Методы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение понятия и содержания методов государственного управления. Цель работы предопределила перед нами постановку следующих задач:
- дать определение государственного управления;
- изучить содержание методов государственного управления.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность и основные признаки государственного управления …………...5
2. Цели и функции государственного управления …………………………...10
3. Понятие административно-правовых методов …………………………. ...13
4. Виды методов государственного управления ……………………………...17
5. Сущность убеждения и принуждения ……………………………………....22
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованных источников …………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Административное право Методы государственного управления готовая.docx

— 51.63 Кб (Скачать)

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Кафедра

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: Административное право

Тема: Методы государственного управления.

 

 

Выполнил      

Юриспруденция

Проверил

  

 

 

 

 

Новосибирск 2013г.

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Сущность и основные признаки государственного управления …………...5

2. Цели и функции государственного управления …………………………...10

3. Понятие административно-правовых методов …………………………. ...13

4. Виды методов государственного управления ……………………………...17

5. Сущность убеждения и принуждения ……………………………………....22

Заключение ………………………………………………………………………24

Список использованных источников …………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Для  нашей страны проблема государственного управления в настоящее время  является одной из самых актуальных. В процессе реформирования государства  ставилась задача овладеть наукой управления, создать эффективный управленческий аппарат, совершенствовать систему  органов управления, формы и методы их деятельности.

 Одним из важных  вопросов реформирования государственного  управления является оптимизация  структуры органов исполнительной  власти. Система и структура органов  исполнительной власти на федеральном  уровне за период с 1992 по 2005 г. изменялась неоднократно, с  периодичностью один раз в  2 - 4 года. Происходит процесс интенсивного  изменения системы и структуры  органов исполнительной власти  субъектов РФ, их деятельность  и взаимодействие с федеральными  органами исполнительной власти, разграничение полномочий и предметов  ведения между ними.

 Последние годы характеризуются  появлением принципиально новых  концепций решения отдельных  вопросов реализации исполнительной  власти.

 С начала реформ  был сделан акцент на устранение  жестких подходов к организации  управления: отказ от его излишней  централизации, от администрирования,  приветствовалась самостоятельность  субъектов Российской Федерации  и инициативность со стороны  исполнительных органов местного  управления и самоуправления. Затем  последовало признание очевидного  факта, что резкий отказ от  применения административных методов  привел к негативным последствиям - по существу, к разрушению государственного  управления. В последнее время  речь идет о поиске баланса  в использовании принципа централизации  и децентрализации, а также  в сочетании публичного и частных  интересов, то есть признания  необходимости как в целом  государственного управления в  ключевых сферах жизнедеятельности  (обеспечения обороны и безопасности, в социальной области и т.д.), так и государственного регулирования  в отдельных сферах экономики.

 Использование особенных  форм и методов государственного  управления объясняется необходимостью  своевременного реагирования на  возникающие угрозы. Применение  обычных, повседневных правовых  механизмов органами исполнительной  власти в рассматриваемых условиях  не всегда оказывается достаточным.

 В период нахождения  государства в кризисных ситуациях  различного вида изменяются организация  государственного управления, структура  и система органов исполнительной  власти, активно формируется и  реализуется в практической деятельности  специальная система законодательства - чрезвычайное законодательство  Российской Федерации. Это связано  с возможностью возникновения  новых общественных отношений  на основе введения в действие  качественно иных правовых регуляторов,  которыми выступают особые правовые  режимы.

 Обозначенная проблема  обусловлена ее недостаточной  разработанностью в отечественной  теории права и теории государственного  управления. Вместе с тем отдельные  важные аспекты проблемы исследовались  достаточно длительное время.

Степень изученности темы. Ряд исследователей, с учетом научных  интересов или ведомственной  принадлежности, используя другую терминологию, в той или иной степени раскрывали определенные аспекты (теоретико-методологические, управленческие и другие) реализации отдельных структурных элементов  методов государственного управления.

Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения в области государственного управления.

Предметом исследования являются методы государственного управления.

Целью данной контрольной работы является изучение понятия и содержания методов государственного управления.

 Цель работы предопределила перед нами постановку следующих задач:

- дать определение государственного  управления;

- изучить содержание  методов государственного управления.

Методология исследования. При написании данной контрольной работы и раскрытии темы были использованы следующие методы исследования: исторический; сравнительно-правовой; логический, формально-юридический, социологический, системного анализа, статистический и другие.

По структуре контрольная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников.

1. Сущность и основные признаки государственного управления

 Раскрывая содержание, цели, функции и другие особенности  государственного управления, необходимо, прежде всего, остановиться на  самих понятиях "управление" и  "социальное управление".

 Термин "управление" стал универсальным средством  характеристики определенного вида  деятельности, т.е. совокупности  действий, совершаемых ради достижения  соответствующих общественно значимых целей.

 В самом широком  смысле управление означает руководство  чем-либо или кем-либо. В подобном  понимании оно трактуется и  в наши дни. Сущностью управления  является достижение результата  путем целенаправленного воздействия.

 С точки зрения общенаучного  понимания "управление общественными  процессами выступает как целенаправленное  воздействие людей на общественную  систему в целом и на ее  отдельные звенья на основе  познания и использования присущих  ей объективных закономерностей  в интересах обеспечения ее  оптимального функционирования  и развития, достижения поставленных целей". Один из ведущих исследователей в области государственного управления Г.В. Атаманчук определил управление как "целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.)1

 

 Управление в философском  смысле - это целенаправленное воздействие  субъекта на объект, содержанием  которого является упорядочение  системы, обеспечение ее функционирования  в соответствии с закономерностями  ее существования и развития, реализуемое в связях между  субъектом и объектом и осуществляемое  субъектом управления.

 Исходя из общетеоретических  позиций, можно выделить следующие  основные признаки управления:

- является функцией любой  организованной системы (технической  - управление техникой, машинами, технологическими  процессами, биологической - управление  процессами жизнедеятельности живых  организмов, социальной - управление  общественными процессами, людьми  и организациями), обеспечивающей  ее целостность и должный режим  деятельности в целях достижения  определенных задач;

- служит интересам взаимодействия  элементов, составляющих ту или  иную систему и представляющих  единое целое с общими для  всех элементов задачами;

- является внутренним  качеством целостной системы,  основными элементами которой  являются субъект управления (управляющий  элемент) и объект управления (управляемый элемент), постоянно  взаимодействующие на началах  самоорганизации (самоуправления);

- главным связующим звеном  между участниками управления  выступает информация;

- предполагает не только  внутрисистемное, но и межсистемное  взаимодействие, поскольку существует  множество целостных систем различного  иерархического уровня; при этом  система высшего порядка выступает  в роли субъекта управления  по отношению к системе низшего  порядка, являющейся в рамках  взаимодействия между ними объектом  управления;

- реально тогда, когда  налицо подчинение объекта субъекту  управления, следовательно, управляющее  (упорядочивающее) воздействие - исключительное право субъекта  управления.2

 Перечисленные основные  признаки, характеризующие общее  понятие управления, приемлемы и  для понимания управления в  социальной (общественной) сфере. Конечно,  при этом учитываются особенности  социальной сферы, важнейшей из  которых является то, что управленческие  связи реализуются через отношения  людей. Общество представляет  собой целостный организм со  сложной структурой, с различного  рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями  общего характера. Отсюда потребность  в выражении общей связи и  единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.3

 Под социальным управлением  принято понимать управление  общественными процессами, воздействие  на все или отдельные сферы  общественной жизни. Оно выражается  в обозначенных общих признаках  управления, но отражает и особенности  организации общественной жизни,  а именно: осуществляется там,  где есть совместная деятельность  людей; главным назначением является  упорядочивающее воздействие на  участников этой деятельности, регулирование  их поведения для достижения  поставленных целей; носит властно-волевой  характер; нуждается в особом  механизме воздействия, который  предполагает наличие следующих  элементов: специальных субъектов  управления, объектов управления  и существование между ними  прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информация о выполнении или невыполнении команд) связи.

 Социальное управление  подразделяется на несколько  видов. По мнению некоторых  ученых, существует четыре вида  социального управления:

- государственное управление (управление в области организации  и функционирования государства,  государственной исполнительной  власти);

- местное управление (муниципальное  управление, местное самоуправление, коммунальное управление);

- общественное управление (управление в общественных объединениях  и некоммерческих организациях);

- коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения  прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).4

 Среди всех видов  управления государственное управление  занимает особое место, что  обусловлено наличием мощной  государственной власти, распространяющейся  на все общество, устанавливающей  правовые нормы и использующей  механизмы принуждения для обеспечения  соблюдения всеми объектами управления  установленных правил поведения.

 Государственное управление  рассматривается в научной литературе  в разных аспектах. Преимущественно  в юридической науке управление  характеризуется через термин "деятельность", означающий, что управление состоит  из специфических видов человеческого  труда, фиксируемого в адекватных формах.

 Государственное управление - это исполнительная деятельность  по непосредственной практической  организации общественных процессов  в обществе. Исполнительной деятельностью  управление является потому, что  направлено на исполнение, претворение  в жизнь законов и других  нормативных актов. В процессе  осуществления управления его  субъекты используют предоставленные  распорядительные полномочия, права  по принятию односторонних властных  актов, которые обязательны к  исполнению и охраняются мерами  государственного принуждения. В  связи с этим указанная деятельность  в литературе именуется исполнительно-распорядительной.5

 Государственное управление  как вид социального управления  характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное  управление в широком смысле  слова (буквально как управление  делами государства), то его осуществляют  все органы государства.

 Это управление реализуется  в следующих формах (видах) деятельности:

Информация о работе Методы государственного управления