групп в сфере власти
и управления3.
Материалистическая концепция обусловленности
политической системы способом производства,
социально-экономическими отношениями
в настоящее время подвергается критике.
Так, французский политолог Клод Лефор
в статье "Демократия" утверждает:
"Считать, что общественная система
раскрывается в инфраструктуре, состоящей
из способа производства, а также, что
политическая организация - это лишь элемент
надстройки, созданной для подтверждения
могущества обладателей средств производства,
- значит забывать о том, что поведение
классов, групп, индивидуумов зависит
от их принадлежности ко всему комплексу,
управляемому политическими принципами,
забывать о том, что у них здесь есть условия
для свободного выражения интересов и
мнений, условия для свободного объединения,
информации, формулировки новых прав..."4
Критическая аргументация К. Лефора больше
относится к вульгарно-экономическому
толкованию взаимосвязи политической
надстройки от экономики.
Для любого политолога-материалиста ясно,
что всякая политическая система формируется
под воздействием не одного только экономического
базиса, а комплекса условий и факторов.
Польский политолог-материалист А.Боднер
с присущим ему своеобразием научного
мышления показал историческую обусловленность
политических систем. Он назвал пять факторов,
влияющих на формирование систем:
1) непрерывность природной среды, в которой
живет данная нация или ее отдельная группа;
2) материальные продукты ее деятельности;
3) совокупность ценностей и образцов поведения,
знания и представления о мире, передаваемые
из поколения в поколение;
4) общественные институты, которые каждое
поколение застает как данность;
5) внешняя среда нации, образующая вместе
с нею определенный круг цивилизации и
культуры, а также политические условия.
Научное понимание диалектического взаимодействия
политической системы с другими Сферами
общества не исключает, а, напротив, предполагает
влияние на поведение социальных групп
и индивидов разнообразных элементов
социальной среды. Следовательно, нет
и не может быть жесткой, линейной зависимости
политических субъектов и организаций,
их действий от экономики.
Политическая система, будучи обусловленной
социально-экономическими структурами,
выступает по отношению к ним и ко всей
социальной среде как целое, функционирует
в качестве относительно самостоятельного
комплекса социальных институтов и политических
отношений. Она имеет свою жизнь, свои
закономерности, что определяется наличием
специальных структурных связей, ролей,
функций, а также закреплением и регулированием
их особыми нормами - правовыми и политическими.
Как часть общества, функционируя в социальной
среде, политическая система подвергается
влиянию тех воздействий, которые исходят
извне, от общества, а также импульсов
изнутри - взаимодействий ее институтов,
ценностей и т.д. По Д. Истону, на "входе"
системы, это совокупность требований
и поддержка, в коих проявляются реальные
интересы социальных групп. Например,
требования безопасности, равноправия,
политического участия и другие; поддержка
в виде открытых действий общественных
сил в защиту системы, соответствующие
умонастроения, приверженность господствующим
ценностями т. п. Система регулирует потоки
требований, формулирует их в применении
к проводимой правящими институтами политике.
На "выходе" системы - результаты
деятельности, принимаемые решения, словом,
реализация государственной власти и
заложенных в системе способов управления
сообществами людей. Политическая система
устойчиво функционирует, если не допускается
перегрузка ее требованиями и достигается
взаимоувязка действий системы на "входе"
и "выходе"..
Государство
как основной элемент
политической системы.
Государство является центральным институтом
политической системы и обладает сложной
институциональной структурой, выполняет
специфические функции.
Термин государство трактуется в двух
значениях. В широком смысле государство
отождествляется по существу с такими
понятиями как "страна", "общество".
В узком смысле государство понимается
как политико-территориальная суверенная
организация, особой публичной власти,
придающая своим велениям общеобязательное
значения пределах определенной территории.
В этом качестве государство играет особую
роль в политической системе, придавая
ей своего рода целостность и устойчивость.
Признаки государства:
1. Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается
через понятие "верховенство": общеобязательность
решений для всего населения, возможность
отмены решений негосударственных политических
организаций. Государственный суверенитет
характеризуется таким базисными признаками,
как единство и неделимость территории,
неприкосновенность границ и невмешательство
во внутренние дела.
2. Принудительность
Государство располагает системой органов
принуждения, применяемого в соответствии
с законом в определенных ситуациях.
3. Всеобщность. Данный признак показывает,
что государство включает в сферу своего
воздействия всех людей, находящихся на
его территории.
Отличительные признаки государства дополняются
его атрибутами. Наличие публичной власти,
отделенной от общества, фиксированной
в определенных границах. Появление особого
аппарата управления обществом. Отношение
господства и подчинения. Наличие монополии
на правотворчество. Исключительные права
государства - денежная эмиссия, осуществление
бюджетной политики, монополия на средства
вооруженной борьбы.
Государство выполняет ряд функций, которые
отличают его от других политических институтов.
Традиционно функции государства принято
делить на внутренние и внешние. К внутренним
функциям относятся:
1. Экономическая функция - выражается
в организации и регулировании экономических
процессов с помощью налоговой и кредитной
политики, создание стимулов экономического
роста.
2. Социальная функция - удовлетворение
потребностей людей, предоставление социальных
гарантий, страхование и т.д.
3. Правовая функция - обеспечение правопорядка,
установление правовых норм, охрана общественного
строя. 4. Культурно-воспитательная функция
- создание условий для удовлетворения
культурных потребностей населения, организация
системы образования и приобщения к достижениям
мировой культуры.
5. Политическая функция - обеспечение
политической стабильности, выработка
политического курса и т.д.
Внешние функции делятся на :
1. Функцию взаимовыгодного сотрудничества
с другими государствами
2. Функцию обороны страны
Типология государства. Одним из общепринятых
критериев классификации государств является
форма правления, определяемая структурой
и правовым режимом высших органов государственной
власти. Традиционно выделяют две основные
формы правления - монархию и республику.
Монархия (абсолютная, конституционная),
Республика (источником власти является
народ), Президентская, Парламентская,
Смешанная. В зависимости от национально-территориальной
организации государственной власти выделяют
три формы государства - унитарное, федерация
и конфедерация.
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
В процессе своего
развития общество для рационализации
разнообразных политических отношений
образует определенные формы (например,
партии), приобретающие характер институтов,
образующих части, подсистемы политической
системы:
• политические институты (институциональная
подсистема), между которыми складывается
сложная система отношений взаимосвязи
и взаимодействия;
• политические отношения (коммуникативная
подсистема), складывающиеся на основе
действующих в обществе политических
и правовых норм, ценностей, традиций;
• политические нормы (нормативная подсистема),
охватывающая общепризнанные нормы отношений
в политической системе;
• политическая культура (культурная
подсистема), на основе которой складываются
политические нормы, отражающая определенные
историко-политические традиции и стереотипы
политического поведения.
В результате все элементы политики оказываются
взаимоувязанными в единую взаимосвязанную
целостность, образующую политическую
систему общества. Рассмотрим более детально
основные подсистемы политсистемы и элементы,
входящие в каждую из этих подсистем.
Политические институты — совокупность
учреждений и организаций, связанных с
функционированием политической власти.
Политические институты существуют в
виде учреждений и организаций:
а) государства и его органов;
б) общественных организаций;
в) правовых институтов.
Специфика политических институтов состоит
в том, что они почти всегда узаконены
и их деятельность регламентирована соответствующими
нормативными актами. Основным институтом
политической системы общества являетсягосударство.
Государство образует ядро, стержень политической
системы, служит основной предпосылкой
и центральным элементом, оно есть главный
источник и олицетворение власти.
Важными элементами политической системы являются институты
политического опосредования — партии,
группы давления, группы интересов и т.п.
Степень и характер институциолизации
общества, т. е. число возникающих в нем
институтов и легкость их образования,
свидетельствует об уровне развития и
типе общества, его политической системе
и ассоциативной жизни.
Политическая система
общества имеет свою
специфику:
1. Через политическую систему осуществляется власть в обществе.
2. Политическая система является частью надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом.
3. Политическая система относительно самостоятельна. Эта самостоятельность обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов системы, а также функций и ролей, которые они выполняют.
Под политической системой общества следует понимать взятую в единстве и взаимодействии совокупность государственных органов, негосударственных организаций, общественных объединений, институтов непосредственной демократии, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства .
В структуру политической системы общества входит, прежде всего, само государство как особая организация политической власти, общественной организации, которые представлены политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии.
Основной задачей создания и функционирования компонентов политической системы общества является достижение ими определенных политических целей, которые закрепляются в законодательных актах, программных и уставных документах и направлены на формирование и осуществление внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества. Например, Конституции Республики Беларусь сказано, что политические партии, другие общественные объединения в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан .
Что бы ни было зафиксировано в программных и иных документах политических партий, общественных формирований, очевидно главное: им нужна государственная власть для осуществления декларированных или же иных тайных целей. Иначе, говоря, им нужно завоевание, удержание и использование власти .
Профсоюзные, кооперативные, женские, молодежные, творческие, спортивные и другие объединения надо относить не к политическим организациям. Данные объединения возникают и развиваются не в политических целях, а в силу экономических причин. Свои деятельность они осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной, спортивной сферах жизни общества. В своих уставных документах данные объединения не закрепляют задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Однако это не исключает их роли и значения в политической системе общества, так как речь идет об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.
Институциональная политическая система общества определяется через перечисление совокупности составляющих ее государственных и негосударственных институтов. Институциональный подход к пониманию политической системы распространен в конституционном праве.
Системная политическая система общества предложил Д. Истон. Он применил общую теорию систем к анализу политики. Любая политическая система призвана не только распределять ценности, но и побуждать большинство членов общества принять эти ценности. Политическая система постоянно поддерживает связи со средой. Среду можно рассматривать в двух аспектах: как внутрисоциальную, так и внесоциальную.
В политической системе Д. Истон выделяет требования, поддержку, а также апатию, которые исходят от граждан или от гражданского общества. Требования в политической системе подразделяются на:
1. Распределительные. Сюда можно отнести, организация и оплата труда, здравоохранение, образование, социальное обеспечение. Например, в Конституции Российской Федерации записано: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" .
2. Регулятивные - это общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством. Например, в соответствии со ст.28 Конституции Республики Беларусь: "Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство" .
3.
Коммуникативные - это
право на информацию,
реализация политических
прав и свобод. К примеру,
в Конституции Республики
Беларусь закреплено,
что гражданам Республики
Беларусь гарантируется
право на получение,
хранение и распространение
полной, достоверной
и своевременной информации
о деятельности государственных
органов, общественных
объединений, о политической,
экономической, культурной
и международной жизни,
состоянии окружающей
среды. Система политики
дает ответ на получаемые
ею требования и поддержку.
Результатом политической
системы выступает решение
и действия. Политические
решения - это законы,
постановления правительства,
решения судов. Политические
действия - это система
мер по проведению конкретного
вида политики (экономической,
социальной, культурной),
выполнение решений.
Правительство обеспечивает
выработку и осуществление
политического курса
через специализированные
органы. Например, парламент,
местные органы, административно-