Понятие политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 04:15, реферат

Краткое описание

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни. В "Политике" Аристотеля мы читаем: "... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве"

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА.docx

— 26.68 Кб (Скачать)

Понятие политической системы общества  
Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни. В "Политике" Аристотеля мы читаем: "... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве"1. 
В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений. 
Индийский политолог П.Шаран, анализируя современные учения о политических системах, отмечает важное преимущество самого понятия "политическая система", которое охватывает сферу политической деятельности "всех лиц и все институты, участвующие в политическом процессе"2. Имеющиеся в литературе определения подтверждают его мнение. 
Понятие "политическая система" - это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие "политическая система" обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Наконец, оно фиксирует существенную связь политических структур и отношений с конкретной территориальной общностью людей. 
Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное). 
Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе. Так, если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества. В другом варианте подчеркивается властный аспект политической системы и ее определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми. В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе. Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия. 
Система существенно отличается от всякой совокупности разнородных; политических субъектов и отношений, заполняющих политическое пространство данной страны. Любой вид социальной системы предполагает такую взаимосвязь ее элементов, которая образует определенную целостность, единство. А это означает объединенность входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причем эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого. Социальная система в высшей степени сложный организм, поведение которого подчинено достижению определенных целей разных уровней и зачастую несогласованных между собой. Она, в известной мере, детерминирует деятельность входящих в нее субъектов, и вместе с тем сама способна изменяться в процессе функционирования и развития под влиянием окружающей среды. 
Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, ее характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В ее фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы. 
Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких ее институтах (по Т. Парсону), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие "лидерство" означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к ее реализации все сообщество. 
Органы власти - органическая часть политических институтов, в чем аккумулируется власть; они служат орудием целенаправленного действия политических субъектов. Наконец, институт регламентации - это совокупность разрабатываемых норм и правил (правовых, политических, профессиональных), составляющих основу регуляции и контроля в массиве политической деятельности и отношений. 
Политическая система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отношению к другим системам общества доминирующим фактором. 
Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие - все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закрепляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к (другим системам общественного организма. 
Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит от общественной среды, определяется социально-экономической структурой общества, остается надстройкой по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие социальные группы, классы, слои. Политическая система - это организация больших социальных групп в сфере власти и управления3. 
Материалистическая концепция обусловленности политической системы способом производства, социально-экономическими отношениями в настоящее время подвергается критике. Так, французский политолог Клод Лефор в статье "Демократия" утверждает: "Считать, что общественная система раскрывается в инфраструктуре, состоящей из способа производства, а также, что политическая организация - это лишь элемент надстройки, созданной для подтверждения могущества обладателей средств производства, - значит забывать о том, что поведение классов, групп, индивидуумов зависит от их принадлежности ко всему комплексу, управляемому политическими принципами, забывать о том, что у них здесь есть условия для свободного выражения интересов и мнений, условия для свободного объединения, информации, формулировки новых прав..."4 Критическая аргументация К. Лефора больше относится к вульгарно-экономическому толкованию взаимосвязи политической надстройки от экономики. 
Для любого политолога-материалиста ясно, что всякая политическая система формируется под воздействием не одного только экономического базиса, а комплекса условий и факторов. Польский политолог-материалист А.Боднер с присущим ему своеобразием научного мышления показал историческую обусловленность политических систем. Он назвал пять факторов, влияющих на формирование систем: 
1) непрерывность природной среды, в которой живет данная нация или ее отдельная группа; 
2) материальные продукты ее деятельности; 
3) совокупность ценностей и образцов поведения, знания и представления о мире, передаваемые из поколения в поколение; 
4) общественные институты, которые каждое поколение застает как данность;  
5) внешняя среда нации, образующая вместе с нею определенный круг цивилизации и культуры, а также политические условия. 
Научное понимание диалектического взаимодействия политической системы с другими Сферами общества не исключает, а, напротив, предполагает влияние на поведение социальных групп и индивидов разнообразных элементов социальной среды. Следовательно, нет и не может быть жесткой, линейной зависимости политических субъектов и организаций, их действий от экономики. 
Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими. 
Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий ее институтов, ценностей и т.д. По Д. Истону, на "входе" системы, это совокупность требований и поддержка, в коих проявляются реальные интересы социальных групп. Например, требования безопасности, равноправия, политического участия и другие; поддержка в виде открытых действий общественных сил в защиту системы, соответствующие умонастроения, приверженность господствующим ценностями т. п. Система регулирует потоки требований, формулирует их в применении к проводимой правящими институтами политике. На "выходе" системы - результаты деятельности, принимаемые решения, словом, реализация государственной власти и заложенных в системе способов управления сообществами людей. Политическая система устойчиво функционирует, если не допускается перегрузка ее требованиями и достигается взаимоувязка действий системы на "входе" и "выходе"..                             Заключение.                                                                                            Итак, политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

Государство как основной элемент  политической системы.    
Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.  
Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как "страна", "общество". В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значения пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.  
Признаки государства:  
1. Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие "верховенство": общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

2. Принудительность Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях.  
3. Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.  
Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами. Наличие публичной власти, отделенной от общества, фиксированной в определенных границах. Появление особого аппарата управления обществом. Отношение господства и подчинения. Наличие монополии на правотворчество. Исключительные права государства - денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.  
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:  
1. Экономическая функция - выражается в организации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создание стимулов экономического роста.  
2. Социальная функция - удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д.  
3. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя. 4. Культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, организация системы образования и приобщения к достижениям мировой культуры.  
5. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса и т.д.  
Внешние функции делятся на :  
1. Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами  
2. Функцию обороны страны  
Типология государства. Одним из общепринятых критериев классификации государств является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две основные формы правления - монархию и республику. Монархия (абсолютная, конституционная), Республика (источником власти является народ), Президентская, Парламентская, Смешанная. В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства - унитарное, федерация и конфедерация.

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В процессе своего развития общество для рационализации разнообразных политических отношений образует определенные формы (например, партии), приобретающие характер институтов, образующих части, подсистемы политической системы:  
 
• политические институты (институциональная подсистема), между которыми складывается сложная система отношений взаимосвязи и взаимодействия;  
• политические отношения (коммуникативная подсистема), складывающиеся на основе действующих в обществе политических и правовых норм, ценностей, традиций;  
• политические нормы (нормативная подсистема), охватывающая общепризнанные нормы отношений в политической системе;  
• политическая культура (культурная подсистема), на основе которой складываются политические нормы, отражающая определенные историко-политические традиции и стереотипы политического поведения.  
 
В результате все элементы политики оказываются взаимоувязанными в единую взаимосвязанную целостность, образующую политическую систему общества. Рассмотрим более детально основные подсистемы политсистемы и элементы, входящие в каждую из этих подсистем.  
 
Политические институты — совокупность учреждений и организаций, связанных с функционированием политической власти. Политические институты существуют в виде учреждений и организаций:  
а) государства и его органов;  
б) общественных организаций;  
в) правовых институтов.  
 
Специфика политических институтов состоит в том, что они почти всегда узаконены и их деятельность регламентирована соответствующими нормативными актами. Основным институтом политической системы общества являетсягосударство. Государство образует ядро, стержень политической системы, служит основной предпосылкой и центральным элементом, оно есть главный источник и олицетворение власти.  
 
Важными элементами политической системы являются институты политического опосредования — партии, группы давления, группы интересов и т.п. Степень и характер институциолизации общества, т. е. число возникающих в нем институтов и легкость их образования, свидетельствует об уровне развития и типе общества, его политической системе и ассоциативной жизни. Политическая система общества имеет свою специфику:

1. Через политическую  систему осуществляется  власть в обществе.

2. Политическая система  является частью  надстройки общества  и во многом  определяется экономическим  базисом.

3. Политическая система  относительно самостоятельна. Эта самостоятельность  обусловлена наличием  специального механизма  взаимодействия структурных  элементов системы,  а также функций  и ролей, которые  они выполняют.

Под политической системой общества следует  понимать взятую в  единстве и взаимодействии совокупность государственных  органов, негосударственных  организаций, общественных объединений, институтов непосредственной демократии, посредством которых  осуществляется управление делами общества и  государства .

В структуру политической системы общества входит, прежде всего, само государство как особая организация политической власти, общественной организации, которые представлены политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии.

Основной  задачей создания и функционирования компонентов политической системы общества является достижение ими определенных политических целей, которые закрепляются в законодательных  актах, программных  и уставных документах и направлены на формирование и осуществление  внутренней и внешней  политики на разных этапах развития общества. Например, Конституции  Республики Беларусь сказано, что политические партии, другие общественные объединения в  рамках Конституции  и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан .

Что бы ни было зафиксировано  в программных  и иных документах политических партий, общественных формирований, очевидно главное: им нужна государственная  власть для осуществления  декларированных  или же иных тайных целей. Иначе, говоря, им нужно завоевание, удержание и использование  власти .

Профсоюзные, кооперативные, женские, молодежные, творческие, спортивные и другие объединения надо относить не к политическим организациям. Данные объединения возникают  и развиваются  не в политических целях, а в силу экономических причин. Свои деятельность они  осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной, спортивной сферах жизни общества. В своих уставных документах данные объединения не закрепляют задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Однако это не исключает их роли и значения в политической системе общества, так как речь идет об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.

Институциональная политическая система  общества определяется через перечисление совокупности составляющих ее государственных и негосударственных институтов. Институциональный подход к пониманию политической системы распространен в конституционном праве.

Системная политическая система  общества предложил Д. Истон. Он применил общую теорию систем к анализу политики. Любая политическая система призвана не только распределять ценности, но и побуждать большинство членов общества принять эти ценности. Политическая система постоянно поддерживает связи со средой. Среду можно рассматривать в двух аспектах: как внутрисоциальную, так и внесоциальную.

В политической системе  Д. Истон выделяет требования, поддержку, а также апатию, которые исходят от граждан или от гражданского общества. Требования в политической системе подразделяются на:

1. Распределительные.  Сюда можно отнести,  организация и  оплата труда,  здравоохранение,  образование, социальное  обеспечение. Например, в Конституции  Российской Федерации  записано: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" .

2. Регулятивные - это общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством. Например, в соответствии со ст.28 Конституции Республики Беларусь: "Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство" .

3. Коммуникативные - это право на информацию, реализация политических прав и свобод. К примеру, в Конституции Республики Беларусь закреплено, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Система политики дает ответ на получаемые ею требования и поддержку. Результатом политической системы выступает решение и действия. Политические решения - это законы, постановления правительства, решения судов. Политические действия - это система мер по проведению конкретного вида политики (экономической, социальной, культурной), выполнение решений. Правительство обеспечивает выработку и осуществление политического курса через специализированные органы. Например, парламент, местные органы, административно-бюрократический аппарат. С помощью специализированных органов решения и действия направляются адресатам - гражданам и социальным группам, что вызывает действия адресатов. Возникает "петля обратной связи". Решения политической системы общества является источником новых требований и поддержки.

Информация о работе Понятие политической системы общества