Методологические основы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:16, реферат

Краткое описание

Понятие и основные элементы методологии государственного управления
Применительно к государственному управлению методология представляет собой совокупность субъектов и объектов, целей и задач, принципов, подходов и функций, критериев и показателей, форм и методов управления.
Важнейшим составным элементом государственного управления являются методологические установки и подходы, которые оказывают определяющее воздействие на все составляющие методологии управления.

Файлы: 1 файл

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ №1.docx

— 29.47 Кб (Скачать)

Социально-психологические  методы - это способы социально-психологического воздействия на управляемых для достижения соответствующих целей. Это такие средства воздействия, как:

· политическая агитация, пропаганда;

· разъяснение позиции государства, его политики, правовых актов с использованием СМИ;

· личные встречи руководителей государства с трудовыми коллективами;

· различные виды индивидуального поощрения, продвижения по службе и т.д.;

· нравственное осуждение, имеющее зачастую большее воздействие, нежели административное, или иное наказание.

С помощью социально-психологических  методов формируются социальные установки, ценностные ориентации, групповое  сознание, ориентация на лидера.

Можно также выделить прямые и косвенные методы государственного управления.

Прямые методы непосредственно воздействуют на объекты, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.

Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Использование тех или  иных методов зависит от формы  собственности объекта управления. Прямые и административно-распорядительные методы, чаще всего, используются в  управлении объектами государственной  и коммунальной форм собственности. По отношению к объектам негосударственной  формы собственности применяются  в основном косвенные и экономические методы управления.

Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой  и взаимно дополняют друг друга.

 

 

 

 

 

 

Субъекты и объекты государственного управления

Рассмотрение всего  комплекса проблем теории государственного управления следует начать с анализа  базовой категории - государства.

Из многих определений  государства, которые встречаются  в научной литературе можно выделить два. Первое характеризует государство  в самом широком смысле: государство - высшая форма организации человеческих сообществ, политический союз людей, подчиненных  единой верховой власти, форма организации, имеющая главную цель - выражение  единой воли.

В соответствии со вторым пониманием, государство - это  политико-правовой институт, система  особого типа социальных институтов, образующая организацию политической власти.

В соответствии с  этим определением государство является сложной общественно-политической системой, важнейшими компонентами которой  являются: народ, территория, система  права, система власти и управления.

Различные стороны  государства могут стать основанием для определения государства  различными авторами.

Социолог понимают государство - как определенным образом  организованное население, форму организации  общества.

Политолог определяет государство - как высший элемент  политической системы общества, механизм власти.

Правовед видит  в государстве определенный нормативный  порядок, организующий жизнедеятельность  людей.

Однако, несмотря на большое количество определений  государства, для управленца наиболее важным является рассмотрение государства как субъекта управления.

Прежде всего следует отметить, что в демократическом, правовом государстве, в котором мы живем, главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий своих представителей в органы власти, и, таким образом, участвующий в процессе управления. Государство, действуя от имени народа, создает для управления свои органы: парламент, правительство, суды и др. и выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм, составляющих ее субъектов управления. Индивид или группа людей, представляющих тот или иной субъект управления, наделяются властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других. Они воплощают активное, направляющее начало и выступают в качестве генератора идей, целевых установок и их материализации.

Все субъекты управления обладают рядом универсальных признаков, в которых проявляется их сущность. Каждый субъект управления:

· выражает интересы определенной социальной общнос-ти - народа, класса, социальной группы;

· является системно организованным, ему свойственны черты социальной системы;

· имеет присущие ему определенные функции;

· обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный компонент;

· занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений.

В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся  в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного  развития какого-либо определенного  объекта, устанавливаются преференции (предпочтения) для него, предоставляются  государственные инвестиции.

Те или иные органы и должностные лица могут применять  только такие средства государственного управления, которые разрешены им законом.

Взаимодействие  субъектов управления обеспечивают также и обратные связи.

Обратные связи  могут проявляться в различных  формах: носители хозяйственных функций  могут поддерживать, либо отказывать в поддержке правительству, выступать  с предупреждениями в адрес правительства. Парламент может выражать недоверие  правительству.

Можно сказать, что  главной линией обратной связи между  носителями и исполнителями интересов  является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями интересов проводимой государством политики.

Общество, с точки  зрения теории управления, рассматривается  как объект государственно-управляющего воздействия, т.е. управляемая система. Для конкретизации данного определения следует определиться с сущностью управляемых объектов (т.е. общества).

В научных публикациях  зафиксировано несколько представлений  об управляемых объектах государственного управления. Длительное время поддерживалось мнение, что государство призвано управлять чуть ли не всеми общественными  процессами, определять сознание, поведение  и деятельность людей. Такой подход подвел к тоталитаризму. Обратные этому  суждения вообще оставляют государство  без управляемых объектов (неолиберализм).

Часто наряду с  процессами и явлениями, протекающими в обществе, объектами государственного управления признавались территория, ее ресурсы, средства и орудия труда и другие вещественные элементы. Поэтому необходимо выделить, какими качествами они обладают.

1. Преимущество в практически осуществляемом управлении находится на стороне субъекта управления.

2. Управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и общественно-исторические условия и закономерности, в соответствии с ними выстраивают технологии своей деятельности. Например: «человек-машина», «человек-технология», «человек-природа», «человек-машина-технология» и др.

3. Управляемые объекты рационально и эффективно функционируют лишь в адекватных им организационных формах. Самое сложное и необходимое в данном аспекте для управляемых объектов заключается в работе таких организующих форм, которые бы создавали условия для полной реализации возможностей, заложенных в соответствующих общественных отношениях, видах деятельности и социальных полях.

4. Управляемые объекты, поскольку их активность имеет общественный характер, связана с потреблением и производством общественных ценностей, нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом определении порядка формирования, общественного статуса, процедур общественной подотчетности и контроля.

Исходя из человеческой сущности управляемых объектов (систем) можно выделить следующие свойства управляемых объектов:

1. Самоактивность управляемых объектов (систем), то есть их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных), побудительных причин. Самоактивность управляемых объектов реализуется в различных формах: в преобразовании окружающей среды; в установлении с ней активного взаимодействия; в приспособлении к складывающейся ситуации;

2. Целенаправленный характер, ориентация на конкретные предметы, явления, отношения, результаты;

3. Адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам социального бытия;

4. Самоуправление (социальное саморегулирование) своей жизнедеятельности и своего развития;

5. Зависимость от объективных  условий и факторов общественной жизнедеятельности.

Комплекс свойств  управляемых объектов (систем), особенно таких как, самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты управляемые объекты (системы), чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление может быть «мягче» и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.

В управляемой общественной системе в компонентно-структурном  отношении четко обнаруживаются три основных уровня управляемых объектов:

· человек в проявлениях его  сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, в своей ценностной социально-продуктивной активности;

· коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;

· общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие активности людей и их объединений.

В соответствии с  основными сферами общества и  указанными критериями управляемые  объекты (системы) подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные.

В большинстве экономических управляемых объектов осуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства.

Социальные управляемые объекты осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, в которых выражается процесс воспроизводства и общение человека.

К духовно управляемым объектам относятся те организационные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность, так и духовно-практическая.

Система, управляемая  во всем многообразии составляющих ее компонентов, имеет существенное отличие  от системы управляющей. Если для  государственного аппарата характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, то формирование и развитие общества (гражданского) более предполагает горизонтальные, невластные, диспозитивные связи.


Информация о работе Методологические основы государственного управления