Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является осуществление анализа методов и средств государственного управления, которые используются в Российской Федерации для поддержки малого бизнеса.
Объектом курсовой работы являются методы и средства государственного управления.
Предметом данной курсовой работы является оценка эффективности инструментария поддержки малого бизнеса в России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к определению методов и средств государства...............................................................................................................5
Понятие методов государственного управления………………...............5
Виды методов государственного управления и их особенности….........8
Особенности реализации методов и средств государственного управления………………………………………………………………...13
Глава 2. Анализ методов государственного управления, исполняемых в Российской Федерации для поддержки малого бизнеса……………...............19
2.1. Инструментарий использования Российской Федерацией в период 2010 – 2012 г.г…………………………………………...………………19
2.2. Направление совершенствования инструментария поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………..………...30
Список используемой литературы……………………………………………...33
4) «По форме предписания административные методы могут быть разделены на категорические (императивные), поручительные (например, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные» [15].
Политические методы управления это способы прямого или косвенного воздействия на поведение и деятельность управляемых при помощи определённых политических средств. В первую очередь речь идёт о государственной политике, которая разрабатывается и проводится властью. Политические методы управления – основной инструмент демократических технологий управления. Специфика политических методов заключается во влиянии на поведение людей, на выбор ими форм участия в политическом процессе, на отношение к системе господствующих ценностей, формировании желаемой для государства политической обстановки, на отношение граждан к власти и др.
Экономические методы подразумевают способы и приёмы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов. Они воздействуют на экономические интересы личности, государства для достижения совместных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами. Основным отличием экономических методов от административно-правовых, политических и других методов является воздействие материальными, главным образом финансовыми средствами на интересы управляемых. Иначе говоря, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, который основан на осознанном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.
Социальные методы представляют собой воздействие на факторы, мотивирующие движущие силы социальной активности населения, на факторы, вызывающие удовлетворенность человека условиями своей жизни и результатами конкретной деятельности, а также те факторы, которые напротив вызывают неудовлетворённость, стимулируют социальную пассивность и даже безразличие к общественным делам. Социальные методы включают в себя разработку и осуществление общегосударственных социальных стандартов, законодательное закрепление и реализацию прожиточного минимума населения и регулирование его на основе систем оплаты труда и пенсионного обеспечения, сочетание в социальной политике форм обеспечения населения и услуг частного сектора, государственной поддержки с рыночными механизмами её реализации.
«Социально-психологические методы управления направлены на создание в коллективе органа исполнительной власти, благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего успешному решению стоящих задач, установлению взаимопонимания между субъектом управления и объектом управления. К социологическим методам управления относятся:
К психологическим методам управления относятся:
Идеологические методы основаны на активизации общественной сознательности населения и подчиняются формированию мотиваций, которые соответствуют целям и задачам государственной политики. Формы реализации идеологических методов разнообразны, главное – пропаганда общественно значимых идей и духовных ценностей всеми возможными современными средствами и способами. Например, через деятельность всех институтов обучения и воспитания, и конечно же, средств массовой информации.
Информационные методы представляют собой совокупность информационных технологий воздействия на объект управления. Информационные технологии направлены как на прямое, так и на косвенное воздействие на управляемых. К средством этого воздействия относятся различные виды информации: научной, служебной, пропагандистской и прочих. Современная индустрия массовой информации – главное орудие информационных технологий. Информация как элемент управленческого воздействия пронизывает все способы управления, поэтому информационные методы реализуются в составе других методов.
Таким образом, мы наблюдаем сложность и многогранность существования множества методов управления. Они дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления. Именно тот или иной набор методов государственного управления в наибольшей степени отражается на характере государственного управления, а также регулирует общественные процессы.
Субъекты управленческих отношения осуществляют свои властные полномочия при помощи различных средств. От правильности выбора таких средств будет зависеть эффективность воздействия на общественные процессы и поведение людей, в противном случае это воздействие останется «декоративным», хотя и будет обладать значительным потенциалом.
В выборе организационных форм, методов и средств большую роль играет политическая интуиция, основанная, прежде всего, на глубоком понимании сущности решаемых проблем. Политическая мудрость заключается не в том, чтобы заставить любыми способами выполнить директивное указание, а в том, чтобы в ходе рациональной дискуссии выбрать наиболее перспективный и приемлемый вариант решения проблемы. В политической практике существует большое число примеров того, что при принятии решения государственного масштаба искусственно создаются условия, которые облегчают прохождение заранее выдвинутой управленческой модели и затрудняют обсуждение и принятие других вариантов.
В процессе функционирования системы государственного управления перечисленные методы технологии используются в различных сочетаниях. Преимущество определённого вида метода для данной государственной системы не отменяет совокупного использования различных методов. Если государственные решения являются многоцелевыми, то их реализация будет осуществляться комплексом мер и средств управляющего воздействия на управляемый объект, при ключевой роли соответствующих политической природе системы.
Социально-политическими методами управляющего воздействия создаются условия для проявления трудовой и политической активности населения, реализации заложенного в человеке потенциала, организации занятости населения, обеспечения его бытовых условий, предоставления социальных услуг, то есть всего того, что делает человеческую жизнь достойной. Для решения круга важных задач в развитии социальной сферы могут применяться самые различные социологические методы. «Например, такие как создание центров занятости населения, центров психологической поддержки инвалидов, незанятого населения и безработных, реабилитационных центров, центров по оказанию юридической помощи какой-либо определенной категории населения» [11]. Таким образом социальное напряжение в обществе снижается, позволяя большому числу людей решить свои сложные жизненные проблемы. Учитывая индивидуальные особенности контингента, с которым проводится работа, в таких центрах разрабатываются свои методы.
Разнообразны способы вовлечения граждан государства в процессы политической деятельности на разных уровнях и в различных формах. Многие методы этой группы являются новыми для нашего государства. Например, методы, связанные с формированием и функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Отдельные методы деятельности органов государственного управления не всегда бывают понятны населению, могут встречать и психологическое непонимание и отрицание, поскольку российские граждане в основном привыкли к методам командным. Они и по сей день возлагают больше надежд на влияние должностного лица, чем, например, на судебные органы. Да и суды часто не в состоянии обеспечить необходимую реализацию защиты прав и свобод граждан. Ролью, которая играет экономика в жизни государства, определяется блок экономических методов государственного управления. «Экономические интересы людей являются определяющими, а эффективность государственного управления, измеряется уровнем благосостояния жизни людей. Экономические методы государственного управления в Российской Федерации основываются на положениях Конституции, которая признает и защищает все формы собственности, обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию. При этом Конституция РФ и законодательство РФ запрещают монополизацию этой деятельности, а также недобросовестную конкуренцию» [10].
Государство, для достижения управленческих целей широко применяет экономические методы, такие как приватизацию, проведение налоговой, бюджетной, финансовой политики, материальное стимулирование населения, применение материальных санкций, поддержку депрессивных территорий и др.Законодательная регламентация экономики, осуществляемая как на федеральном, так и на региональном уровнях, является важным рычагом в руках государства. При этом необходимо, чтобы методы экономического воздействия применялись гибко, не становились препятствием в реализации целей и функций государственного управления.
Использование социальных методов может существенно повысить качество законотворческого процесса, способствовать оперативному обновлению и совершенствованию законодательства, более точному и серьёзному подходу к разработке проектов нормативных правовых актов. При реализации функций государственного управления могут возникать различные непредвиденные ситуации, требующие неординарных решений. При этом имеют место и злоупотребления, превышения властных полномочий. Методами правоохранительной деятельности компетентные органы, на которые законодательством страны возложены соответствующие обязанности, прежде всего, должны обеспечивать защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, должностного лица. Эти методы, в свою очередь, могут рассматриваться в качестве базовых, на основе которых строятся методы правоприменительной деятельности, методы предупреждения противоправных действий как субъекта, так и объекта управления.
«В административных методах раскрывается действие механизма исполнительной власти, практическое осуществление ее управленческих функций. Арсенал этих приёмов обширен, но все они сводятся к созданию определённого механизма реализации властных полномочий субъекта, что является частью общего механизма реализации права» [15]. Этот механизм предполагает управленческую вертикаль, включающую чёткую субординацию; обязательность выполнения распоряжений вышестоящей инстанции, принимаемых ею в одностороннем порядке или в отдельных случаях по согласованию с объектом управления. В этом случае невыполнение указаний вышестоящей инстанции влечет за собой применение административных либо иных юридических санкций. Применение административных методов носит характер прямого управленческого воздействия, то есть издания нормативного правового акта, распоряжения, предписания, в котором выражается воля управляющего субъекта.
Неправильно было бы считать,
что в условиях демократического режима
административные нормы ослабляются либо
утрачивают свое значение. Наоборот, демократия
предполагает большую долю ответственности
и там, где это необходимо, определённость
и жёсткость требований. Это диктуется
многими обстоятельствами и, прежде всего,
усложнением современных технологических
процессов, ростом экологической напряженности
и др.Достижение целей государственного
управления напрямую связано с методами
подбора и расстановки управленческих
кадров, организации системы их переподготовки
и повышения квалификации государственных
служащих. «Это большая и крайне сложная
проблема. К сожалению, нас ещё не созданы
механизмы, с помощью которых деятельность
государственных органов и должностных
лиц подвергалась бы эффективному контролю
со стороны общества. В этом смысле мы
продолжаем оставаться обществом с высоким
уровнем коррупции и злоупотреблений
властью. Достоянием гласности факты нарушений,
становятся тогда, когда ущерб государству
уже нанесён, а поправить положение часто
не представляется возможным» [13].
При достижении целей и задач
государственного управления всё большую
значимость приобретает искусство воздействия
на личность и социальную группу, которое
достигается использованием социально-психологических
методов. С их помощью формируются социальные
установки, ценности, ориентации, а также
групповое сознание.
По месту и роли в ряду способов управляющего воздействия к социально-политическим и социально-психологическим методам тесно примыкают методы политической агитации, пропаганды и разъяснения политики государства, той линии, которую оно проводит, и тех мер и средств, которые использует для достижения общенациональных целей. Эти меры бывают не всегда популярны, но иногда они абсолютно необходимы, и граждане должны обладать достаточной информацией о том, что и для какой цели делается в их государстве. В истории известно немало таких примеров, и они всегда приносили пользу. Однако, необходимо отметить то, что агитация и пропаганда должны превращаться в средство манипуляции сознанием людей. Надежные гарантии против этого создают укрепление демократических принципов, свобода слова, независимость средств массовой информации, право меньшинства свободно выражать свою точку зрения на события и явления, которые происходят в стране, а также и на политику, проводимую правительством.
Информация о работе Методы и средства государственного управления