Совершенствование методов государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

По мере развития общественных отношений возникла необходимость в создании государства и государственного управления. Государственное управление – это организующее и регулирующее властное воздействие государственного аппарата на объект управления, представленный общественными институтами, явлениями и процессами с целью его упорядочения, преобразования или сохранения. Данное воздействие осуществляется посредством методов государственного управления.
Общественная реальность – крайне неуравновешенное, подверженное изменениям пространство.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию методов государственного и управления 5
§1.1. Понятие, сущность и основные характеристики методов государственного управления 5
§1.2. Классификация методов государственного управления 10
Глава 2. Модернизация методов государственного управления в России 17
§2.1. Объективная необходимость модернизации методов государственного управления 17
§2.2. Особенности и практика осуществления модернизации методов государственного управления 20
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсач ГМУ.docx

— 63.26 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

 

Кафедра государственного и муниципального управления

Основы государственного и муниципального управления

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Совершенствование методов государственного управления».

 

Выполнила студентка

факультета управления группы ГМУБ-422

Куткова Анастасия Алексеевна

Научный руководитель

Кандидат экономических наук, доцент

Хашева Ирина Анатольевна

 

 

 

Г. Ростов-на-Дону

2015 г 
Оглавление

 

 

Введение

 

По мере развития общественных отношений возникла необходимость в создании государства и государственного управления. Государственное управление – это организующее и регулирующее властное воздействие государственного аппарата на объект управления, представленный общественными институтами, явлениями и процессами с целью его упорядочения, преобразования или сохранения. Данное воздействие осуществляется посредством методов государственного управления.

Общественная реальность – крайне неуравновешенное, подверженное изменениям пространство.  Поэтому перед государством встают конкретные задачи, предполагающие устойчивое развитие страны, повышение благосостояния народа, обеспечение внутренней и внешней безопасности, перераспределение материальных благ и доходов, направленное на соблюдение социальных гарантий и т.д. Государство ищет пути их решения посредством влияния на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и путем выработки новых методов управления1.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, ведь содержательные изменения, произошедшие во всех сферах жизни страны за последние двадцать лет создали новые объективные предпосылки для изменения системы и структуры государственного управления. И одну из важнейших по значимости ролей в этой системе занимает метод государственного управления как способ осуществления любого управляющего воздействия.

В научной литературе уделяется серьезное внимание исследованию методов государственного управления. Весомый вклад в развитие представлений о системе методов управления внесли Атаманчук Г.В., Барциц И.Н., Булавин И.В., Глазунова Н.И., Гончаров В.В., Игнатов В.Г., Козбаненко В.А., Килясханов И.Ш., Купряшин Г.Л., Мокрый В.С., Фиалковская И.Д. и ряд других. Однако проблема совершенствования методов государственного управления освещена очень слабо, что дает нам широкий простор для исследования данной темы.

Цель написания данной курсовой работы – обозначить основные пути и направления совершенствования методов государственного управления в современной теории и практике.

Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Определить значение категории «метод управления», раскрыть его содержание, сущность и основные черты;
  2. Рассмотреть различные подходы к классификации методов государственного управления;
  3. Провести PEST-анализ среды существования метода государственного управления для выявления факторов, которые вызвали объективную необходимость их трансформации;
  4. Проанализировать особенности осуществления модернизации методов государственного управления в России.

Объектом исследования данной работы является метод государственного управления. Предмет – процессы модернизации методов государственного управления на современном этапе.

Структура работы позволяет эффективно проанализировать и наиболее полно раскрыть тему исследования и состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения и списка используемых источников.

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию методов государственного и управления

§1.1. Понятие, сущность и основные характеристики методов государственного управления

 

Государственное управление, представленное в качестве процесса воздействия субъекта управления на объект, осуществляется посредством методов управления. Эффективность государственного управления во многом зависит именно от верного выбора и умелого сочетания методов, применяемых для осуществления управляющего воздействия.

При этом под государственном управлением понимается деятельность государственного органа по воздействию на объект управления для перевода его в новое состояние, необходимое для достижения цели управления.

В виде субъекта выступает конкретный орган, должностное лицо; объект представлен коллективами людей или отдельными личностями.

В общем виде, термин «метод» (от др.-греч. + ὁδός «путь») можно определить как способ практического осуществления чего-нибудь;2 способ, порядок достижения чего-либо3.

Методы государственного управления обладают рядом специфических черт:

  1. Выражают связь между субъектом и объектом управления;
  2. Обеспечивают достижение цели посредством конкретного воздействия;
  3. Имеют определенную организационную форму;
  4. Располагают временной характеристикой.

Исходя из этого, деятели наук и дают свои трактовки определения «Метода государственного управления».

А.И. Радченко под методом государственного управления понимает способ, прием или средство воздействия субъекта управления на объект для достижения цели управления. Иными словами, метод управления представляет собой определенный способ решения задач и осуществления функций субъекта управления, который обеспечивает достижение его цели4.

По мнению Н.И. Глазуновой, метод управления – это способ организующего воздействия субъекта на управляемую систему или отдельный объект управления, посредством которого достигаются цели и решаются поставленный задачи. При этом организующее воздействие здесь понимается в широком смысле слова как стимулирующее, руководящее и контролирующее воздействие5.

Г.В. Атаманчук определяет метод управленческой деятельности как приемы и способы использования различных форм влияния на сознание и поведение людей в общественных связях, отношениях и процессах6.

В. Д. Самойлов считает, что под методами государственного управления следует понимать приемы выработки, принятия и выполнения решений субъектами управления на основе всесторонней оценки сложившейся обстановки, учета характера их деятельности и поведения, а также интересов общества и людей при соблюдении их прав и свобод, конституционно-правовых обязанностей и полномочий7.

Наиболее лаконично определение метода государственного управления можно выразить как способ практического исполнения функций управления.

Методы государственного управления обладают следующими характеристиками:

  1. Каждый метод тесно связан с целевым назначением определенного вида деятельности органа или должностного лица, который практически реализует единую государственную власть;
  2. Методы выражают упорядочивающее воздействие субъекта на управляемый объект;
  3. Они проявляют себя в качестве формы практической реализации исполнительной власти, представленной субъектно-объектными связями;
  4. Субъект управления использует конкретные методы для реализации своей компетенции;
  5. Методы управления всегда нацелены на соответствующий объект, который может быть представлен как отдельным лицом, так и коллективом;
  6. Метод государственного управления позволяет четко решать управленческие задачи, которые стоят перед субъектом, учитывая широкое разнообразие способов и приемов реализации управленческой компетенции;
  7. Методы управления в должной мере являются выражением публичного интереса, управляющей воли государства;
  8. Метод всегда воплощает в себе властные полномочия государства и исполнительной власти;
  9. Все методы имеют правовую форму своего прямого практического выражения;
  10. Особенности объекта управления (например, его индивидуальный или коллективный характер) и организационно-правовой статус субъекта напрямую предопределяют выбор того или иного метода управления.

Для того чтобы выявить сущность методов государственного управления, необходимо рассмотреть их в соотношении с другими категориями – методами теории управления, принципами, закономерностями и формами управления.

Методы управления предполагают практическое их осуществление. А методы теории управления представляют собой инструментарий науки для получения новых знаний. Тем не менее, нельзя сильно отчуждать методы науки и практики. Первые помогают верно выбрать и осознать вторые. Более того, некоторые методы являются общими для обеих групп, например, социологические или методы аналитического анализа и др., хотя их целевая направленность может и отличаться.

Принципы управления представляют собой объективные, фундаментальные положения, составляющие основу методов и содержания управления в целом. Именно в методе управления находит свою практическую реализацию принцип.

Закономерности – наиболее устойчивые, существенные связи изучаемых явлений. Методы государственного управления, как и все прочие технологии, определены теми законами, интересами и потребностями, на которые направлены усилия субъекта управления. Одной из важнейших закономерностей государственного управления является единство методов управления на всех уровнях власти, что вытекает из единства их мотивационной основы.

Методы управления выступают в качестве некой возможности действия в его процессе, своеобразной абстракции. Сам процесс управления осуществляется в конкретных формах. Форма – это выражение сущности метода. Формы и методы соотносятся так, что содержание методы буквально оформляется, а форма что-то содержит8.

Вышеизложенный подход к пониманию метода государственного управления существенно сближает его с методом правового регулирования управленческих отношений, ведь они оба представляют собой регулирующие средства. Однако при этом, в первом случае речь идет об определенном управленческом инструментарии, используемом конкретными субъектами для достижения своих целей, а во втором – о едином для всех отраслей права механизме правового регулирования. Методы правового регулирования распространяют свое действие на всех участников управленческих отношений, а методы управления используются только субъектами. В некоторых случаях выражение двух данных категорий методов может совпадать, но это выдвигает ряд требований к оформлению методов управления. Можно говорить об определенной производности методов государственного управления от методов административно-правового регулирования данной области.

Искусство управленца заключается в том, чтобы в каждой ситуации выбрать наиболее действенные, эффективные  методы, надежно ведущие к достижению цели, составить гибкую комбинацию методов и использовать ее, отдавая предпочтение тому или иному способу воздействия.

Однако в практической деятельности органов власти и должностных лиц применяется очень богатый арсенал средств, которые служат воплощению их интересов и достижению целей. Все же, не каждое из них может квалифицироваться как метод управления. К примеру,  для принятия управленческого решения проводится работа, применяющая математические, графические, социологические и пр. средства. Но они не несут в себе управляющего воздействия на объект, которое появится лишь по итогам принятия управленческого решения. Такие действия можно отнести к организационным мероприятиям (операциям), но не к собственно методам государственного управления9.

Изложенные в данном параграфе теоретические размышления по вопросу позволяют сделать вывод о том, что метод организующего воздействия субъекта государственного управления на объект представляет собой сложную, комплексную категорию. На современном этапе выработан целый ряд эффективных методов управления, которые можно систематизировать по ряду критериев (данный аспект раскрывается во втором параграфе данной главы).

 

§1.2. Классификация методов государственного управления

 

В литературе по управлению можно встретить различные классификации методов государственного управления.

А.И. Радченко приводит классификацию на основе мотивационной характеристики, которая определяет направление воздействия методов.  Он разделяет методы на 3 крупные категории в соответствии с мотивами, на которые они ориентированы:

  1. Организационно-административные методы на основе властной мотивации;
  2. Экономические методы, базирующиеся на материальной мотивации;
  3. Социально-психологические методы, которые опираются на моральную мотивацию10.

Первая категория предназначена для влияния на субординационные, организационные и контрольные управленческие отношения. Характерной чертой организационных и административных методов является обязательность исполнения предписаний, выражающих государственно-властный характер. Эти методы базируются на поощрении за образцовое выполнение должностных обязанностей и на дисциплинарной ответственности за нарушение установленных норм поведения. Они являются фундаментом деятельности механизма государственного управления.

Административные методы осуществляются в виде прямого властного воздействия на субъект управления в различных формах:

  • Постановление (правовой акт неоднократного применения)
  • Распоряжение (правовой акт персонифицированного характера)
  • Приказ (акт по вопросам деятельности аппарата органа межотраслевой компетенции)
  • Указание (команда руководителей органов управления подчиненным им работникам)11.

Информация о работе Совершенствование методов государственного и муниципального управления