Охрана труда в РФ. Правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:15, реферат

Краткое описание

Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Охрана труда в Российской Федерации Правовое регулирование (1).doc

— 1.42 Мб (Скачать)

Работодатель (уполномоченный им представитель) сообщает о несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или несчастных случаев со смертельным исходом, в соответствующую государственную инспекцию труда, сообщает о страховых случаях в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя), в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам соответствующего федерального органа исполнительной власти в области государственного надзора, - в эти органы.

 

4.7.3. Учет и хранение материалов о расследовании

несчастных случаев на производстве

 

Согласно статье 230.1 ТК РФ каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве, включая несчастные случаи на производстве, произошедшие с работниками, заключившими трудовой договор на срок до двух месяцев либо занятыми на сезонных работах, а также лицами, заключившими договор о выполнении работы на дому (надомниками), регистрируется работодателем, его представителем (юридическим или физическим лицом), осуществляющим в соответствии с решением комиссии его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме 9, предусмотренной приложением N 1 к Постановлению Минтруда N 73.

Несчастные случаи на производстве, которые произошли с работниками религиозных организаций, регистрируются соответствующими религиозными организациями (объединениями), прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию и являющимися по отношению к пострадавшему работодателями.

Для проведения статистического учета несчастных случаев на производстве Росстатом разработана специальная годовая форма статистического учета таких несчастных случаев, куда должны быть внесены данные о каждом несчастном случае, происшедшем у работодателя - как физического, так и юридического лица, которая направляется в органы статистики в нормативно установленном порядке.

Согласно части 2 статьи 230.1 ТК РФ один экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии или государственным инспектором труда (в случае если им самостоятельно проводилось расследование несчастного случая) в трехдневный срок после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае.

А второй экземпляр этого акта вместе с материалами расследования должен храниться работодателем, у которого произошел этот несчастный случай, в течение 45 лет.

Из норм части 2 статьи 230.1 ТК РФ также следует, что копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования должны быть направлены для последующей регистрации в этом органе:

в соответствующую государственную инспекцию труда;

в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, произошедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу;

при страховом случае - в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Согласно части 3 статьи 230.1 ТК РФ копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), закончившихся смертью, для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике должны быть направлены:

в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

в соответствующее территориальное объединение организаций профессиональных союзов.

Акты о расследовании несчастного случая, не связанного с производством, и материалы по его расследованию должны храниться работодателем так же, как и в первом случае, 45 лет. А копии актов должны быть направлены в государственную инспекцию труда.

В случае, если до истечения 45 лет хранения материалов организация будет в установленном законодательством порядке ликвидирована либо прекращена деятельность работодателя - индивидуального предпринимателя, то эти материалы должны быть в установленном порядке переданы правопреемнику, а при отсутствии такового - в соответствующий государственный орган. О передаче актов о расследовании несчастных случаев и материалов по ним необходимо поставить в известность государственную инспекцию труда.

Порядок восстановления утраченных актов о несчастных случаях на производстве регламентирован письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 28 июня 2005 года N 02-18/06-5771 "О порядке восстановления утраченных актов о несчастных случаях на производстве" (вместе с письмами Роструда Российской Федерации от 4 апреля 2005 года N 676-3-6 и от 9 июня 2005 года N 1315-3-6).

По вопросам о юридическом статусе актов о несчастных случаях на производстве, оформленных в 60 - 80 годах на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта, в соответствии с ранее действующими нормативными правовыми актами Министерства путей сообщения СССР, следует руководствоваться письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 02-18/06-2578 "О юридическом статусе актов о несчастных случаях на производстве, оформленных в советское время, на предприятиях железнодорожного транспорта" (вместе с письмом Минтруда Российской Федерации от 5 апреля 2004 года N 1296-17/10-13).

 

4.8. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования,

оформления и учета несчастных случаев на производстве

 

Статьей 231 ТК РФ предусмотрен следующий порядок разрешения разногласий, связанных с несчастными случаями:

"Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда".

Этой статьей также установлен исчерпывающий перечень органов, которым предоставлено право рассмотрения разногласий, связанных с:

расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев на производстве;

непризнанием работодателем (его представителем) факта несчастного случая;

отказом в проведении расследования и составлении соответствующего акта;

несогласием самого пострадавшего и лиц, выступающих на стороне пострадавшего, с содержанием акта о несчастном случае.

Это органы федеральной инспекции труда, чьи решения могут быть обжалованы в суде.

В случае несогласия с решением государственного инспектора труда по вопросам квалификации, расследования, оформления несчастного случая и другим оно может быть обжаловано руководителю государственной инспекции труда, в орган власти, осуществляющий надзор в сфере соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, чьи решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Но пока эти решения не отменены либо не приостановлены до рассмотрения вопроса по существу по решению суда или руководителя государственной инспекции труда, никто не освобождает работодателя от обязанности их исполнения.

Решение государственного инспектора труда либо органа власти, осуществляющего надзор в сфере соблюдения трудового законодательства, может быть обжаловано в суде общей юрисдикции по месту нахождения государственной инспекции труда либо этого органа.

При возникновении разногласий между членами комиссии, проводящей расследование несчастного случая, решение принимается большинством голосов, а члены комиссии, не согласные с изложенной точкой зрения, могут изложить письменно свое особое мнение с приобщением его к материалам расследования.

После завершения расследования несчастного случая материалы по расследованию, в том числе и особое мнение членов комиссии, представляются для ознакомления руководителю организации, организовавшей комиссию, который принимает решение, воспользоваться или нет в соответствии со статьей 231 ТК РФ своим правом по обжалованию выводов комиссии.

Выводы комиссии могут быть обжалованы как лицами, имеющими непосредственное отношение к расследованию - это согласно статье 229 ТК РФ лица, имеющие непосредственное отношение к пострадавшему (лица, состоявшие на иждивении погибшего в результате несчастного случая на производстве, либо лица, состоявшие с ним в близком родстве или свойстве, а также законный представитель или иное доверенное лицо), так и органами, имеющими непосредственное отношение к процедурам расследования (статья 229 ТК РФ - перечень лиц и органов).

Обратите внимание!

Правом обжалования выводов комиссии по несчастному случаю обладают лица, имеющие непосредственное отношение к пострадавшему, либо организации, имеющие непосредственное отношение к процедурам расследования.

Разногласия при расследовании профзаболеваний рассматриваются в ином (специально предусмотренном) порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ представитель страховщика имеет право принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, являющихся страховыми. А также страховщик обладает правом при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ).

Экспертиза страхового случая может быть проведена страховщиком по материалам уже проведенного расследования несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным лицом, при возникновении разногласий между страховщиком, страхователем или комиссией по поводу того, является ли этот несчастный случай страховым или нет.

Методические рекомендации о порядке назначения и проведения страховщиком экспертизы страхового случая содержатся в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 3 июля 2001 года N 02-18/07-4808 "О направлении Методических рекомендаций о порядке назначения и проведения исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации экспертизы страхового случая".

При обращении пострадавшего или его доверенных лиц с заявлением о несогласии с результатами ранее расследованного несчастного случая, произошедшего с ним до 6 октября 2006 года, в соответствии со статьей 424 ТК РФ проводится дополнительное расследование указанных в заявлении обстоятельств и причин несчастного случая. Такое расследование проводится с учетом требований правовых норм, действовавших в период, когда произошел несчастный случай, законодательных и иных нормативных правовых актов, регулировавших в то время порядок расследования несчастных случаев на производстве.

 

4.9. Обеспечение при несчастном случае на производстве

 

Законом N 125-ФЗ регламентирован порядок выплаты обеспечения пострадавшим от несчастных случаев на производстве или их иждивенцам.

В соответствии с указанным Законом работодатель обязан застраховать свою ответственность за вред, который может быть причинен здоровью работника при выполнении последним своих трудовых обязанностей.

Этим Федеральным законом предусмотрена обязанность работодателя по страхованию своей ответственности за вред, причиненный здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Обязательное социальное страхование в соответствии с Законом N 165-ФЗ в контексте рассматриваемой темы являет собой создаваемую государством систему мер, направленных на сведение до минимума последствий несчастного случая на производстве для пострадавшего работника, предоставляя ему различного рода выплаты и компенсации в целях медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного.

Согласно статье 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает выполнение следующих задач:

обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

Информация о работе Охрана труда в РФ. Правовое регулирование