Понятие, классификация и роль общественных объединений в политической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы – учебная, получить теоретические знания по данной теме, рассмотреть понятие, организационно-правовые формы и роль общественных объединений в политической системе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и классификация общественных объединений……………5
1.1 Понятие общественных объединений и история их развития в России...5
1.2 Виды общественных объединений………………………………………....9
1.3 Организационно-правовые формы общественных объединений……….13
Глава 2. Роль общественных объединений в политической системе……….19
2.1. Правовой статус общественных объединений…………………………...19
2.2. Ограничения на деятельность общественных и религиозных организации в целях обеспечения безопасности Российской Федерации………………….22
2.3. Политическая роль общественных объединений………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Понятие.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Следовательно, политическая функция общественных объединений, не являющихся политическими партиями, состоит не в борьбе за завоевание власти, а в оказании давления на властные структуры с целью реализации интересов своих участников.

Общественные объединения политического характера, т.е. стремящиеся влиять на правящую группу, могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство отступать перед своими требовании. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями, забастовки, неповиновение указам правительства, пикеты, митинги, шествия и др.[13]

Типичными способами воздействия общественных объединений на органы власти являются:

1.     Непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров административного аппарата;

2.     Участие членов организации в работе парламентских комиссий, в межведомственных комитетах и службах;

3.     Поддержание личных "приятельских" контактов с членами парламента, правительства, чиновниками государственного аппарата.

Практически во всех странах широко практикуется такая форма давления на органы власти, как лоббизм. Это- закулисная, осуществляемая вне официальных процедур функционирования институтов власти, деятельность в ходе которой влиятельные политики-лоббисты стремятся отстоять необходимый определенным группам законопроект, принять требуемое правительственное решение либо оформить выгодный для них государственный заказ.

Неполитический характер имеет деятельность тех общественных объединений, которые не участвуют в борьбе за власть, не ставят своей целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе и не стремятся оказывать какое-либо давление на правительство.

Демократизация политической жизни сопровождается формированием механизмов гражданского общества - появлением самых разнообразных по своему характеру объединений граждан, ростом их социально-политической активности.

В западной политологии разработана типология групп интересов в зависимости от степени их внутренней организованности. Так, американские политологи Г. Алмонд и Дж. Пауэлл различают неупорядоченные, неассоциативные институциональные и ассоциативные группы интересов (общественные организации).

К категории неупорядоченных относятся стихийные группы, которые внезапно образуются, когда значительное число индивидов сходным образом реагирует на крушение своих надежд, разочарование и другие чрезвычайные социальные ситуации. Это весьма неустойчивые образования, которые неожиданно возникают и столь же неожиданно сходят на нет.

В основе неассоциативных групп лежит общность интересов, связанных с этнической принадлежностью, местом проживания, вероисповеданием, кровным родством, родом занятий и т. п. Такие группы устойчивее неупорядоченных, но они также редко бывают хорошо организованы, а их активность носит эпизодический характер.

Институциональные группы являются формальными образованиями, которые помимо артикуляции интересов выполняют другие политические и общественные функции. Иными словами, это группы, которые складываются внутри государственных институтов и осуществляют свое влияние внутри их и посредством их. К таким образованиям относятся партийные фракции в парламенте, группировки военных, бизнес-корпораций, правительственной бюрократии, чиновничества, духовенства. Степень влияния институциональных групп интересов обычно обусловлена силой их исходной базы или степенью близости членов данного образования к лицам, определяющим политический курс.

Ассоциативные группы создаются непосредственно для того, чтобы представлять интересы какой-либо специфической категории граждан. К их числу относятся профсоюзы, ассоциации промышленников, деятелей культуры, спорта, медицинских работников, ученых различных областей науки, этнические, религиозные объединения. Все такого рода группы располагают четкими процедурами для артикуляции интересов своих членов и формулирования требований к властям и, как правило, обладают штатом постоянных сотрудников-специалистов.

Все более заметную роль в социально-политической жизни играют массовые общественные движения. Они преследуют самые разнообразные социально-политические цели: исключение угрозы ядерной войны, развитие экономического, культурного и политического сотрудничества народов, предотвращение экологической катастрофы, сохранение культурного наследия и т.д. Конкретные общественные движения могут разворачиваться в рамках отдельных государств, обретая смысл и значение национальной истории, они могут распространяться в пределах группы стран, отражая особенности их развития на том или ином историческом этапе, или приобретать широкий международный характер как, например, экологическое движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, мы видим, что российские общественные объединения, независимо от их организационно-правовых форм, равны перед законом и в равной степени пользуются защитой государства. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности – главное, чтобы их деятельность осуществлялась в рамках закона. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.

В представляемой работе были разработаны две главы, раскрывающие сущность и основные проблемы выбранной темы.

Обобщив ее содержание, можно отметить следующее: в главе первой весьма подробно раскрывается понятие и классификация общественных объединений, а также история и трудности развития общественных объединений как особого института.

Глава вторая раскрывает особенности правового статуса общественных объединений и их политической роли в Российской Федерации.

Мы выяснили, что российское законодательство ограничивает деятельность общественных объединений, цели которых идут вразрез с официальным пониманием принципов конституционного строя, существующего режима и гражданских прав. Таким организациям государство отказывает в признании, и, они считаются нелегальными. Одни из них терпимо относятся к существующему общественно-политическому порядку, правовым нормам, другие становятся в непримиримую оппозицию к правительству, вступают на путь борьбы с ним.

Общественные объединения играют исключительную роль в политической системе страны. Основу последней составляют политические партии, часть из которых принимают судьбоносные решения для развития государственного строя и гражданских прав в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.        Дарков А.А. Из истории правового регулирования конституционно-правового статуса общественных объединений/А.А. Дарков // История государства и права. – 2002. - №1

2.        Ищенко С.А. Проблемы теории правового статуса общественных объединений/С.А. Ищенко // Право и политика. – 2004. - №3

3.        Кудрявцева Г.А. Гражданско-правовой статус общественных объединений/ Г.А. Кудрявцева // Государство и право. – 2005. - №3

4.        Лапаева В.В. Законодательство об общественных объединениях: правовая концепция разграничения полномочий Федерации и субъектов/ В.В. Лапаева // Адвокат. -  2003. - №1

5.        Лысенко В.В. Гражданское общество и общественные объединения в РФ/ В.В. Лысенко // Конституционное и муниципальное право. – 2001.- №1

6.        Мамонов В.В. Деятельность общественных и религиозных объединений в Российской Федерации/ В.В. Мамонов // Право и политика. – 2003. -№4

7.        Мельник Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования/ Т.Е. Мельник // Журнал российского права. – 2003. - №4

8.        Орлов А.В. Признаки общественного объединения/ А.В. Орлов // Конституционное и муниципальное право. – 2004. - №1

9.        Селивончик А.В. Правовые принципы организации структуры конституционно - правового статуса политических партий/ А.В. Селивончик // Современное право. – 2005. – №7

10.   Сербинович Л.Ю. Конституционно-правовые основы организации и деятельности российских общественных объединений: история и современность/Л.Ю. Сербинович // Известия ВУЗов: Северо - Кавказский регион. – 2008. - №3

11.   Российская Федерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»: Федеральный закон РФ от 12.03.2002. № 26-ФЗ/ Российская Федерация. Законы.// Собрание законодательства РФ. – 2002. - №11

12.   Мельник В.А. Политология: Учеб. для вузов/ Владимир Андреевич Мельник. – Минск: Вышэйш. шк., 2006

13.   Общественные объединения Волгоградской области: История создания, деятельности и взаимодействия с органами власти. – Волгоград: Издатель, 2007

14.   Общественно-политические движения и партии в России: Справочник. Вып. 1: Март 2003/ Рос. информ. агенство «Новости». – М.: РИА № Новости», 2003

15.   Политические партии и общественные движения в России: Справочник. Вып. 2: Ноябрь 2003/ Рос. информ. агенство «Новости». – М.: РИА № Новости», 2004

16.   Правовой статус общественных объединений В Российской Федерации: Справ.: По состоянию на 5.03.00/ Под ред. Г.А. Жигановой.   – М.: ИВЦ « Маркетинг»; Изд-во ЮКЭА, 2000

17.   Усанова В.А. Правовое регулирование общественно-политических отношений: учеб. пособие/ Виктория Александровна Усанова; Федеральное агентство по образованию; ФГОУ ВПО ВАГС. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007

34

 



[1] Гражданско-правовой статус общественных объединений/ Г.А. Кудрявцева// Государство и право.-2005.-№3.- С.33

[2] Конституционно-правовые основы организации и деятельности российских общественных объединений: история и современность/ Л.Ю. Сербинович  //Известия ВУЗов: Северо- Кавказский регион.-2008.-№3.-С.106

[3] Гражданско-правовой статус общественных объединений/ Г.А. Кудрявцева// Государство и право.-2005.-№3.- С.33

[4] Конституционно-правовые основы организации и деятельности российских общественных объединений: история и современность/ Л.Ю. Сербинович  //Известия ВУЗов: Северо- Кавказский регион.-2008.-№3.-С.108

[5] Правовое регулирование общественно-политических отношений: учеб. Пособие/ В.А. Усанова; Федеральное агентство по образованию; ФГОУ ВПО ВАГС.- Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007.-188 С.-43

[6] Конституционно-правовые основы организации и деятельности российских общественных объединений: история и современность/ Л.Ю. Сербинович  //Известия ВУЗов: Северо- Кавказский регион.-2008.-№3.-С.109

[7] Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования/Т.Е. Мельник// Журнал российского права.- 2003. - №4. –  С. 103

[8] Правовое регулирование общественно-политических отношений: учеб. Пособие/ В.А. Усанова; Федеральное агентство по образованию; ФГОУ ВПО ВАГС.- Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007.-188 С.-34

[9] Конституционно-правовые основы организации и деятельности российских общественных объединений: история и современность/ Л.Ю. Сербинович  //Известия ВУЗов: Северо- Кавказский регион.-2008.-№3.-С.108

[10] Политология: Учеб. Для вузов/ В.А. Мельник.- Минск: Вышэйш. шк.,  2006.- С. 239

[11] Правовое регулирование общественно-политических отношений: учеб. Пособие/ В.А. Усанова; Федеральное агентство по образованию; ФГОУ ВПО ВАГС.- Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007.-188 С.-47

[12] Деятельность общественных и религиозных объединений в Российской Федерации / В.В. Мамонов// Право и политика.- 2003.- №4. – С.103

[13] Политология: Учеб. Для вузов/ В.А. Мельник.- Минск: Вышэйш. шк.,  2006.- С. 236


Информация о работе Понятие, классификация и роль общественных объединений в политической системе