Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:16, реферат
Понятие и основные элементы методологии государственного управления
Применительно к государственному управлению методология представляет собой совокупность субъектов и объектов, целей и задач, принципов, подходов и функций, критериев и показателей, форм и методов управления.
Важнейшим составным элементом государственного управления являются методологические установки и подходы, которые оказывают определяющее воздействие на все составляющие методологии управления.
Социально-психологические методы - это способы социально-психологического воздействия на управляемых для достижения соответствующих целей. Это такие средства воздействия, как:
· политическая агитация, пропаганда;
· разъяснение позиции государства, его политики, правовых актов с использованием СМИ;
· личные встречи руководителей государства с трудовыми коллективами;
· различные виды индивидуального поощрения, продвижения по службе и т.д.;
· нравственное осуждение, имеющее зачастую большее воздействие, нежели административное, или иное наказание.
С помощью социально-
Можно также выделить прямые и косвенные методы государственного управления.
Прямые методы непосредственно воздействуют на объекты, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.
Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.
Использование тех или
иных методов зависит от формы
собственности объекта
Все перечисленные методы
тесно взаимосвязаны между
Субъекты и объекты
Рассмотрение всего комплекса проблем теории государственного управления следует начать с анализа базовой категории - государства.
Из многих определений государства, которые встречаются в научной литературе можно выделить два. Первое характеризует государство в самом широком смысле: государство - высшая форма организации человеческих сообществ, политический союз людей, подчиненных единой верховой власти, форма организации, имеющая главную цель - выражение единой воли.
В соответствии со вторым пониманием, государство - это политико-правовой институт, система особого типа социальных институтов, образующая организацию политической власти.
В соответствии с
этим определением государство является
сложной общественно-
Различные стороны
государства могут стать
Социолог понимают государство - как определенным образом организованное население, форму организации общества.
Политолог определяет государство - как высший элемент политической системы общества, механизм власти.
Правовед видит в государстве определенный нормативный порядок, организующий жизнедеятельность людей.
Однако, несмотря на большое количество определений государства, для управленца наиболее важным является рассмотрение государства как субъекта управления.
Прежде всего следует отметить, что в демократическом, правовом государстве, в котором мы живем, главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий своих представителей в органы власти, и, таким образом, участвующий в процессе управления. Государство, действуя от имени народа, создает для управления свои органы: парламент, правительство, суды и др. и выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм, составляющих ее субъектов управления. Индивид или группа людей, представляющих тот или иной субъект управления, наделяются властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других. Они воплощают активное, направляющее начало и выступают в качестве генератора идей, целевых установок и их материализации.
Все субъекты управления обладают рядом универсальных признаков, в которых проявляется их сущность. Каждый субъект управления:
· выражает интересы определенной социальной общнос-ти - народа, класса, социальной группы;
· является системно организованным, ему свойственны черты социальной системы;
· имеет присущие ему определенные функции;
· обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный компонент;
· занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений.
В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какого-либо определенного объекта, устанавливаются преференции (предпочтения) для него, предоставляются государственные инвестиции.
Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства государственного управления, которые разрешены им законом.
Взаимодействие субъектов управления обеспечивают также и обратные связи.
Обратные связи могут проявляться в различных формах: носители хозяйственных функций могут поддерживать, либо отказывать в поддержке правительству, выступать с предупреждениями в адрес правительства. Парламент может выражать недоверие правительству.
Можно сказать, что главной линией обратной связи между носителями и исполнителями интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями интересов проводимой государством политики.
Общество, с точки зрения теории управления, рассматривается как объект государственно-управляющего воздействия, т.е. управляемая система. Для конкретизации данного определения следует определиться с сущностью управляемых объектов (т.е. общества).
В научных публикациях
зафиксировано несколько
Часто наряду с процессами и явлениями, протекающими в обществе, объектами государственного управления признавались территория, ее ресурсы, средства и орудия труда и другие вещественные элементы. Поэтому необходимо выделить, какими качествами они обладают.
1. Преимущество в практически осуществляемом управлении находится на стороне субъекта управления.
2. Управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и общественно-исторические условия и закономерности, в соответствии с ними выстраивают технологии своей деятельности. Например: «человек-машина», «человек-технология», «человек-природа», «человек-машина-технология» и др.
3. Управляемые объекты рационально и эффективно функционируют лишь в адекватных им организационных формах. Самое сложное и необходимое в данном аспекте для управляемых объектов заключается в работе таких организующих форм, которые бы создавали условия для полной реализации возможностей, заложенных в соответствующих общественных отношениях, видах деятельности и социальных полях.
4. Управляемые объекты, поскольку их активность имеет общественный характер, связана с потреблением и производством общественных ценностей, нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом определении порядка формирования, общественного статуса, процедур общественной подотчетности и контроля.
Исходя из человеческой сущности управляемых объектов (систем) можно выделить следующие свойства управляемых объектов:
1. Самоактивность управляемых объектов (систем), то есть их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных), побудительных причин. Самоактивность управляемых объектов реализуется в различных формах: в преобразовании окружающей среды; в установлении с ней активного взаимодействия; в приспособлении к складывающейся ситуации;
2. Целенаправленный характер, ориентация на конкретные предметы, явления, отношения, результаты;
3. Адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам социального бытия;
4. Самоуправление (социальное саморегулирование) своей жизнедеятельности и своего развития;
5. Зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности.
Комплекс свойств управляемых объектов (систем), особенно таких как, самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты управляемые объекты (системы), чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление может быть «мягче» и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.
В управляемой общественной
системе в компонентно-
· человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, в своей ценностной социально-продуктивной активности;
· коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;
· общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие активности людей и их объединений.
В соответствии с основными сферами общества и указанными критериями управляемые объекты (системы) подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные.
В большинстве экономических управляемых объектов осуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства.
Социальные управляемые объекты осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, в которых выражается процесс воспроизводства и общение человека.
К духовно управляемым объектам относятся те организационные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность, так и духовно-практическая.
Система, управляемая во всем многообразии составляющих ее компонентов, имеет существенное отличие от системы управляющей. Если для государственного аппарата характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, то формирование и развитие общества (гражданского) более предполагает горизонтальные, невластные, диспозитивные связи.
Информация о работе Методологические основы государственного управления