Методы и средства государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является осуществление анализа методов и средств государственного управления, которые используются в Российской Федерации для поддержки малого бизнеса.
Объектом курсовой работы являются методы и средства государственного управления.
Предметом данной курсовой работы является оценка эффективности инструментария поддержки малого бизнеса в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к определению методов и средств государства...............................................................................................................5
Понятие методов государственного управления………………...............5
Виды методов государственного управления и их особенности….........8
Особенности реализации методов и средств государственного управления………………………………………………………………...13
Глава 2. Анализ методов государственного управления, исполняемых в Российской Федерации для поддержки малого бизнеса……………...............19
2.1. Инструментарий использования Российской Федерацией в период 2010 – 2012 г.г…………………………………………...………………19
2.2. Направление совершенствования инструментария поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………..………...30
Список используемой литературы……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_i_nauki_Rossyskоoy_Fed.docx

— 71.20 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тверской Государственный Университет

( ФГБОУ  ВПО ТвГУ)

 

Юридический факультет

 Специальность  «Таможенное дело»

 

Курсовая работа по курсу

теория государственного управления

Тема: «Методы и средства государственного управления»

 

                                                            Выполнила: студентка 1 курса 

                                                            18 группы 

                                                            Крылова Юлия Эдуардовна

                                                            Проверил: д.э.н., профессор

                                                            Лапушинская Галина Константиновна

 

 

Тверь

2013

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические подходы к определению методов и средств государства...............................................................................................................5

    1. Понятие методов государственного управления………………...............5
    2. Виды методов государственного управления и их особенности….........8
    3. Особенности реализации методов и средств государственного управления………………………………………………………………...13

Глава 2. Анализ методов государственного управления, исполняемых в Российской Федерации для поддержки малого бизнеса……………...............19

2.1.     Инструментарий использования Российской  Федерацией в период  2010 – 2012 г.г…………………………………………...………………19

2.2.     Направление совершенствования  инструментария поддержки малого  бизнеса……………………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………..………...30

Список используемой литературы……………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В зависимости от того, каковы целевые установки и на каких принципах государство их реализует, выстраивается система функций, выбираются формы, методы и средства, через которые осуществляется государственное управление. Они могут видоизменяться или приобретать специфические очертания своей содержательной сущности в зависимости от того, на каком конкретно-историческом этапе своего развития находится государство и какой политический режим определяет характер государственной власти.

Государство представляет собой единый субъект управления. Его управленческая деятельность, реализуется через отдельные функции, которые охватывают всю иерархию государственных органов, включая все звенья и подсистемы. Выбор форм и средств управления зависит от типа общественных отношений, политической системы, правящего режима, характера компетенции управляющего органа.

Россия на протяжении многих веков остается страной несостоявшихся реформ, в чём организационный фактор сыграл далеко не последнюю роль.  Определение целей, выбор методов и средств их достижения сопровождался серьёзными политическими и организационными ошибками.

Ход современных российских реформ выявил не только их концептуальную слабость, но и серьёзные недостатки с точки зрения правовых и организационных форм управления. Как показывает опыт, органы властных структур в случае провала одного варианта не имеют в запасе лучшего, а остальные возможные варианты малоприемлемы. Любое действие власти приводит к последствиям, которые так велики, что не дают возможности проследить большинство из них. Следовательно, необходимо уметь предвидеть, просчитывать результат последствий любых решений уже на этапе их подготовки. Поэтому в настоящее время является особенно важным рассмотрение методов государственного управления, которые позволили бы наиболее рациональным путём осуществить реформы в нашей стране.

Ввиду этого тема данной работы является особенно своевременной и актуальной.

Целью курсовой работы является осуществление анализа методов и средств государственного управления, которые используются в Российской Федерации для поддержки малого бизнеса.

Объектом курсовой работы являются методы и средства государственного управления.

Предметом данной курсовой работы является оценка эффективности инструментария поддержки малого бизнеса в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Глава 1.Теоретические подходы к определению методов и средств государства
    1. Понятие методов государственного управления

 

Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться более чем два столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов, средств и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических целей и задач, материальных возможностей государства, накопленного исторического опыта. Необходимо отметить, что ни один из инструментов экономической политики не действует отдельно от других. Комплексное применение  инструментов и методов государственного регулирования образует макро маркетинг национальной экономики, который одновременно охватывает все стадии  воспроизводства и экономического роста территории и региональные подсистемы.

Ю.Н.Старилов определяет метод государственного управления как «правовое средство, которое используется для достижения целей, решения задач и осуществления функций государственной управленческой деятельности» [1, с.336].

«Тема рассмотрения вопросов о формах управления или же формах управленческих действий невольно влечет за собой анализ другого правового явления в управленческой теории и практике – метода осуществления государственного управления. Понятие метода государственного управления представляет собой правовое средство, используемое для достижения определённых целей, решения задач и осуществления функций государственной управленческой деятельности. Формы и методы управления находятся в неразрывной связи между собой, следовательно,рассматриватьих следует соответственно. Отметим то, что форму управления можно достаточно чётко продемонстрировать, объяснить, показать ее правовое содержание и основное назначение, то методы управления характеризуются «расплывчатостью» содержания и меньшей степенью правовой регламентации, абстрактностью категории» [6].

Сложность и многогранность процессов управления государства обусловливают существование множества методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления. Именно тот или иной набор методов государственного управления в наибольшей степени отражается на внешнем характере государственного управления, выражая степень его лояльности или жесткости, определяя меру и характер государственного вмешательства в регулируемые общественные процессы. Применение лояльных управленческих методов, действующих в «мягких» формах, может характеризовать некую вялость государственного управления в соответствующей области, иметь некоторую второстепенность участия государства в процессах регулирования общественных отношений данной сферой. «С другой стороны, если в структуре управления государством преобладают методы принудительного воздействия, то для внешних наблюдателей это означает ужесточение управленческого процесса, усиление государственного вмешательства, подчеркивая существование острых проблем в управляемой сфере» [14].

«В системе государственного управления методы управления являются важнейшим правовым средством. Они имеют и другие наименования, такие как: методы осуществления управленческих действий, методы управленческой деятельности, административно-правовые методы. Однако, сущность этих понятий едина: методы управления - это определенные способы или приёмы, которые используются органами публичного управления и их должностными лицами в установленных законами пределах при осуществлении управления, управленческих действий, административного воздействия в отношении соответствующих объектов и лиц»[8].

Не смотря на свою абстрактность понятие «метод управления» является одним из основополагающих характеристик государственного управления в целом. В теории административного права можно отметить некоторые характерные особенности таких методов:

  1. Методы государственного управления применяются органами исполнительной власти, поэтому они связаны с существованием соответствующей ветви власти.
  2. Их целью является регулирование управленческой деятельности субъектов государственного управления.
  3. Методы управления должны упорядочивать происходящие в системе управления процессы, то есть иметь организующий характер.
  4. Их применение напрямую зависит от субъективных факторов, например, от существующей политической обстановки.
  5. Порядок их применения чётко установлен законодательством.
  6. Методы государственного управления выступают в неразрывной связи с формами государственного управления.

По мнению Халикова М.И. под методами государственного управления понимаются «приёмы, средства, способы воздействия на общественную жизнедеятельность людей».[2, с.83]

Способы воздействия на управляемых разнообразны:

1). Прямое (непосредственное) воздействие, основанное как на авторитете субъекта власти, так и на внешнем принуждении;

2). Воздействие через систему ценностей – обучение, воспитание, информацию;

3). Через мотивы и потребности – стимулирование желаемого поведения, деятельности;

4).  Через окружающую социальную среду – изменение условий труда, статуса организации, изменение деятельности людей.

Каждый из них осуществляется своими средствами, поэтому методы управления формируются в определённые группы.

Таким образом, сделаем вывод, что методы государственного управления это определенные способы властного воздействия субъекта на объект управления, посредством которых происходит реализация государственного управления.

 

    1. Виды методов государственного управления и их особенности

 

Вопрос о классификации методов управления в литературе решается неоднозначно. Существуют административные, экономические, социально-психологические, а также комплексные методы управления. Выделяются общие методы, которые относятся ко всей системе управления, и локальные, характеризующие её отдельные части. Есть и иные виды классификации. Однако можно с уверенностью сказать, что разнообразие методов, которые выделяются различными специалистами, базируются на двух основных методах, которыми являются: убеждения и принуждения. 
Метод убеждения подразумевает манипулирование массовым сознанием и поведением, включает в себя такие приёмы как стимулирование, воспитание, поощрение, разъяснение и др. Это такой способ воздействия, когда в результате принятия самостоятельного решения, который вызван определёнными моральными и материальными соображениями, не связанными с опасениями применения юридических санкций, управляемый объект совершает социально требуемые действия. Принуждение же, напротив, основано на санкционировании, на возможности применения негативных последствий, привлечения к юридической ответственности. Принуждение является неотъемлемым элементом любой власти. На таком методе государственного управления основывается построение и функционирование всего государственного организма.  Наиболее ярким примером этого метода является административная ответственность за неправомерные действия субъекта, нарушающие властные предписания административного законодательства и субъектов государственного управления.

Опыт использования методов государственного управления свидетельствует, что принуждение должно носить второстепенный, вспомогательный характер. Между тем, очевидно, что добиться социально положительных результатов методом принуждения очень трудно, особенно когда это касается экономических, политических, социальных и культурных потребностей личности.

«Административные методы осуществляются путём управленческого воздействия на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях и направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п. Их особенностью являются: прямой характер воздействия - любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению, а также соответствие административных методов нормам органов управления.

Классификация административных методов управления:» [11].

1). По форме выражения административные методы делятся на административно-правовые и административно-организационные. Сутью административно-правовых является воздействие на управляемых по типу «приказ – исполнение», то есть опора на иерархическую структуру управляющего государственного субъекта. Каждая нижестоящая ступень находится под прямым контролем вышестоящей. Административно-организационные, в свою очередь, выражены в совершении субъектом управления организационных действий. Это управление при помощи создания организаций  или совершенствования решения определенных целей и задач: распределение ролей между участниками управленческих действий; перераспределение полномочий, обязанностей и ответственности, проверка исполнения; разработка и внесение инструментария осуществления организационно-управленческой власти; совершенствование системы внутренней коммуникации и др.

2). По юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными. К нормативным относятся правовые акты, содержащие нормы, регулирующие управленческие отношения, деятельность управляемых. К индивидуальным можно отнести предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.

3). По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы делятся на:

  • обязывающие к совершению определенных действий;
  • уполномочивающие совершать определенные действия;
  • поощряющие совершение социально полезных действий;
  • запрещающие совершение тех или иных действий.

Информация о работе Методы и средства государственного управления