Методы Государственного и Муниципального Управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:44, реферат

Краткое описание

Цель работы. рассмотреть методы государственного и муниципального управления и проанализировать их применение в сегодняшних реалиях.
Задача: продемонстрировать, с помощью каких основных приемов осуществляется государственное и муниципальное управление.
Актуальность темы. Данная тема актуальна, так как методы определяют качественную сторону управления. Иначе говоря, каким образом орган исполнительной власти государственного управления решает стоящие перед ним задачи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. Методы государственного управления
1.1 Понятие и характеристика методов государственного управления............................................................................................................5
1.2 Метод убеждения…………………………………………………………...8
1.3 Метод принуждения………………………………………………………..9
1.4 Конкретные методы………………………………………………….……11

ГЛАВА 2. Методы муниципального управления
2.1 Понятие и характеристика методов государственного
управления..........................................................................................................15
2.2 Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления……………………………………..…………………………..…..19
2.3 Экономические методы муниципального управления……..….………..24
2.4 Социально-психологические методы муниципального управления…...29
Заключение…………………………………………………………….........33
Список использованной литературы……………………………………...36

Файлы: 1 файл

Копия курсовик методы гос и мун управ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

   Основой реализации метода принуждения является конфликт между волей, выраженной в законе, и волей исполнителей этого закона. Принуждение всегда персонифицировано. Принуждение - это внешнее воздействие на правонарушителя с целью заставить его выполнять правовые предписания, не допускать повторения правонарушений. Процедура осуществлена мер принуждения определена процессуальными нормами. Одним из достоинств Кодекса об административных правонарушениях является (в отличие от Кодекса уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального) то, что в нем имеет место единство, сочетание норм материального административного права и норм процессуального права.

   Принуждение – вспомогательный метод в управлении, он сочетается с убеждением, основан на убеждении и дополняет его. Принуждение находит свое выражение в применении мер административного и дисциплинарного воздействия, в возложении на государственных служащих обязанности возместить ущерб, причиненный их неправильными служебными действиями, в привлечении к уголовной ответственности.

    В границах соотношения убеждения и принуждения может проводиться более детальная классификация методов управления по разным основаниям. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является в зависимости от характера (содержания) управляющего воздействия выделение двух групп методов – административных и экономических.

 

 

1.4 Конкретные методы

 

    Помимо функциональных методов, существуют конкретные методы управления: административные, экономические, психологические.

Хотелось бы, более четко представить взаимодействие этих методов. Дело в том, что методы убеждения и принуждения являются общими методами, а другие - методы конкретные, но они действуют в определенной взаимосвязи.

   Оба метода, убеждения и принуждения по отношению к конкретным методам целенаправленного воздействия (административного, экономического) выступают как функциональные, наполняя содержанием и административные, и экономические методы. Следовательно, ни один из них, взятый отдельно не может дать эффекта. Механизм любого из указанных методов (административного, экономического) не может быть приведен в действие без организаторской работы. А организаторская работа входит компонентом в метод убеждения.

   Наиболее распространенная классификация методов государственного управления приводит к выделению в их системе экономических и административных методов государственного управления. Сразу же отметим, что эта классификация некорректна, поскольку все применяемые в процессе государственного управления методы являются административными, т.е. управленческими. Другое дело, что из числа этих методов методы экономического воздействия выделяются своей органичностью с природой человеческой натуры, правилами человеческого общежития, опорой на убеждение как ключ к социально адаптированному поведению объектов управления. Собственно административные методы обычно представляются в виде совокупности способов и средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственного управления. Т.е. применение указанным методов не связано с симулированием поведения посредством влияния на экономические интересы управляемых объектов. Властный субъект отдает распоряжение, совершает иное исполнительно-распорядительное действие, санкционированное силой государственного аппарата, юридически обязательное для управляемого объекта в силу прямого предписания закона. Это не значит, что в основе административных методов государственного управления лежит принуждение; убеждение также может являться методом прямого администрирования. Последние годы демократизация правовой системы нашей страны, изменение соотношения ветвей государственной власти привело к уменьшению сфер применения метода прямого администрирования. Однако вовсе без него обойтись нельзя. Есть определенные сферы общественной жизни, где административные методы являются едва ли не единственно возможными (например, сфера военной и другой государственной службы, взаимоотношения внутри соподчиненных звеньев государственного аппарата и т.п.). Кроме того, различного рода временные ситуации чрезвычайного характера также могут потребовать введения режима прямого администрирования, что, и предусмотрено административным законодательством в виде возможности временного введения режимов военного и чрезвычайного положений.

             Административные методы государственного управления в науке классифицируются по следующим основаниям: в зависимости от формы выражения: правовые и организационные; в зависимости от административно-правовых признаков: нормативные и индивидуальные; в зависимости от степени управляющего воздействия на объекты управления: императивные, уполномочивающие, поощрительно-рекомендательные.

   Административные методы (или организационно-распорядительные) примечательны тем, что они дают немедленный результат, во всяком случае, должны, т. е речь идет о непосредственности из действия. Если использование метода экономического "растянуто" во времени, то применение метода административного дает результат немедленно, непосредственно. 

   Административный метод управления характеризуется при помощи таких элементов воздействия, как распорядительство, запрет, приказ.

Основные черты административно-правового  метода:

1. Прямое воздействие  на управляемый объект путем установления его прав и обязанностей.

2. Односторонний выбор  органом управления способа решения  задачи управления или варианта  поведения путем определения  заданий и т.д. Условием применения  метода является строжайшее соблюдение  законности, исключение административного произвола.

                  Экономические методы.   По сравнению с административным, экономическому методу присущи следующие особенности:

1. Использование разнообразных  стимулирующих средств, в частности,  создание условий материальной и моральной заинтересованности, побуждающих управляемый объект действовать в нужном направлении, и добиваться решения поставленной перед ним задачи без постоянного вмешательства органа управления.

2. Предоставление объекту  возможности выбора конкретных путей и средств достижения поставленной цели, в пределах установленных "параметров" и заданий, т.е. речь идет о саморегулировании.

3. Нарушение объектом  управления этих "параметров" и заданий не сопровождается  наложением на исполнителя каких-либо  взысканий, а ведет к снижению эффективности его деятельности, что непосредственно затрагивает экономические интересы.

   Экономические методы - это совокупность способов экономического (косвенного) воздействия субъектов государственного управления на поведение управляемых объектов. В литературе можно встретить обозначение экономических методов в качестве методов регулирующего управления. Суть экономических методов государственного управления такова: природе человека свойственно стяжательство (не в самом плохом смысле этого слова), т.е. естественное стремление к улучшению своего материального благосостояния, основанное на желании обеспечить себя и свою семью всем необходимым для наиболее комфортного существования. Государство, используя указанную черту человеческой природы, может стимулировать определенные варианты поведения членов общества, создавая соответствующие экономические условия: устанавливая более или менее высокий уровень налогов, предоставляя налоговые льготы, финансируя определенные виды деятельности, осуществляя квотирование и используя прочие аналогичные приемы управленческого воздействия. Применение экономических методов в меньшей степени связано с принудительными способами воздействия, однако, налоговая льгота не имела бы такого стимулирующего эффекта, если бы уплата налогов не была всеобщей обязанностью и не обеспечивалась бы принудительными средствами. Безусловно, экономические методы государственного управления предпочтительны в силу своей убеждающей силы, однако, их существование без методов прямого управления, невозможно.

   Психологический  метод - методы управления, в которых в значительной степени используется психологическое знание условно можно назвать психологическими. В частности, нас интересует метод психологического побуждения. Здесь путем мотивации формируется внутреннее побуждение осуществить определенное поведение, решить ту или иную задачу. Мотивацию в этих методах авторы называют краеугольным камнем управления. Причем, для достижения определенного эффекта, обычно используют комбинированный метод: психологического внутреннего побуждения и экономический, с его определенным стимулятором (материальным, моральным и т.д.). Внешний стимулятор, побудитель оказывает влияние на мотивацию, мотивация через систему сложившейся личности дает определенный результат.

 

 

 

 

Глава 2

2.1 Понятие и характеристика методов муниципального управления

 

   Методы управления — это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.

   Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

   Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. 
Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

   Методы управления — важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

   Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

   Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.

   Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

   Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

   Направленность методов управления ориентирована на систему (Объект) управления (фирма, отдел и т.д.).

   Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.

   Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое или косвенное воздействие.

    В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

   Направленность методов управления всегда одна и та же — они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления: 
1. организационно — административные, основанные на прямых директивных указаниях; 
2. экономические, обусловленные экономическими стимулами; 
3. социально — психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

   Классификация включает следующие методы управления: 
- административные (организационно-распорядительные);

- экономические;

- социально-психологические;

- воспитательные и др.

   Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.

   Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления.

  Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления. 
Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно - распорядительные и правовые, социально-психологические. 
   Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике. 
   Механизм муниципального управления подразделяется на несколько подсистем: организационную, экономическую, финансовую, бюджетную и др. Данные подсистемы между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляя сложную интеграционную совокупность. Регулирование или совершенствование одной из них влечёт изменения в другой или цепную реакцию по всей муниципальной системе.

   Совокупность методов управления получает статус подсистем обеспечения (экономическая, организационная, правовая, социально-психологическая) взаимодействия субъекта и объекта управления, в качестве которых выступают органы местного самоуправления и определённые виды целесообразной деятельности людей на территории муниципального образования. 
   К основным методам управления следует отнести и некоторые специфические методы, свойственные только прогрессивным механизмам, например: программно-целевой, способствующий ускоренному развитию социально-экономической системы.

   Формы воздействия на процессы жизнедеятельности населения и функционирования муниципального хозяйства весьма разнообразны и включают: бюджетные, налоговые, законодательные, общественно-политические, ресурсные, рыночные, информационные и другие, а также их разновидности и различные сочетания и комбинации.

   Метод управления — это способ достижения целей управления. Методы управления можно рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной формы.

   В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом: 
- методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе; 
- методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т.д.); 
- методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.

   Применение этих методов, используемых в сфере муниципального управления, помогает решать такие проблемы в муниципальном образовании, как поддержка социально незащищенных групп населения, безработица, решение национальных вопросов и т.д.

   Отметим, что в практике управления все перечисленные выше методы управления находятся во взаимодействии. Нет плохих или хороших методов муниципального управления. Для каждой ситуации имеют место «свои» методы или свое особое сочетание методов управления.

2.2 Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления

 

   Приступая к характеристике административно-правового метода регламентации общественных отношений, необходимо предварительно привести ряд важных теоретических положений. Человек существо общественное, он всегда живет и действует с другими людьми. Любая совместная деятельность требует согласованности, упорядочения и организации, усилия разных людей должны быть гармонизированы во времени и в пространстве, подчинены определенной цели, единым правилам безопасности.

Информация о работе Методы Государственного и Муниципального Управления