Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:23, курсовая работа
Основная цель работы – учебная, получить теоретические знания по данной теме, рассмотреть понятие, организационно-правовые формы и роль общественных объединений в политической системе.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и классификация общественных объединений……………5
1.1 Понятие общественных объединений и история их развития в России...5
1.2 Виды общественных объединений………………………………………....9
1.3 Организационно-правовые формы общественных объединений……….13
Глава 2. Роль общественных объединений в политической системе……….19
2.1. Правовой статус общественных объединений…………………………...19
2.2. Ограничения на деятельность общественных и религиозных организации в целях обеспечения безопасности Российской Федерации………………….22
2.3. Политическая роль общественных объединений………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.[4] Ниже дадим краткую характеристику каждому из вышеперечисленных.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения, или филиалы и представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения, или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Согласно российскому законодательству, с определенными ограничениями на территории РФ допускается действие международных общественных объединений. Российские общественные объединения приобретают статус международных в том случае, если на территории иностранного государства осуществляет свою деятельность хотя бы одно структурное подразделение российского общественного объединения.
Виды общественных объединений по функциональной роли и социальному назначению:[5]
1) Казачьи объединения включающие в себя хуторские, станичные, городские, окружные и войсковые казачьи общества.
2) Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей.
3) Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет в количестве не менее 3 лиц.
4) Благотворительная организация - это неправительственная некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
5) Религиозное объединение - это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Включает религиозные организации и религиозные группы.
6) Молодежные объединения - это объединения граждан в возрасте с 14 до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов.
7) Детские объединения - это объединения граждан в возрасте от 8 до 18 лет и совершеннолетних граждан, образованное для совместной деятельности.
8) Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
9) Общественная организация инвалидов - это организация, созданная инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители.
1.3 Организационно-правовые формы общественных объединений.
Основным организационно-правовым документом общественных объединений, независимо от его организационно-правовой формы, является устав.
Устав - правовой акт, определяющий структуру, функции и права организации или учреждения. Согласно Закону РФ "Об общественных объединениях", устав должен предусматривать:
- название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
- структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
- условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов данного объединения;
- компетенцию и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
- порядок внесения изменений и дополнений в устав;
- источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
- порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
Устав общественного объединения также может содержать описание символики данного объединения.[6]
Согласно закону РФ "Об общественных объединениях", для приобретения прав юридического лица общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации по месту нахождения. Решение о государственной регистрации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом.
Институту ликвидации принадлежит важное место в механизме государственно-правового контроля за деятельностью общественных объединений. Применение данной санкции должно быть направлено на устранение общественных структур, нарушающих закон, и создание препятствий для возобновления их деятельности в будущем.[7]
Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренным законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Требования к официальному названию общественного объединения:
1. Должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности;
2. Не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих в РФ политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением п.1 ст. 9 ФЗ "О политических партиях";
3. В названиях общественных объединений, за исключением названий политических партий, не могут содержаться слова "политическая", "партия" и образованные на их основе слова и словосочетания;
4. Общественное объединение, за исключением политической партии, имеет право использовать в своем названии личное имя гражданина. Общественное объединение использует личное имя гражданина только с его письменного согласия или с письменного согласия его законных представителей.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.[8]
Учредителями общественных объединений могут быть:
1) Физические лица, достигшие 18 лет
2) Общественные объединения с правами юридического лица
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным если: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные ФЗ "Об общественных объединениях"
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ФЗ " О некоммерческих организациях", ФЗ "Об общественных объединениях" и др.
Субъектный состав общественного объединения
1. Учредители общественного объединения - это физические лица и юридические лица - общественные объединения, создавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируется его руководящие и контрольно-ревизионный органы.
2. Члены общественного объединения - это физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
3. Участники общественного объединения - это физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.
Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных преимуществ. В этом проявляется правовая специфика их статуса.
Специфика административно-правового регулирования общественных отношений различных объединений раскрывается при анализе правовых норм. Соблюдение их гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто ее не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность).
В настоящее время нормы, регулирующее те или иные аспекты организации и деятельности общественных объединений, содержатся в большом количестве в ведомственных нормативных актах. Это объясняется тем, что деятельность государства и общественных объединений обеспечивается не одним, а целой системой государственных и общественных органов.
Федеральный закон РФ "об общественных объединениях" содержит лишь общие положения и основные требования к деятельности российских общественных объединений. Некоторые организационно-правовые формы общественных объединений по целям и значению деятельности столь специфичны, что нуждаются в специальном законодательстве. Отдельными федеральными законами регулируется деятельность не только российских политических партий, но и профессиональных союзов, религиозных организаций, благотворительных организаций.
Организационную структуру и принципы деятельности Общественных объединений РФ определяют соответствующие нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного значения.
Как представляется, весь комплекс нормативно-правовых актов, касающихся российских общественных объединений, условно можно разделить на две группы:[9]
1) Законодательные акты общего назначения, которые в целом определяют те или иные стороны развития общественных объединений;
2) Специальные законодательные акты, регулирующие деятельность общественных объединений, отдельных организационно-правовых форм.
К нормативно-правовым актам общего назначения относятся:
- Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ ч.1; Трудовой кодекс РФ; Федеральный закон "Об общественных объединениях"; Федеральный закон "О некоммерческих организациях"; Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" и др.
К специальным нормативно-правовым актам относятся:
- Федеральный закон " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; Федеральный закон "О политических партиях"; Федеральный закон " О свободе совести и о религиозных объединениях"; Федеральный закон "О государственной поддержке молодежные и детских общественных объединений" и др.
Дополняют и конкретизируют положения федерального законодательства нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Глава 2. Роль общественных объединений в политической системе.
Информация о работе Понятие, классификация и роль общественных объединений в политической системе