Политическая система российского общества как механизм народовластия: понятие и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 00:36, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы раскрыть структуру политической системы российского общества, необходимо сначала выяснить, что означает понятие «политическая система общества». По мнению Н.А Баранова, политическая система общества– это разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Он отметил, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп.
В начале 90-х гг. XX века в России в качестве приоритетных целей были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились преобразованием политической системы.

Файлы: 1 файл

политическая система.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

1. Политическая система  российского общества как механизм  народовластия: понятие и структура.

Для того чтобы раскрыть структуру политической системы российского общества, необходимо сначала выяснить, что означает понятие «политическая система общества». По мнению Н.А Баранова, политическая система общества– это разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Он отметил, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп.

В начале 90-х гг. XX века в России в качестве приоритетных целей были определены  демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились преобразованием политической системы.

Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти. Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

Российская Федерация – Россия, провозглашается в ст. 1 Конституции РФ, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие, власть народа – «демократия» в переводе с древнегреческого). Народ России осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

Демократичность российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц – Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация – это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.       

Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на шесть лет (до 31.12.2008 года — на 4 года), а представительным и законодательным органом – Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого – Совет Федерации – составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая – Государственная Дума – избирается населением сроком на пять лет.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную – Правительство, а судебную – федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды).

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти.

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет и местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление».

Но, несмотря на то, что содержащиеся в Конституции России нормы, характеризуют ее как демократическое государство, на практике в полной мере они не реализуются, а иногда и грубо нарушаются.

Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, ее народ на деле все больше отстраняется от реальной власти. Ведь свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут отражать его волю, поскольку в них иногда участвует незначительная часть избирателей. Достаточно упомянуть, что даже при проведении выборов в Государственную Думу в 1995 году требовалось участие в них только 25 процентов зарегистрированных избирателей, чтобы признать выборы состоявшимися.

Фактически не реализуется в полной мере и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

Среди серьезных проблем в современной России стоит вопрос о выработке механизма контроля власти со стороны общества. Иными словами, без эффективного контроля общества за действиями властных структур – от принятия решений до их практической реализации – невозможно ни построение провозглашенного в Конституции РФ правового государства, ни формирование гражданского общества.

Таким образом, все говорит о том, что потребуется еще немало времени и усилий народа России для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могут быть в полной мере реализованы.

 


Информация о работе Политическая система российского общества как механизм народовластия: понятие и структура