Методологические основы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:16, реферат

Краткое описание

Понятие и основные элементы методологии государственного управления
Применительно к государственному управлению методология представляет собой совокупность субъектов и объектов, целей и задач, принципов, подходов и функций, критериев и показателей, форм и методов управления.
Важнейшим составным элементом государственного управления являются методологические установки и подходы, которые оказывают определяющее воздействие на все составляющие методологии управления.

Файлы: 1 файл

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ №1.docx

— 29.47 Кб (Скачать)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Понятие и основные элементы методологии  государственного управления

Применительно к  государственному управлению методология представляет собой совокупность субъектов и объектов, целей и задач, принципов, подходов и функций, критериев и показателей, форм и методов управления.

Важнейшим составным элементом  государственного управления являются методологические установки и подходы, которые оказывают определяющее воздействие на все составляющие методологии управления.

Можно выделить тоталитарный, демократический и государственно-религиозный методологические подходы.

При тоталитарном подходе к управлению акцент делается на необходимость сильной государственной власти (речь может идти о диктатуре вождя, правящей элиты), о слиянии органов государства и правящей партии, о подчинении им общественных объединений. Это административно-командная система управления.

Демократические концепции государственного управления представлены множеством самых различных школ. они опираются на принципы демократии, общечеловеческие ценности, общие, а не классовые интересы, политический и идеологический плюрализм, господство права и т.д.

Концепция государственного управления многих мусульманских стран  основана на государственно-религиозных подходах. Например, концепция мусульманского фундаментализма основана на идеях халифата как лучшей формы управления, отрицании выборов в органы государственного управления.

Суть управленческих решений отражается в целях управления.

Согласно Конституции, основным источником власти является народ, а политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь своих граждан. Это - главная цель государственного управления, магистральное направление внутренней и внешней политики государства. Ее достижению подчинены другие цели государственного управления, к которым следует отнести:

· обеспечение внутренней и внешней безопасности государства;

· создание условий для развития демократических институтов общества;

· гарантированная защита прав и свобод граждан;

· создание равных правовых условий для развития всех форм собственности, формирования рыночных механизмов;

· создание благоприятной экологической среды обитания;

· взаимовыгодное сотрудничество центральной и местной властей.

Это лишь весьма общий  обзор тех целей, которым призвано служить государственное управление. Но архиважным является создание "древа  целей", в котором были бы оперативные  и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужно соединить  с адекватными средствами, методами и формами их реализации, ибо в  противном случае даже правильно  поставленные цели в процессе их реализации будут искажены.

 

Цели государственного управления реализуются через систему функций. Функции государства отражают природу государства, его волю и власть.

Можно выделить несколько  внутренних и внешних общественных функций государства, которые присущи  ему в современный период. К внутренним функциям относятся:

· Экономическая - выработка стратегии и тактики экономического развития страны и реализация этой политики;

· Политическая - обеспечение ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство;

· Социальная - определение социальной политики, обес-печение нормальных условий жизнедеятельности всего общества, регулирование отношений между гражданами по поводу их места в обществе, социальная защита малообеспеченных слоев населения;

· Нормативно-правовая - принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь;

· Экологическая - регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в решении глобальных проблем современности.

Специфические функции находят свое проявление в конкретных ситуациях, где необходимо действовать только от имени государства - это правоприменение, проведение выборов и референдумов, переписи населения, лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (введение президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и другие.

К ним относятся: планирование, прогнозирование, мотивация, организация, регулирование, координация, контроль.

Прогнозирование и планирование - главное звено всей системы управления. Прогнозирование - это предвидение перспектив развития объекта и последствий его преобразований для общества, конкретной организации. Планирование - это процесс определения достижимого состояния объекта, а также средств, способов и ресурсов для этого. Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние как объекта, так и субъекта управления. То есть, это - постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние управляемых объектов и процессов, а также способы достижения намеченных целей. Цели и задачи, определенные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Организация. Главная задача данной функции состоит в том, чтобы сформировать управляющую и управляемую системы, установить конкретные параметры, режим работы подразделений объекта и субъекта управления, взаимосвязей между ними, в том числе:

· степени централизации и децентрализации управления;

· разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управления;

· уровней организации рабочих мест и условий труда;

· квалификации работающих;

· регламентации и стимулирования работы подразделений и каждого работающего.

Эта функция выступает  как вид деятельности, который  направлен на разработку и утверждение  схем и структур управления, должностных  инструкций, положений, других нормативных  документов.

Координация обеспечивает согласованность работы всех звеньев системы управления. Благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, структур объекта и субъекта управления.

Регулирование - это целенаправленная деятельность соответствующих государственных органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентирует хозяйственные отношения в обществе. Регулирование в широком смысле заключается в издании законов, подзаконных и судебных актов, устанавливающих общие правила для всех субъектов общественных отношений. В узком смысле регулирование является функцией государственного управления в определенной сфере общественной жизни. В социально-экономической сфере государство регулирует отношения посредством государственного бюджета, государственного заказа на товары и услуги, налогов, таможенных тарифов, пошлин, республиканских целевых программ, ценовой политики и т.д. Например, применяя процедуры банкротства, государство оказывает регулирующее воздействие.

Государственное регулирование  создает отношения упорядоченности  и устойчивости социально-экономической  системы и в случае отклонения от заданных параметров приводит в  действие весь ее персонал.

Контроль - это процесс установления отклонений от предусмотренных величин и корректировка управленческих воздействий. Он призван выполнить обратную связь объектов управления с аппаратом управления с тем, чтобы оценить и дать информацию о реализации управленческих решений. Контроль должен удовлетворять следующим требованиям: оперативности, гласности, объективности, целесообразности. Контроль осуществляют различные государственные органы: парламент, правительство, министерства, суды, в том числе и конституционный, органы государственного контроля.

Мотивация, как управленческая функция, чаще рассматривается применительно к локальным системам. Для управленца главное - уловить и познать мотивы деятельности людей с тем, чтобы учитывать их при руководстве.

Принципы государственного управления - это основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления. Говоря о принципах государственного и муниципального управления надо отметить, что разные правоведы называют различные принципы. На сегодняшний день единого подхода в этом вопросе среди исследователей еще нет. Тем не менее, можно назвать принципы, наиболее часто отмечаемые разными учеными. Основополагающими началами, общими идеями, отражающими сущность управления (принципы) являются:

Общие  принципы:

Организационные  принципы: 

демократизм

объективность

научность

оперативность и непрерывность

гласность

эффективность

отраслевой

линейный

территориальный

функциональный

сочетание коллегиальности  и единоначалия


 

     Применительно к государственному  и муниципальному управлению  можно отметить такие принципы:   

 1. Публичный характер властных полномочий управляющего субъекта по регулированию социальных отношений.  
   2. Централизация и иерархичность органов (субъектов) управления, как предпосылка их стабильности и функционирования как единого целого. 
   3. Единство руководства и разделение управленческого труда. Определение общих целей управления находится у одного субъекта, который осуществляет единое руководство всей системой. Разделение управленческого труда, его специализация по определенной сфере регулирования обеспечивает качество и персональную ответственность. 
  4. Единство распорядительства и конкретность исполнителей. Конкретный субъект управления регулирует строго определенный круг объектов и определяет конкретного исполнителя, что способствует ответственности в вопросе достижения конечной цели управления. 
   5. Подчиненность деятельности государственной и муниципальной службы интересам государственного и муниципального управления. 
   6. Учет и анализ информации по обратной связи. Совершенствование и внимание к результатам принимаемых управляющим субъектом решений по регулированию, учет поведения объекта управления после воздействия на него позволяет оперативно влиять на процессы в обществе. 
   7. Стабильность управленческого аппарата. Чем больше управленческий опыт, тем выше квалификация, общая культура, качество работы управленческого аппарата, обоснованность принимаемых решений и т.п.

 

Использование основополагающих принципов государственного управления существенно повышает эффект управленческой деятельности. Принципы связывают теорию управления с управленческой практикой, и каждый управленец на уровне своего познания, общей и профессиональной культуры использует их в своей практической деятельности.

Под методами государственного управления понимаются - приемы, способы реализации управленческой деятельности. С помощью методов, осуществляется определенное воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.

Можно выделить общенаучные  и специальные методы, прямые и  косвенные, административно-распорядительные, экономические, социально-психологические  и т.д.

Административно-распорядительные методы - это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят обязательных характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий и, напротив, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (определенные условия охраны труда, установление очистных сооружений и т.д.).

 

Административно-распорядительные методы государственного управления достаточно эффективны в сфере контроля над  монопольными рынками, в области  экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании  минимально допустимых параметров жизни  населения. Однако, следует отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой масштабы применения административно-распорядительных методов достаточно ограничены, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль существенно возрастает.

Экономические методы - это комплекс материальных средств, рычагов, воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную политику. При этом отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе вариантов действия при условии, что они не противоречат действующему законодательству. То есть, они призваны создать такие условия, чтобы объекту управления было выгодно действовать так, как того желает государство. Такими методами является налоговая, бюджетная, финансовая политика, материальное стимулирование, применение финансовых санкций, предоставление дотаций регионам, санация предприятий и т.д. Например, государство снижает налоги на производство детских товаров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные стипендии для студентов-отличников, заботясь о качестве образования. При этом важно, чтобы экономические методы применялись гибко и не являлись тормозом в реализации целей и функций государственного управления.

Информация о работе Методологические основы государственного управления