Понятие и элементы политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:09, реферат

Краткое описание

Понятие политической системы является одним из самых расплывчатых и полемичных вопросов не только в государствоведении, но и в политологии, не смотря на обилие научных исследований в данном направлении. Понятие «Политическая система общества» получило распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. Зеркин Д.П.

Оглавление

ГЛАВА 1. Политическая система: структура и специфика функционирования
1.1 Понятие политической системы
1.2 Элементы политической системы
1.3 Функции политической системы
1.4 Виды политической системы общества

ГЛАВА 2. Институциональные элементы в функционировании политической системы общества
2.1 Место государства в политической системе общества
2.2 Роль институциональных элементов в функционировании политической системы общества

ГЛАВА 3. Политическая система Российской Федерации
3.1 Общая характеристика политической системы Российской Федерации
3.2 Перспективы развития политической системы России

Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат политол-2.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

1. В зависимости от государственного режима, политические системы можно подразделить на:

1.1. Демократические;

1.2. Антидемократические (тоталитарные и авторитарные).

Данное деление основано на том итоговом политическом состоянии, которое существует в государстве и характеризует политическую обстановку той или иной страны.

2. Национально-религиозные детерминанты позволяют говорить о политических системах:

2.1. Христианских государств;

2.2. Мусульманских стран;

2.3. Арабских стран и т. д.

Понятно, что данная классификация показывает расстановку национальных и религиозных факторов и политических сил в государстве.

3. В зависимости от общественно-экономической формации выделяют:

3.1. Политическую систему рабовладельческого общества;

3.2. Политическую систему феодального общества;

3.3. Политическую систему буржуазного (капиталистического) общества;

3.4. Политическую систему социалистического общества.

Каждый вид вышеназванных политических систем отличает исторически сложившийся способ производства.

4. По территориально-географическим факторам делят:

4.1. Политические системы азиатских стран;

4.2. Политические системы европейских стран;

4.3. Политические системы североамериканского региона и т. д.

В основе этой классификации лежит метод географического детерминизма: предположение, что широким фактором в развитии общества являются географические условия (климат, ландшафт, размер территории страны) основателем которого является Ш.Л. Монтескьё[3].

5. Исходя из взаимодействия с внешней средой предопределяют политические системы:

5.1. Открытого типа;

5.2. Закрытого типа.

Закрытые политические системы неохотно контактируют с внешней средой, другими политическими системами, развиваются самобытно и не допускают вмешательства других систем их ценностей и ориентиров. Такие системы самодостаточны (например, политические системы социалистических стран или высоко религиозных государств). Открытые системы наоборот готовы к взаимообмену ценностями и ресурсами. Развиваются, как правило, такие системы параллельно все вместе.

6. В зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризации политические системы подразделяются на (Дж. Пауэлл):

6.1. Примитивные;

6.2. Традиционные;

6.3. Современные.

«Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает «приходская культура».

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях.

Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения, требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять политические действия.

Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:

- демократические системы (где автономные подсистемы и «культура участия»);

- авторитарные системы: управление подсистемами и культура «подчинения-участия» (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система).

7. По содержанию и формам управления различают системы (Ж. Блондель):

7.1. Либеральные демократии (ориентированы на свободу индивидов в политической сфере государства);

7.2. Коммунистические системы (ставят главной задачей построения общества равноправных граждан живущих без государства);

7.3. Традиционные системы (опираются на правление экономически господствующего класса и неравноправное (имущественное и статусное) положения граждан в обществе;

7.4. Популистские политические системы (опираются на авторитарные методы управления и более равноправное (по сравнению с традиционными) распределение благ;

7.5. Авторитарно-консервативные (ставящие своей целью сохранения неравенства общества и ограничения доступа населения к власти).

8. Исходя из типа политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса можно структурировать следующие политические системы:

8.1. Англо-американская;

8.2. Европейско-континентальная;

8.3. Доиндустриальная;

8.4. Частично индустриальная;

8.5. Тоталитарная.

9. Согласно классификации С.Н. Айзенштадта рассматривается шесть типов политической системы:

9.1. примитивные системы,

9.2. патримониальные империи,

9.3. кочевые или завоевательные империи,

9.4. феодальные системы,

9.5. централизованные бюрократические империи,

9.6. современные системы (демократические, автократические, тоталитарные).

10. В зависимости от места и роли государства в политической системе В.В. Радаев и О.Н. Шкартан разделяют политические системы:

10.1. Этакратическую;

10.2. Демократическую.

Этакратической была советская политическая система. В ее рамках повседневная жизнь людей, их жизненные стратегии обусловливались жестким государственным регулированием, которое определяло возможности действия, как в публичной, так и в приватной сфере (этакратия - власть государства). Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации. Демократическая напротив противоположна этакратической системе.

 

 

Глава 2. Институциональные элементы в функционировании политической системы общества

2.1 Место государства в политической системе общества

 

Государство в политической системе занимает центральное место. Оно одновременно выступает ведущим субъектом политической системы, поскольку, во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому-либо. Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы - все остальные либо получают данное право от государства, либо вообще им не обладают. В-третьих, политика переводиться с греческого как искусство управления государством и обществом, в связи, с чем все другие институциональные элементы политической системы именно стремятся обладать государственной властью, осуществлять власть в своих интересах. Поэтому вся политическая система как бы вертится вокруг государства[4].

Территориально политическая система совпадает с государством, однако по элементному составу она шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государством как целое и часть. Государство больше чем часть политической системы. Так скажем, если в политической системе отсутствует, какой либо другой институциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будет существовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступают только частью политической системы. Если же из политической системы удалить государство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайне мере она будет не полноценной. Кроме того, другие элементы политической системы могут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозные организации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникацию с государством. Более того, от государства и зависит в итоге тип политической системы, поддержание того или иного итогового политического состояния государства, нормальное и напротив деструктивное функционирование политической системы, регулирование политических отношений в стране и в этом ракурсе государство можно рассматривать даже шире политической системы. Все сказанное позволяет заключить, что государство и связанные с ним властные отношения по поводу управления им составляют ядро политической системы, выступает в виде главных, глубинных и в тоже время, всепроникающих пластов политической системы общества.

 

2.2 Роль других институциональных элементов в функционировании политической системы общества

 

Политические партии. Согласно федеральному закону «О политических партиях» политической партией признается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления[5].

В Российской Федерации признается политический плюрализм и существует множество официально зарегистрированных партий, одна даже имеет абсолютное большинство в парламенте. Однако, представляется, что в Российской Федерации в истинно идеологическом и психологическом аспектах не существует ни одной партии. Народ устал от политических баталий и абсолютное большинство населения России уже не верит ни кому. Многие даже не стремятся вникать в сущность политических процессов страны. И в этом по большей своей части виноваты сами партии. Правильно по данному поводу замечает В.М. Сырых: «Оторванные от политических интересов населения, партии основной формой своей политической деятельности избрали участие в формировании представительных органов Федерации и ее субъектов и получение депутатских мандатов. Именно в период предвыборной кампании политические партии просыпаются от «спячки» и с целью привлечения на свою сторону избирателей активно пропагандируют ряд популярных среди населения лозунгов, не предлагая конкретных путей их воплощения в реальной жизни»[6]. Процесс образования в России истинно многопартийного общество еще только начинается и думается он будет долгим и тернистым, тем не менее, хочется надеяться, что у нас все таки будет истинно многопартийное общество с равнозначными политическими партиями, которые отстаивают интересы народа и выступают действенной сдерживающей силой произвола государства.

Местное самоуправление. Местное самоуправление - это самоорганизация населения для решения всех дел местного значения под свою ответственность. Если в государстве существует действительно действенное местное самоуправления, то можно с уверенностью сказать, что в данном государстве процветает демократия. К сожалению, про Россию так сказать нельзя. Пока наше самоуправление является государственным управлением не смотря на то, что в Конституции Российской Федерации в статье 12 провозглашается самостоятельность местного самоуправления от государства. Местное самоуправление создается для регулирования местных вопросов и по этому это один из важных субъектов политической системы.

Общественные объединения. Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Непосредственного участия в политической деятельности, в отличии от политических партиях, общественные объединения не принимают однако оказывают на власть косвенное, а иногда даже и прямое воздействие так как являются институтами гражданского общества.

Религиозные организации. Религиозным объединением в Российской Федерации согласно федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей[7].

Если на первый взгляд может показаться, что религиозные организации стоят в стороне от политики, то это далеко не так. Уже издавна различные религиозные группы занимали и стремились занимать ведущее место в управлении делами общества и государства. На современном этапе происходит секуляризация общества. Однако не только церковь стремиться влиять на власть, сама власть, напротив, желает заручиться поддержкой религиозных общин, так как религия была и остается мощным духовно-нравственным рычагом воздействия на людей. Необходимо также отметить, что наоборот антирелигиозное общество теряет сплоченность, нравственное саморегулирование и переживает духовный упадок, что ведет к глобальным и серьезным катаклизмам. Государство, поэтому не должно оставаться в стороне от религиозного воспитания граждан, что помогает добиваться внутреннего единства этноса, повышение его духовно-нравственного самочувствия, патриотизма, увеличение его толерантности к происходящим время от времени внутренним проблемам государственной жизни и, конечно же, предсказуемости и стабильности правомерного поведения граждан.

Информация о работе Понятие и элементы политической системы