Понятие и элементы политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:09, реферат

Краткое описание

Понятие политической системы является одним из самых расплывчатых и полемичных вопросов не только в государствоведении, но и в политологии, не смотря на обилие научных исследований в данном направлении. Понятие «Политическая система общества» получило распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. Зеркин Д.П.

Оглавление

ГЛАВА 1. Политическая система: структура и специфика функционирования
1.1 Понятие политической системы
1.2 Элементы политической системы
1.3 Функции политической системы
1.4 Виды политической системы общества

ГЛАВА 2. Институциональные элементы в функционировании политической системы общества
2.1 Место государства в политической системе общества
2.2 Роль институциональных элементов в функционировании политической системы общества

ГЛАВА 3. Политическая система Российской Федерации
3.1 Общая характеристика политической системы Российской Федерации
3.2 Перспективы развития политической системы России

Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат политол-2.doc

— 99.50 Кб (Скачать)


 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине политология

на тему:

«ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ».

                     

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. Политическая система: структура и специфика функционирования

1.1 Понятие политической системы

1.2 Элементы политической системы

1.3 Функции политической системы

1.4 Виды политической системы общества

 

ГЛАВА 2. Институциональные элементы в функционировании политической системы общества

2.1 Место государства в политической системе общества

2.2 Роль институциональных элементов в функционировании политической системы общества

 

ГЛАВА 3. Политическая система Российской Федерации

3.1 Общая характеристика политической системы Российской Федерации

3.2 Перспективы развития политической системы России

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Политическая система: структура и специфика функционирования

1.1 Понятие политической системы общества

 

Понятие политической системы является одним из самых расплывчатых и полемичных вопросов не только в государствоведении, но и в политологии, не смотря на обилие научных исследований в данном направлении. Понятие «Политическая система общества» получило распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. Зеркин Д.П.[1]

Первым наиболее систематическим изложение данной теории предложил Д. Истон в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целого комплекса компонентов и подсистем. Основное ее предназначение состоит, по мнению Д. Истона, в авторитетном распределении ценностей в обществе.

Сегодня под политической системой, политологи понимают:

- организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом ;

- совокупность взаимодействующих различных элементов (подсистем) в рамках, через или посредством которых протекают политические властные отношения ;

- упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям.

 

1.2 Элементы политической системы общества

 

В современной литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Как следует из приведенного определения, сердцевиной политической системы общества является политическая власть, по поводу использования которой вокруг нее формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др.

С учетом вышеизложенного, структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких компонентов (подсистем):

1. Институциональный компонент - это государство, политические партии, общественные организации, органы местного самоуправления и другие виды политических объединений, политические лидеры, должностные лица и т. д. Данный компонент от того и носит такое название, что является главным, так как именно перечисленные субъекты вступают во властные политические отношения и без них вообще невозможно существования политической системы .

2. Субстанциональный компонент. Обозначает сущность политической системы и заключается в политических общественных отношениях, складывающихся по поводу захвата, удержания или осуществления государственной власти. Именно любое политическое явление имеет своей целью захватить, удержать или осуществлять власть в государстве, поэтому государственно-властные отношения и составляют сущность любого политического отношения, а стало быть, и политической системы в целом.

3. Нормативный компонент. Включает в себя политические нормы, в том числе и позитивного права, политические традиции, обычаи и другие социальные нормы, регулирующие политические отношения государства. Данный компонент регламентирует политические процессы, протекающие в обществе. В большинстве случаев регулирование осуществляется по средствам правовых норм, но политика это такая сложная система, которая только нормативно-правовыми актами обойтись не может, и поэтому здесь сохраняют большое значение устоявшиеся в обществе правила поведения в виде обычаев, традиций и т. д.

4. Субъективный элемент. Отражает отношение людей к политической действительности в государстве. Состоит названный компонент из политического сознания, представляющего идеологические и психологические элементы системы. Политическое сознание представляет собой единую, целостную систему идей, взглядов, оценок, чувств, эмоций, отношений представляющих собой субъективное отношение индивидов, социальных групп и общностей к действующему или желаемому государственному руководству, другим явлениям политической действительности, к поведению людей в сфере политических отношений. На политическое сознание граждан могут влиять различные факторы, в том числе харизма политических лидеров, поведения политических деятелей и другие элементы которые казалось бы, не имеют существенного значения.

5. Объективный элемент. Состоит из объективных экономических, социальных, национальных, исторических и других детерминантов, которые оказывают влияния на политические процессы в стране. Носят они объективный характер, поскольку не зависят от воли и сознания людей.

Все элементы политической системы имеют большое значение и оказывают взаимопроникающее воздействие, а соответственно неотделимы друг от друга.

 

1.3 Функции политической системы

 

Функции политической системы общества - это детерминированные социальными, экономическими, национальными и другими условиями существования политической системы, ее основные направления воздействия на общество.

Выделяют следующие функции политической системы общества:

1. Функция политического руководства обществом. Как уже было сказано главное, устойчивое, субстанциональное ядро политической системы, т. е. ее сущность заключается в осуществлении государственной власти. Властные же отношения предполагают установление (властным субъектом) для общества (подвластных) правил поведения. Соответственно в рамках политической системы происходит руководство обществом и государством. В этом и заключается главное предназначение политической системы общества.

2. Ориентирующая функция. В процессе политического руководства или даже при ведении борьбы за власть, правящий класс, политические партии и другие субъекты властных отношений (в зависимости от того или иного политического режима в стране) определяют дальнейшие пути общественно-государственного развития, определяют цели к которым необходимо стремиться, а соответственно ориентируют общество к тому или иному варианту поведения, выступая, в каком то смысле, идеологическим маяком к которому необходимо стремиться.

3. Функция политизации общества. Данная функция заключается в вовлечении как можно большего количества людей и их объединений в политические процессы страны, участии в политической жизни государства, посредствам политического воспитания граждан, повышении политической культуры общества, приобщении индивида к политическим ценностям, привития чувства уважения к государственной власти, приобретении знаний в области политики и т. д.

4. Регулятивная функция. Заключается в выработке и установлении социальных норм в политической сфере общества. Тем самым устанавливаются правила (должного, возможного и запрещенного) поведения для субъектов политических отношений. По средствам политических норм в итоге достигается упорядочивание социальных связей между различными субъектами политической системы .

5. Охранительная функция. Любое установленное правило поведения нуждается в закреплении, а если потребуется и в немедленном исполнении мер ответственности в той или иной сфере (в данном случае в политической сфере общества). По этому, чтобы установленные нормы не стали простым пожеланием необходимы меры ответственности и аппарат способный данные меры осуществить в действительности. Таким аппаратом в политической системе выступают органы государства (например, принудительная ликвидация политической партии, деятельность которой направлена на насильственное изменение основ конституционного строя), политические партии (например, правящая партия имеющая большинство голосов в Государственной Думе может выразить не доверие правительству) или само общество (например, отзыв депутата представительного органа власти).

6. Функция эволюционного отбора. Предполагается, что в процессе политической борьбы на законных основаниях или наоборот революционным путем, во властные структуры попадают лучшие представители общества. Лучшими на разных этапах развития общества являются либо экономически состоятельные лица, либо обладающие непревзойденными ораторскими и руководящими качествами, либо (идеальный вариант) наиболее образованные и опытные граждане. Борьба за власть ни когда не была легкой. Лицам желающим захватить или удержать власть приходиться прилагать необычайные усилия, чтобы добиться своей цели. Весь этот процесс, «постоянной борьбы», длится несколько лет, в результате которой и происходит своеобразный отбор наиболее приспособленных лиц к управлению делами общества. Слабые же выбрасываются из политической жизни.

7. Стабилизирующая функция. В обществе существует множество социальных групп, классов и, конечно же, индивидов, каждые из которых обладают собственным мнением, имеют свой интерес, порой антагонистический. В результате политической борьбы и осуществлении власти данные интересы сталкиваются, возникают социальные конфликты дестабилизирующие общество. Поэтому политическая системы и призвана осуществлять роль стабилизирующего фактора устанавливая, как мы уже сказали, правила поведения и ответственность за их нарушения. Политическая система в этом отношении сплачивает общество, умеряя столкновение классов. В этом проявляется закон диалектики - единства и борьбы противоположностей. По этому, борьба различных интересов не только не тормозит развитие политической системы общества, а наоборот согласно закону диалектики помогает развиваться. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений политической жизни, движущей силой их изменений. Кроме того данная функция не только помогает консолидировать общество но и обеспечивает стабильность того или иного политического режима в стране.

8. Коммуникативная функция. Обеспечивает процесс коммуникации между различными субъектами политической системы в процессе отношений складывающихся в политической сфере общества. Общение осуществляется не только между разноуровневыми субъектами (государственные органы и граждане, например), но и между одноуровневыми субъектами.

9. Функция социальной адаптации. Иногда в политической жизни государства возникают резкие кардинальные изменения (смена политического лидера или даже политического режима и политической направленности государства) которые могут происходить посредством революционного переворота или другими более легальными способами. Но даже и постепенные реформы вызывают у общества потрясение и неопределенность в политической обстановке, так как человек всегда привыкает к той или иной ситуации и любые изменения вызывают определенные катаклизмы. Все эти негативные моменты и помогает снимать адаптивная функция политической системы общества. В данном случае политическая системы помогает адоптироваться обществу к новым политическим реалиям, новой политической действительности с помощью регулирующего, охранительного, коммуникативного и другого воздействия на общества.

10. Мобилизационная функция. Заключается в концентрировании, распределении и максимальном использовании ресурсов общества для осуществления политической власти в государстве[2].

 

1.4 Виды политической системы общества

 

В литературе выделяют множество оснований классификации политических систем.

Информация о работе Понятие и элементы политической системы