Методы Государственного и Муниципального Управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:44, реферат

Краткое описание

Цель работы. рассмотреть методы государственного и муниципального управления и проанализировать их применение в сегодняшних реалиях.
Задача: продемонстрировать, с помощью каких основных приемов осуществляется государственное и муниципальное управление.
Актуальность темы. Данная тема актуальна, так как методы определяют качественную сторону управления. Иначе говоря, каким образом орган исполнительной власти государственного управления решает стоящие перед ним задачи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. Методы государственного управления
1.1 Понятие и характеристика методов государственного управления............................................................................................................5
1.2 Метод убеждения…………………………………………………………...8
1.3 Метод принуждения………………………………………………………..9
1.4 Конкретные методы………………………………………………….……11

ГЛАВА 2. Методы муниципального управления
2.1 Понятие и характеристика методов государственного
управления..........................................................................................................15
2.2 Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления……………………………………..…………………………..…..19
2.3 Экономические методы муниципального управления……..….………..24
2.4 Социально-психологические методы муниципального управления…...29
Заключение…………………………………………………………….........33
Список использованной литературы……………………………………...36

Файлы: 1 файл

Копия курсовик методы гос и мун управ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Пермский государственный  технический университет»

Чайковский филиал

 

Кафедра гуманитарных и  естественнонаучных дисциплин

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«Система Государственного и Муниципального Управления»

 

Тема

«Методы Государственного и Муниципального Управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр. ГМУ 07-з

Спасская Т.Ю.

 

 

Проверил:

к. филос., н., доцент кафедры ГЕНД Шляпугина Р.Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение……………………………………………………………….……3

ГЛАВА 1. Методы государственного управления

1.1 Понятие и характеристика методов государственного управления............................................................................................................5

1.2 Метод убеждения…………………………………………………………...8

1.3 Метод принуждения………………………………………………………..9

1.4 Конкретные методы………………………………………………….……11

 

ГЛАВА 2. Методы муниципального управления

2.1 Понятие и характеристика методов государственного

управления..........................................................................................................15

2.2 Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления……………………………………..…………………………..…..19

2.3 Экономические методы муниципального управления……..….………..24

2.4 Социально-психологические методы муниципального управления…...29

     Заключение…………………………………………………………….........33

     Список использованной литературы……………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

             Новые экономические отношения в муниципальных образованиях — объективная реальность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем. В условиях рыночной экономики основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех реформ является совершенствование управления.

   Под методами применительно к каким-либо видам деятельности понимают обычно способы или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Следовательно, применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе, закрепленной за ними компетенции и в соответствующей форме.

   Метод управления фактически выражает различные аспекты практической деятельности того или иного исполнительного органа (должностного лица), т.е. помогает получить ответ на вопрос – как они действуют?

   Они реализуются в процессе деятельности, имеющей государственный характер; они формируются по воле государства, производны от него; они используются органами государственного управления, в них, в силу этого, выражаются присущие этим органам полномочия государственно-властного характера; для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в правовых актах управления.

   Главная линия  развития теории и практики государственного и муниципального управления сегодня заключается в создании целостной, эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без решительного устранения командно-бюрократической системы управления, без последовательной реализации принципов самоуправления.

   Теория государственного и муниципального управления разрабатывает и обосновывает принципы, функции, методы, технику и технологию управления, а также системы, структуры и формы организации государственного и муниципального управления, т.е. научные основы обеспечения этой деятельности, принятия и реализации управленческих решений. Она отражает специфику управления в рамках демократической общественной системы, ее место и роль в реализации государственной социальной политики.

   Сегодня теория  управления есть складывающаяся  и развивающаяся система знаний о закономерностях, принципах и методах, механизме управления муниципальным образованием и его сферами в целях преобразования общественных отношений, активизации человеческого фактора, социального поведения людей, достижения общественно значимых результатов их деятельности и развития.

   Особая роль  отводится в этом процессе методологии государственного и муниципального управления.

   Цель работы. рассмотреть методы государственного и муниципального управления и проанализировать их применение в сегодняшних реалиях.

Задача: продемонстрировать, с помощью каких основных приемов осуществляется государственное и муниципальное управление.

   Актуальность темы. Данная тема актуальна, так как методы определяют качественную сторону управления. Иначе говоря, каким образом орган исполнительной власти государственного управления решает стоящие перед ним задачи.

   Объём работы: содержание работы состоит из 36страниц. Двух разделов, в каждом из которых имеется четыре подраздела.

 

 

 

 

 

Глава 1

1.1 Понятие и характеристика государственного управления

 

   Одной из важнейших категорий, характеризующих государственное управление как объект анализа со стороны науки административного права, наряду с категорией формы государственного управления, является теоретическая категория метода государственного управления. Понятие метода государственного управления в теории государственного управления призвано продемонстрировать, с помощью каких основных приемов осуществляется государственное управление. Метод государственного управления как "правовое средство, которое используется для достижения целей, решения задач и осуществления функций государственной управленческой деятельности". Такое определение, как, впрочем, и всякое определение метода государственного управления, страдает некоторой нечеткостью, размытостью категорий. Дело в том, что метод, в отличие от формы, не поддается непосредственной идентификации, не может быть однозначно определен в силу абстрактности категории. Метод государственного управления как "характер волеизъявления одного участника деятельности в отношении другого участника". Между тем, именно тот или иной набор методов государственного управления в наибольшей степени отражается на внешнем характере государственного управления, обозначая степень его жесткости или лояльности, определяя меру и характер государственного вмешательства в регулируемые общественные процессы.

    Преобладание в структуре методов государственного управления той или иной сферой общественной жизнедеятельности методов принудительного воздействия, обозначает для внешних наблюдателей усиление государственного вмешательства, ужесточение управленческого воздействия, подчеркивает остроту существующих в управляемой сфере проблем.

   Напротив, применение мягких методов убеждения характеризует слабость государственного управления в соответствующей области, определяет некоторую второстепенность государственного участия в процессах регуляции общественных отношений в данной сфере. Переход к рыночным отношениям чрезвычайно обострил проблему соотношения различных методов в государственном управлении. Связано это с переходом к признанию хозяйственной самостоятельности большинства субъектов гражданского оборота, либерализацией общественной жизни, минимизацией государственного контроля в сферах частной жизни. Однако изменение соотношения властных методов в структуре государственного управления отнюдь не означает уменьшения роли самого явления. Государственное управление - это постоянное явление в государственно организованном обществе, без него немыслимо существование государственного механизма.

   Таким образом, при всей абстрактности данного понятия категория "метод государственного управления" занимает ключевое место в системе характеристик государственного управления в целом.

   В теории административного права выделяются следующие характерные особенности методов государственного управления:

  1. методы государственного управления применяются органами исполнительной власти и связаны с существованием соответствующей ветви государственной власти;
  2. целью использования метода государственного управления является обеспечение государственного управления, управленческой деятельности субъектов государственного управления;
  3. использование методов осуществляется в процессе управленческой деятельности соответствующих субъектов;
  4. методы государственного управления отражают характер связи, взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом государственного управления, а также характер применяемых в отношении объекта управления правомочий властного субъекта административного права;
  5. методы государственного управления являются средством осуществления субъектами государственного управления их компетенции;
  6. методы государственного управления в каждом конкретном случае подбираются в зависимости от специфики объекта управления, ситуации и других подобного рода существенных обстоятельств;
  7. методы управления имеют организующее предназначение, упорядочивая происходящие в системе управления процессы;
  8. применение методов государственного управления часто зависит от субъективных факторов, в том числе политического характера;
  9. методам государственного управления присущ динамизм;
  10. порядок применения методов управления устанавливается законодательством;
  11. методы государственного управления неразрывно связаны с формами государственного управления, поскольку зачастую сама форма определяет применяемый метод управления, и наоборот: необходимость применения определенного метода диктует необходимость использования конкретной формы.

   Итак, методом государственного управления является определенный прием властного воздействия субъекта на объект управления, посредством которого реализуется государственное управление. Следующий вопрос, который нас интересует, это вопрос о системе методов государственного управления. Наука административного права разработала множество классификаций методов государственного управления. Однако можно с уверенностью констатировать, что разновидности и группы методов, выделяемые различными специалистами на основании разнообразных критериев, базируются на двух ключевых методах государственного управления: методе убеждения и методе принуждения.

 

 

1.2 Метод убеждения

 

   Выделяемый наряду с указанными методами в качестве самостоятельного метод стимулирования, по нашему мнению, является лишь разновидностью метода убеждения, поскольку характеризуется теми же принципами управленческого воздействия. Метод убеждения воплощает в себе такие приемы как стимулирование, воспитание, разъяснение, поощрение и т.п.

   Метод убеждения проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных, поощрительных мер для формирования воли подчиненных подведомственных объектов. Они направлены на то, чтобы воля законодателя, выраженная в правовых актах, была реализована. Именно благодаря убеждению достигается единство воли, выраженной в законе и непосредственно в правоотношении, воли участников этого правоотношения, трансформация воли закона вволю участников регулируемых отношений. Убеждение - это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает такие элементы, как овладение вниманием, внушение, возбуждение интереса, стимулирования действий. Возможность принуждения, присущая праву, способна психологически побудить к определенному поведению и, следовательно, оказать определенное стимулирующее воздействие. Устрашение тоже является одной их форм "воспитания". Представление об обязательности права складывается из идеи о его социальной ценности плюс понимание наличие мер государственного принуждения, гарантирующих исполнение закона.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Метод принуждения

 

   Принуждение - это совокупность приемов и способов, опирающихся на возможность навязывания определенного образа действий управляемому объекту. Убеждение представляет собой такой способ воздействия, когда управляемый объект совершает социально требуемые действия в результате принятия самостоятельного решения, вызванного определенными соображения морального или материального порядка, не связанными с опасениями применения юридических санкций. Таким образом, основа данного метода - создание предпосылок для возникновения у управляемых ощущения (сознания) необходимости проведения тех или иных мероприятий, правильности и целесообразности совершения определенных действий.

   Принуждение же, напротив, базируется именно на санкционировании, на возможности применения негативных последствий, привлечения к юридической ответственности. Проявления указанных методов государственного управления многогранны. Принуждение вообще - это центральный метод государственного управления, сообщающий, кстати, свойство императивности методу правового регулирования административного права. На принуждении основано построение и функционирование всего государственного организма. Его наиболее ярким проявлением является административная ответственность как негативное последствие неправомерных действий, нарушающих властные предписания административного законодательства и субъектов государственного управления. Опыт использования методов государственного управления свидетельствует, что принуждение должно носить вспомогательный, вторичный характер. Без него право перестало бы быть правом, однако, очевидно, что добиться социально положительных результатов методом принуждения очень трудно, особенно когда это касается экономических, культурных, социальных интересов и потребностей личности. Так, общепризнанно, что: принуждение эффективно лишь в том случае, когда оно применяется к меньшинству при применении к большинству метода убеждения; метод убеждения является первичным, а принуждение используется, в крайнем случае, при невозможности достижения управленческих целей другими способами; принуждение должно всегда основываться на нормах закона, произвольное применение принудительных способов воздействия недопустимо.

Информация о работе Методы Государственного и Муниципального Управления