В выборе организационных форм,
методов и средств большую роль играет
политическая интуиция, основанная, прежде
всего, на глубоком понимании сущности
решаемых проблем. Субъекты управленческих отношения
осуществляют свои властные полномочия
при помощи различных средств. От правильности
выбора таких средств будет зависеть эффективность
воздействия на общественные процессы
и поведение людей, в противном случае
это воздействие останется «декоративным»,
хотя и будет обладать значительным потенциалом.
Глава 2. Анализ методов государственного
управления, используемых в РФ, для поддержки
малого бизнеса
2.1. Инструментарий, используемый
в РФ, в 2010-2012 гг.
В связи
с региональным своеобразием Российской
Федерации все более значимым аспектом
системы государственного регулирования
и поддержки предпринимательства является
региональный аспект. Примером активности
региона в сфере поддержки предпринимательства
может служить статистика за 2010-2012 годы
по Тверской области. Департамент малого
и среднего предпринимательства Министерства
экономики Тверской области создан в мае
2010 года. За 2012 год привлечено 625 млн.
рублей из федерального бюджета на
развитие малого предпринимательства(это
12 место среди всех субъектов РФ). Также
разработана областная целевая программа
под названием "Развитие субъектов
малого и среднего бизнеса на 2011-2015 гг.",
объём финансирования которой составляет
1 млрд. 670 млн. рублей. Оказана государственная
поддержка 45000 субъектам малого предпринимательства.
Создан единственный в России Инновационный
центр малого и среднего предпринимательства,
который в настоящее время работает с
лидерами 530 инновационных проектов. Проведено
115 мероприятий, в которых приняло участие
более 20000 человек.
В связи с этим актуально выделить основные
инструменты поддержки предпринимательства
в регионах, наиболее соответствующие
российским условиям.
Выделим три основных направления
формирования региональных инструментов
поддержки малого предпринимательства
с рекомендациями по применению
этих инструментов:
1. Задействование муниципальных
властей в региональной поддержке
предпринимательства.
2. Создание рыночной инфраструктуры.
3. Формирование информационно-аналитической
системы поддержки предпринимательства.
Рациональное разделение функций между
органами власти субъекта федерации и
муниципальным самоуправлением является
одной из основных проблем реформирования
территориального управления.
По мнению Орлова А. «В случае избыточной
централизации полномочий на уровне субъекта
Федерации блокируется функционирование
органов местного самоуправления. В обратном
же случае — чрезмерная децентрализация
препятствует осуществлению субъекта
федерации необходимых интеграционных
функций».[3, с.71]
При этом с созданием общеэкономических
условий управление развитием экономики
муниципальных образований требует учёта
их специфики, то есть структуры производства,
конкурентоспособности производимой
продукции, возможности быстрого освоения
инновационных технологий и т.п. Поддержка
малого предпринимательства является
важным условием развития экономической
базы регионов в частности. На федеральном
уровне необходимо чтобы такая поддержка
включала определение законодательных
основ и главных направлений государственной
поддержки предпринимательства, разработку
соответствующих федеральных программ,
определение форм участия малых фирм в
поставках продукции и т.д.
Субъекты Российской Федерации должны
уточнять и детализировать направления
этой политики применительно к условиям
своих регионов, а также за счет собственных
средств и источников применять вспомогательные
меры по поддержке малого предпринимательства.
По мнению Шестопорова О. «Экономическое
взаимодействие между субъектами федерации
и органами муниципального образования
должно строиться на рыночном механизме
методами программно-целевого планирования.
При этом по отношению к программам обще
регионального уровня органы муниципального
образования могут выступать как участники,
а для программ местного уровня — как
заказчики и главные управляющие центры
их реализации».[4, с.65]
Договорно-согласительные процедуры,
передача собственности в доверительное
управление, объединение полномочий в
едином комплекте с материально-финансовым
обеспечением, всё это также играет важную
роль во взаимодействии муниципалитетов
с регионами.
По мнению Орлова А. «Используются размещаемые
на конкурсной основе налоговые и кредитные
льготы, преимущества в квотировании,
сдаче в аренду муниципальной собственности,
размере тарифов и др., которые позволяют
ориентировать предприятия в нужном направлении».[3,
с.73]
«В развитии малого бизнеса особое значение
имеет создание субъектов рыночной инфраструктуры,
которые ориентированы на посреднические
услуги. Помимо отраслевой специфики процесс
развития рыночной инфраструктуры должен
осуществляться с учетом территориального
распределения субъектов малого бизнеса»
[12].
Выделим следующие типы инфраструктурных
объектов, участвующие в создании региональных
программ поддержки малого бизнеса:
Агентства поддержки
малого предпринимательства.
Региональные
фонды и центры поддержки малого предпринимательства
Технологические
центры (ТЦ).
Учебно-деловые
центры (УДЦ).
Социально-деловые
центры (СДЦ).
Региональные
информационно-аналитические центры (РИАЦ).
Основная часть этих объектов занимается
теми или иными формами консалтинга, но
большая часть предпринимателей не пользуется
их услугами. Целесообразно выделить причины,
по которым субъекты малого предпринимательства
не стремятся к сотрудничеству с консалтинговыми
компаниями:
- во-первых, у предпринимателей
складывается ошибочное представление
о том, что оплата услуг консультанта
доступна только крупному бизнесу;
- во-вторых, чтобы найти компетентного
консультанта, требуется определенное
время;
- в-третьих, влияет психологический
фактор: использование услуг консультанта
может рассматриваться руководителем
как признание собственной некомпетентности;
- в-четвёртых, зачастую руководители
не желают знакомить посторонних
с делами и цифрами, касающимися
их бизнеса;
Для преодоления сомнений со стороны
предпринимателей, консультанты должны
представить факты и данные, которые указывают
на качество их услуг, при этом по возможности
ссылаясь на конкретные примеры других
малых фирм, где использовалась аналогичная
помощь.
Для использования консалтинга в процессе
функционирования малых предприятий необходимо
не только держать под контролем уровень
издержек производства, но и приспособить
пакет услуг и методы вмешательства к
нуждам предпринимателей. К сожалению,
возрастающая стоимость консультативных
услуг представляет проблему даже для
представителей крупного бизнеса, а для
многих мелких предприятий эти расходы
попросту недоступны.
В среде малого предпринимательства имеются отдельные
группы, плохо ориентирующиеся в ситуации,
питая завышенные ожидания в отношении господдержки,
не рассматривая остальных возможностей, связанных с услугами разных субъектов
инфраструктуры, что налагает на региональную
администрацию обязанность усилить разъяснительную работу, целью
которой будет являться предоставления предпринимателям более конкретизированной
и детализированной информации о возможностях, заложенных
в разных направлениях государственной финансовой поддержки.
По мнению Рыбиной М. «Решение возможно
в том случае, когда формирование и стабильность
региональной инфраструктуры финансовых
услуг для малого бизнеса станут целью
региональной политики, средством для
решения конкретных экономических задач»
[5, с.47].
Была создана система региональной информационно-аналитической
концепции, которая ориентирована на обслуживание
субъектов малого бизнеса, предназначенная
для выполнения следующих основных функций:
1. Информационной, в которой система
реализует операции сбора, хранения
и адаптации первичной информации.
2. Консультационно-экспертной, в которой
система решает задачи обработки
первичной информации в рамках
справочных и экспертных систем;
3. Транспортной, в которой система
решает задачу оперативной доставки
информации до предпринимателей;
4. Обратной связи, когда информация
об основных проблемах малого
предпринимательства служит опорой для
корректировки деятельности региональных
органов управления.
Важной формой
государственной финансовой поддержки
малых предприятий признается льготное
кредитование. Однако, несмотря на имеющееся
законодательное оформление и определённую
работу, которая проводится как на федеральном,
так и на региональном уровнях. Объёмы
государственной поддержки настолько
малы, что не позволяют говорить о том,
что малый бизнес в полной мере проявил
свой потенциал. Для этого приведём данные
о доли малых предприятий в ВВП страны:
в среднем по России она составляет менее
10%, тогда как в странах с развитой рыночной
экономикой более 50% и при этом продолжает
расти. (таблица 1).
Таблица
1
Основные
показатели масштабов развития сектора
малых предприятий (МП) в странах с развитой
рыночной экономикой и в России:
Показатели |
США |
Канада |
Япония |
Велико-британия |
Россия |
Доля малых предприятий в ВВП, % |
52 |
43 |
51,6 |
52 |
менее 10 |
Доля малых предприятий в общей занятости, % |
50,1 |
47 |
69,5 |
55,5 |
9 |
Доля малых предприятий в количестве всех предприятий,
% |
97,6 |
99,8 |
99,2 |
99,1 |
16 |
Объем государственных кредитов, млрд долл. США |
21,6 |
22,8 |
39,9 |
6,3 |
0.780 |
Таким образом,
малый бизнес в России находится в худших
условиях, чем в развитых странах. И качество
развития, и объём, и финансовая поддержка
малого бизнеса в России меньше в пять-десять
раз по различным показателям. Наряду
с этим у малых предприятий в нашей стране:
выше издержки производства выпускаемой
продукции, ниже уровень научно-технической
оснащённости, организации, квалификации
кадров. Сложнее обстоит вопрос с информационным
снабжением, которому зачастую не хватает
средств для проведения маркетинга. Всё
это ставит малые предприятия в России
в крайне невыгодное положение на рынке.
Это подтверждается опытом успешного
развития малого предпринимательства
на основе системы льготного кредитования
в странах с развитой рыночной экономикой.
Малый бизнес должен занимать более серьезные
позиции, придавая на макроуровне недостающие
российской экономике характеристики.
В настоящее
время Российской Федерации необходимо
на деле поддержать малый бизнес. Это придаст
новый виток инвестиционной активности,
усилит рост доходов и отказов от теневых
операций, будет являться стимулятором
к созданию инновационной деятельности
и развитию высоких технологий.
Таким образом, можно выделить следующие
проблемы:
Проблемой реформирования территориального
управления является рациональное разграничение
функций между органами власти субъекта
федерации и муниципальным самоуправлением.
В развитии предпринимательства особую
значимость имеет создание субъектов
рыночной инфраструктуры, которые ориентированы
на посреднические услуги. Малый бизнес
заинтересован в развитии системы внебиржевого
посредничества, которая позволяет решить
проблему налаживания коммерческих связей
между отдельными хозяйствующими субъектами.
К 2013 году
во многих регионах Российской Федерации
создана необходимая инфраструктура поддержки
малого предпринимательства. Действовало
свыше 100 агентств поддержки малого бизнеса
и маркетинговых центров, предоставлявших
консультационные, бухгалтерские, информационные,
маркетинговые и другие услуги. Однако
многие из этих институтов поддержки малого
бизнеса были недостаточно развиты в финансовом
и организационном отношении.
2.2.
Направление совершенствования
инструментария поддержки малого бизнеса
Таким образом,
успешное развитие малого предпринимательства
зависит от многих факторов (внешних и
внутренних), однако, как показывает практика,
наибольшее воздействие на финансово-экономическое
положение субъектов малого предпринимательства
оказывают действующая налоговая система
и соответствующая налоговая политика,
преодоление административных барьеров
и др.