Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
– ФИЛИАЛ РАНХиГС
ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Административное право
Тема: Методы государственного
управления.
Выполнил
Юриспруденция
Проверил
Новосибирск 2013г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность и основные признаки
государственного управления …………...5
2. Цели и функции государственного
управления …………………………...10
3. Понятие административно-правовых
методов …………………………. ...13
4. Виды методов государственного
управления ……………………………...17
5. Сущность убеждения и принуждения
……………………………………....22
Заключение ………………………………………………………………………24
Список использованных источников
…………………………………………..26
Введение
Актуальность темы. Для
нашей страны проблема государственного
управления в настоящее время
является одной из самых актуальных.
В процессе реформирования государства
ставилась задача овладеть наукой управления,
создать эффективный управленческий
аппарат, совершенствовать систему
органов управления, формы и методы
их деятельности.
Одним из важных
вопросов реформирования государственного
управления является оптимизация
структуры органов исполнительной
власти. Система и структура органов
исполнительной власти на федеральном
уровне за период с 1992 по 2005
г. изменялась неоднократно, с
периодичностью один раз в
2 - 4 года. Происходит процесс интенсивного
изменения системы и структуры
органов исполнительной власти
субъектов РФ, их деятельность
и взаимодействие с федеральными
органами исполнительной власти,
разграничение полномочий и предметов
ведения между ними.
Последние годы характеризуются
появлением принципиально новых
концепций решения отдельных
вопросов реализации исполнительной
власти.
С начала реформ
был сделан акцент на устранение
жестких подходов к организации
управления: отказ от его излишней
централизации, от администрирования,
приветствовалась самостоятельность
субъектов Российской Федерации
и инициативность со стороны
исполнительных органов местного
управления и самоуправления. Затем
последовало признание очевидного
факта, что резкий отказ от
применения административных методов
привел к негативным последствиям
- по существу, к разрушению государственного
управления. В последнее время
речь идет о поиске баланса
в использовании принципа централизации
и децентрализации, а также
в сочетании публичного и частных
интересов, то есть признания
необходимости как в целом
государственного управления в
ключевых сферах жизнедеятельности
(обеспечения обороны и безопасности,
в социальной области и т.д.),
так и государственного регулирования
в отдельных сферах экономики.
Использование особенных
форм и методов государственного
управления объясняется необходимостью
своевременного реагирования на
возникающие угрозы. Применение
обычных, повседневных правовых
механизмов органами исполнительной
власти в рассматриваемых условиях
не всегда оказывается достаточным.
В период нахождения
государства в кризисных ситуациях
различного вида изменяются организация
государственного управления, структура
и система органов исполнительной
власти, активно формируется и
реализуется в практической деятельности
специальная система законодательства
- чрезвычайное законодательство
Российской Федерации. Это связано
с возможностью возникновения
новых общественных отношений
на основе введения в действие
качественно иных правовых регуляторов,
которыми выступают особые правовые
режимы.
Обозначенная проблема
обусловлена ее недостаточной
разработанностью в отечественной
теории права и теории государственного
управления. Вместе с тем отдельные
важные аспекты проблемы исследовались
достаточно длительное время.
Степень изученности темы.
Ряд исследователей, с учетом научных
интересов или ведомственной
принадлежности, используя другую терминологию,
в той или иной степени раскрывали
определенные аспекты (теоретико-методологические,
управленческие и другие) реализации
отдельных структурных элементов
методов государственного управления.
Объектом исследования данной курсовой
работы являются общественные отношения
в области государственного управления.
Предметом исследования являются методы
государственного управления.
Целью данной контрольной работы
является изучение понятия и содержания
методов государственного управления.
Цель работы предопределила
перед нами постановку следующих задач:
- дать определение государственного
управления;
- изучить содержание
методов государственного управления.
Методология исследования. При написании данной контрольной
работы и раскрытии темы были использованы
следующие методы исследования: исторический;
сравнительно-правовой; логический, формально-юридический,
социологический, системного анализа,
статистический и другие.
По структуре контрольная
работа состоит из введения, пяти глав,
заключения, списка использованных источников.
1. Сущность и основные признаки
государственного управления
Раскрывая содержание,
цели, функции и другие особенности
государственного управления, необходимо,
прежде всего, остановиться на
самих понятиях "управление" и
"социальное управление".
Термин "управление"
стал универсальным средством
характеристики определенного вида
деятельности, т.е. совокупности
действий, совершаемых ради достижения
соответствующих общественно значимых
целей.
В самом широком
смысле управление означает руководство
чем-либо или кем-либо. В подобном
понимании оно трактуется и
в наши дни. Сущностью управления
является достижение результата
путем целенаправленного воздействия.
С точки зрения общенаучного
понимания "управление общественными
процессами выступает как целенаправленное
воздействие людей на общественную
систему в целом и на ее
отдельные звенья на основе
познания и использования присущих
ей объективных закономерностей
в интересах обеспечения ее
оптимального функционирования
и развития, достижения поставленных
целей". Один из ведущих исследователей
в области государственного управления
Г.В. Атаманчук определил управление как
"целеполагающее, организующее и регулирующее
воздействие людей на собственную общественную,
коллективную и групповую жизнедеятельность,
осуществляемое как непосредственно (в
формах самоуправления), так и через специально
созданные структуры (государство, общественные
объединения, партии, фирмы, кооперативы,
предприятия, ассоциации, союзы и т.д.)1
Управление в философском
смысле - это целенаправленное воздействие
субъекта на объект, содержанием
которого является упорядочение
системы, обеспечение ее функционирования
в соответствии с закономерностями
ее существования и развития,
реализуемое в связях между
субъектом и объектом и осуществляемое
субъектом управления.
Исходя из общетеоретических
позиций, можно выделить следующие
основные признаки управления:
- является функцией любой
организованной системы (технической
- управление техникой, машинами, технологическими
процессами, биологической - управление
процессами жизнедеятельности живых
организмов, социальной - управление
общественными процессами, людьми
и организациями), обеспечивающей
ее целостность и должный режим
деятельности в целях достижения
определенных задач;
- служит интересам взаимодействия
элементов, составляющих ту или
иную систему и представляющих
единое целое с общими для
всех элементов задачами;
- является внутренним
качеством целостной системы,
основными элементами которой
являются субъект управления (управляющий
элемент) и объект управления
(управляемый элемент), постоянно
взаимодействующие на началах
самоорганизации (самоуправления);
- главным связующим звеном
между участниками управления
выступает информация;
- предполагает не только
внутрисистемное, но и межсистемное
взаимодействие, поскольку существует
множество целостных систем различного
иерархического уровня; при этом
система высшего порядка выступает
в роли субъекта управления
по отношению к системе низшего
порядка, являющейся в рамках
взаимодействия между ними объектом
управления;
- реально тогда, когда
налицо подчинение объекта субъекту
управления, следовательно, управляющее
(упорядочивающее) воздействие -
исключительное право субъекта
управления.2
Перечисленные основные
признаки, характеризующие общее
понятие управления, приемлемы и
для понимания управления в
социальной (общественной) сфере. Конечно,
при этом учитываются особенности
социальной сферы, важнейшей из
которых является то, что управленческие
связи реализуются через отношения
людей. Общество представляет
собой целостный организм со
сложной структурой, с различного
рода индивидуальными проявлениями,
равно как и с функциями
общего характера. Отсюда потребность
в выражении общей связи и
единства социальных процессов, каковая
находит свое проявление в осуществлении
социального управления. Оно является
одним из ведущих условий нормального
функционирования и развития общества.3
Под социальным управлением
принято понимать управление
общественными процессами, воздействие
на все или отдельные сферы
общественной жизни. Оно выражается
в обозначенных общих признаках
управления, но отражает и особенности
организации общественной жизни,
а именно: осуществляется там,
где есть совместная деятельность
людей; главным назначением является
упорядочивающее воздействие на
участников этой деятельности, регулирование
их поведения для достижения
поставленных целей; носит властно-волевой
характер; нуждается в особом
механизме воздействия, который
предполагает наличие следующих
элементов: специальных субъектов
управления, объектов управления
и существование между ними
прямой (дача команд, распоряжений)
и обратной (информация о выполнении
или невыполнении команд) связи.
Социальное управление
подразделяется на несколько
видов. По мнению некоторых
ученых, существует четыре вида
социального управления:
- государственное управление
(управление в области организации
и функционирования государства,
государственной исполнительной
власти);
- местное управление (муниципальное
управление, местное самоуправление,
коммунальное управление);
- общественное управление
(управление в общественных объединениях
и некоммерческих организациях);
- коммерческое управление
(управление в коммерческих организациях,
созданных с целью извлечения
прибыли и распределяющих полученную
прибыль между их участниками).4
Среди всех видов
управления государственное управление
занимает особое место, что
обусловлено наличием мощной
государственной власти, распространяющейся
на все общество, устанавливающей
правовые нормы и использующей
механизмы принуждения для обеспечения
соблюдения всеми объектами управления
установленных правил поведения.
Государственное управление
рассматривается в научной литературе
в разных аспектах. Преимущественно
в юридической науке управление
характеризуется через термин "деятельность",
означающий, что управление состоит
из специфических видов человеческого
труда, фиксируемого в адекватных формах.
Государственное управление
- это исполнительная деятельность
по непосредственной практической
организации общественных процессов
в обществе. Исполнительной деятельностью
управление является потому, что
направлено на исполнение, претворение
в жизнь законов и других
нормативных актов. В процессе
осуществления управления его
субъекты используют предоставленные
распорядительные полномочия, права
по принятию односторонних властных
актов, которые обязательны к
исполнению и охраняются мерами
государственного принуждения. В
связи с этим указанная деятельность
в литературе именуется исполнительно-распорядительной.5
Государственное управление
как вид социального управления
характеризуется рядом особенностей.
Если рассматривать государственное
управление в широком смысле
слова (буквально как управление
делами государства), то его осуществляют
все органы государства.
Это управление реализуется
в следующих формах (видах) деятельности: