Методы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение и характеристика понятия и отдельных видов методов государственного управления.
Для достижения поставленной цели, я поставила следующие задачи:
- охарактеризовать государственное управление как систему и как процесс;
- сформулировать роль метода в государственном управлении современной России;
- раскрыть понятие административно-правовых методов, как методов государственного управления;
- проанализировать правила выработки политических решений с помощью методов государственного управления;
- классифицировать методы государственного управления;
- выявить и рассмотреть методы государственного управления в экономике.
Безусловно, настоящая работа посвящена сложной, но интересной проблеме.

Оглавление

Введение____________________________________________________3
1. Государственное управление и разнообразие его методов__________7
1.1. Государственное управление как система и как процесс___________7
1.2. Роль метода в государственном управлении современной России ___8
2. Правовое положение методов государственного управления
в выработки политических решений____________________________10
2.1. Понятие административно-правовых методов, как
методов государственного управления_________________________10
2.2. Выработка политических решений с помощью методов
государственного управления ________________________________15
3. Классификация методов государственного управления в России_____20
3.1. Виды методов государственного управления___________________20
3.2. Методы государственного управления в экономике______________29
Заключение___________________________________________________34
Список используемой литературы________________________________38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.24 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение____________________________________________________3             

1. Государственное  управление и разнообразие его  методов__________7    

1.1. Государственное  управление как система и как  процесс___________7    

1.2. Роль метода  в государственном управлении  современной России ___8  

2. Правовое  положение методов государственного  управления 

    в  выработки политических решений____________________________10        

2.1. Понятие  административно-правовых методов,  как  

       методов государственного управления_________________________10       

2.2. Выработка  политических решений с помощью  методов  

       государственного управления ________________________________15       

3. Классификация  методов государственного управления  в России_____20   

3.1. Виды методов  государственного управления___________________20    

3.2. Методы  государственного управления в  экономике______________29     

Заключение___________________________________________________34            

Список используемой литературы________________________________38        

 

 

 

 

 

Введение

 

Формационные  преобразования в развитии российского  государства - смена общественно-политического  строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно- технического прогресса - приобретают  особое значение для науки и практики управления. Они обусловливают необходимость  кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств  государственного управления. Поэтому  требуется решительный пересмотр  стереотипов мышления, сложившихся  в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.

В настоящее  время, говоря о ситуации в этом плане  в стране, приходится констатировать, что люди имеют дело с глубоким и беспрецедентным управленческим кризисом. Он приобрел всеобщий характер, задев основы управленческой вертикали, горизонтальных связей и информационных потоков. Это нарушило принципы стимулирования, ответственности и дисциплины, четкого исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, государственно-административной этики и культуры.

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако, наше государство достаточно тяжело двигается к цели, т.е. находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного управления в стране, необходимо, первую очередь, учитывать исторические особенности нашего государства и методы государственного управления, с помощью которых осуществляется власть в стране.

В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде "метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

Следовательно, метод государственного управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения её целей.

Методы  любой деятельности разнообразны. В  равной степени это относится и к методам управления, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определённым образом титуировать в их интересах присущие им наиболее значимые свойства и специфические черты.

Хотелось  бы отметить актуальность рассмотрения проблемы методов государственного управления. Она обострена в настоящее время в связи с постепенным переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления и в организационно-правовом статусе многих субъектов, и, что особенно важно, объектов (например, резкое усиление самостоятельности предприятий и территорий), и с известным развитием договорных связей в сфере государственного управления.

Активность  и эффективность экономических  и иных факторов реформ во многом определяется характером воздействия со стороны государства на развитие прежде всего экономических процессов.

Оно находит  свое выражение не только в законодательстве, но и в управленческой деятельности, методах ее практического осуществления. Соответственно в еще большей степени актуализируются проблемы методов государственного управления.

Целью исследования является изучение и характеристика понятия и отдельных видов  методов государственного управления.

Для достижения поставленной цели, я поставила следующие задачи:

- охарактеризовать  государственное управление как систему и как процесс;

- сформулировать  роль метода в государственном управлении современной России;

- раскрыть  понятие административно-правовых методов, как методов государственного управления;

- проанализировать  правила выработки политических решений с помощью методов государственного управления;

- классифицировать  методы государственного управления;

- выявить  и рассмотреть методы государственного управления в экономике.

Безусловно, настоящая работа посвящена сложной, но интересной проблеме.

При написании  теоретической части данной работы я сравнила точки зрения как юристов, так и правоведов, произвела подробные разъяснения основных положений государственного управления и его методов, дала детальную классификация методов государственного управления и их характеристик. Всесторонне рассмотрела различные точки зрения ученых на проблему методов государственного управления. Изложила и проанализировала систему взглядов, отражающих концепцию исторического становления и выработки методов государственного управления в России и за рубежом.

Изученные материалы, используемые в написании  курсовой работы, посвящены лишь отдельным  моментам, касающимся темы исследования и прием с правовых, социологических позиций. Комплексное изучение всех понятий и видов методов государственного управления сделано еще не было.

При написании дипломной работы мною изучены и проанализированы нормативно – правовые акты, научные статьи, монографии, учебные пособия, статьи периодических изданий. Кроме того, большое количество нормативной базы использовалось в данной работе, начиная с Конституции РФ и заканчивая всевозможными правилами различных органов власти.

Новизна исследования состоит в  построении комплексной характеристики научных основ метода государственного управления и его видов, в выявлении основных проблем, связанных с предложенной темой «Методы государственного управления: понятие и классификация», обобщены и сформулированы основные выводы, которые даны в заключение работы.

При написании данной работы я применила следующие методы научного исследования: общенаучный метод познания – диалектика, а также специальные методы исследования: сравнительного правоведения при анализе основных методов в России и за рубежом в сфере экономики; конкретно – исторический при рассмотрение вопроса о историческом пути развития и становления основных методов государственного регулирования; социологический при рассмотрение вопросов, касающихся мер по решению проблем, связанных с методами государственного управления и другие методы.

 

 

  1. Государственное управление и разнообразие его методов

 

1.1. Государственное  управление как система и как  процесс

 

С научных  позиций рациональное объяснение природы  и сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение как системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой.

Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий и явлений. Иными словами, в процессе государственного управления выполняется определенная совокупность действий, приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности, проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей публичной властью.

Изучение  социальной среды, в которой реализуется  государственное управление, на которую оно влияет и которое в свою очередь оказывает на него взаимообратное воздействие, означает поиск ответов на вопросы о том, каковы характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на властно-управленческую деятельность государства. Фактически решается проблема соотношения публичной власти, государственной администрации и гражданского общества, т.е. взаимодействия политических институтов при реализации государственного управления.

Гражданское общество - не что иное, как свободная  и относительно независимая от государства общественная жизнь, включающая не только экономическую сферу, но и источники культурной инициативы людей. Демократизация является классическим шагом на пути к его автономии от государственного аппарата. Подтверждением данного положения является то, что самые различные течения общественной мысли доказывают невозможность демократии, если гражданское общество неавтономно по отношению к государственному аппарату. Однако это, хотя и необходимое, но само по себе недостаточное условие демократии. В то же время полная автономия здесь практически невозможна.

 

1.2. Роль метода  в государственном управлении  современной России

 

Применительно к современной России в государственном  управлении можно отметить причудливое  переплетение двух противоречивых тенденций. Первая заключается в сокращении директивного начала управления, уменьшении государственного сектора экономики, превращении государства в одного из - хотя и наиболее влиятельного - субъектов регулирования общественных процессов. Вторая тенденция реализуется в расширении и усложнении задач государства в силу создания рыночной инфраструктуры, формирования новых законодательных и иных нормативно- правовых процедур социальных, экономических и политических отношений, необходимости регулировать становление разных форм собственности и их взаимоотношений. Поэтому нельзя однозначно приветствовать призывы к сокращению объема государственного управления, особенно если он не замещается самоуправленческими механизмами гражданского общества. В таком случае может усилиться состояние неуправляемости, произвола и хаоса, элементы чего в той или иной степени всегда присутствуют в переходном обществе.

В РФ конца 90-х годов государственное управление имеет объектом общество переходного  типа. Для него характерны социальное напряжение и конфликты, рост недоверия  к социальным институтам и быстрое  увеличение проявлений отклоняющегося от социальных норм поведения. В этот период нарушается баланс интересов различных социальных (профессиональных, региональных, национальных, демографических, имущественных и т.д.) групп, ломается усвоенная обществом модель социальной справедливости. Отсюда в ряду первоочередных, требующих государственного решения стоят проблемы нестабильности и кризисов, слабой управляемости, снижения эффективности социального управления. Государственное управление на основе беспристрастной законодательно выверенной системы и современных технологий является для России желаемой целью. Это весьма сложный и протяженный во времени процесс. Он имеет много различных аспектов. Один из них - развитие теории государственного управления, способной не только дать научно обоснованную методологию изучения этого важнейшего вида социальной деятельности, но и определить верные ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы государственного аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов.

Информация о работе Методы государственного управления