Отличительной особенностью
организационных методов управления является
то, что они распространяют свое действия
как на субъект управления, так и на самого
себя. Среди данной совокупности организационных
воздействий можно выделить:
- Организационное регламентирование (создание нормативных документов, устанавливающих порядок деятельности объекта и субъекта)
- Организационное нормирование (применение различного рода норм и нормативов)
- Организационно-методическое
инструктирование (создание инструкции по осуществлению функций субъекта управления и инструктаж работников)12.
Вторая категория методов основана
на материальных интересах людей и лежит
в основе экономического механизма государственного
управления, который предполагает формирование
доходов работников в зависимости от их
личного вклада в общий результат труда.
Эти методы, соответственно, влияют на
экономические управленческие отношения.
К ним относятся:
- Экономическое стимулирование
(в первую очередь в виде заработной платы
и премиальной системе)
- Экономическая ответственность
(например, метод компенсации потерь, возникающих
по вине органов государственного управления)
- Хозяйственный расчет (относительно
эффективности управления государственной
собственностью)13.
Третья категория методов основана
на стремления человека получить моральное
удовлетворение в труде, связанное с самоутверждением
и самореализацией. Задачей руководителя
является создание необходимого психологического
климата в коллективе, который в наибольшей
степени отвечает интересам дела.
Социальные методы влияют на
конкретные социальные процессы формирования
и развития коллектива. Среди них выделяются
следующие:
- Убеждение (издание актов, носящих
рекомендательный характер или правовая
пропаганда среди населения, работа с
их обращениями)
- Социальное нормирование (уставы,
правила внутреннего распорядка и пр.)
- Социальное регулирование (взаимные
обязательства, договоры и т.д.)
- Моральное стимулирование (благодарность,
представление к государственным наградам)
- Широкое информирование руководителем
работников (предоставление информации
по вопросам деятельности лиц)
- Методы управления социально-массовыми
процессами (например, оргнабор населения
для работ на объектах)
- Методы управления группами
(либеральные, демократические и авторитарные)
- Методы управления индивидуально
личностным поведением (метод личного
примера, внушения, ориентирующих условий
и т.п.)14.
Психологические методы направлены
на образование оптимального группового
сознания и настроения, групповых суждений
и мнений. В их качестве применяются:
- Методы комплектования малых
групп и коллективов (создание наилучшего
качественного и количественного сочетания
работников)
- Методы гуманизации труда (расширение
творческих процессов, снижение монотонности
труда и пр.)
- Методы профессионального отбора
и обучения (использование профессионально-психологических
моделей)15.
Н.И. Глазунова избирает классификацию,
опирающуюся на основные виды функций
управления. Это значит, что имеются конкретные
функции управления и соответствующие
методы их осуществления. Данный функциональный
подход позволяет представить все многообразие
методов системно и более отчетливо представить
процесс управления.
Исходя из основных функций
управления выделяются две группы методов:
- Познавательно-программирующие;
- Организационно регулирующие16.
В каждой группе применяются
«свои» особые методы прогнозирования
и планирования, организации и регулирования,
учета и контроля. Важно заранее отметить,
что данная классификация включает в себя
сразу и методы познания и исследования.
Первая группа методов крайне
стремительно развивается и становится
все более разнообразной. Познавательно-программирующие
методы включают следующие подгруппы:
- Всеобщие методы познания (материалистическая
диалектика , которая пронизывает всю
систему методов)
- Общенаучные методы (логические
и эвристические методы – анализ, синтез, наблюдение, сравнение и
пр.; формализованные методы статистики, математики и кибернетики; социологические методы – анкетирование, интервьюирование, контент-анализ и др.)
- Частнонаучные методы (разработанные
конкретной отраслью знаний)17.
К познавательно-программирующим
методов управленческой отрасли относятся:
методы системного анализа, моделирования,
сетевого планирования, исследования
операций технологического управленческого
цикла, организационного проектирования.
При применении научных методов
обязателен учет специфики конкретной
системы. Это порождает необходимость
разработки подходящих научно-методических
средств, которые являются важной деталью
в механизме внедрения достижений науки
в практику государственного управления.
Одно из таких средств, к примеру, – информационно-аналитическая
методика подготовки управленческих решений.
Это значит, что при формировании управленческого
решения нужно отталкиваться от общих
положений о предмете исследования, от
основных показателей и факторов, применять
рекомендованные источники получения
информации и правильно оперировать собранной
информацией и т.д.
Таким образом, преобразование
научных достижений, которые представляют
собой методологический фундамент государственного
управления и подходящие прикладные математические
инструменты и составляют его обеспечение
познавательно-программирующими методами.
Вторая группа методов – организационно-регулирующих,
оказывает непосредственное воздействие
на поведение и функционирование субъектов
управления. Они весьма разнообразны и
могут быть классифицированы по нескольким
основаниям. По характеру воздействия
на субъект можно выделить:
- Методы прямого воздействия;
- Методы косвенного воздействия;
- Всеобщие (универсальные) способы
воздействия18.
Использование методов прямого
воздействия предполагает непосредственный
результат их влияния. Для них характерно
прямое влияние на волю и приказной характер.
Методы косвенного воздействия
формируют условия для достижения результатов.
Их особенности: косвенное воздействие
через создание ситуации, возможность
выбора субъектом варианта поведения.
Универсальные методы состоят
из:
- Убеждения
- Поощрения
- Принуждения
Убеждение предполагает применение
различных организационных и разъяснительных
мер для преобразования воли субъекта.
Поощрение связано с направлением воли
людей в нужное русло через их интересы.
Принуждение заключается в физическом,
психическом или материальном воздействии
на поведение субъекта управления19.
По основанию влияния на мотивы
деятельности человека или же по содержанию
методы реализации функций управления
можно разделить на 3 класса:
- Неэкономические (организационные
и моральные)
- Экономические
Организационные методы управления
стремятся привлечь к участию в делах
коллектива и обогатить труд. Моральные
методы призваны создать условия для духовно
благоприятной деятельности личности
в коллективе. Экономические основаны
на экономических стремлениях и потребностях
людей.
Можно упомянуть еще о нескольких
интересных классификациях методов государственного
управления.
А.Е. Лунев разделяет методы
управления на:
- Морально-политические (воспитание,
моральное поощрение, убеждение)
- Экономические (стимулирование
деятельности и материальное поощрение)
- Организационные (организация,
координация, прогнозирование, контроль
и т.д.)
- Административно-директивные20.
Г.В. Атаманчук выделяет следующие
категории методов: административные,
экономические, социально-политические
и морально-идеологические.
Существует также очень своеобразная
классификация методов на:
- Методы организации (общие и специальные)
- Методы деятельности органов
управления как методы управления в собственном
смысле слова (научно обоснованные методы выработки и принятия управленческих решений)21.
Подводя итоги данного параграфа,
можно с уверенностью сказать что, существует
очень богатый арсенал методов государственного
управления, которые можно систематизировать
на основе многих их особенностей. Важно
применять все методы комплексно, системно
и избирательно, исходя из обстоятельств
и характера сложившихся ситуаций, которые,
кстати, в последнее время претерпели
объективные изменения и вызвали необходимость
совершенствования методов государственного
управления в России. Правильный выбор
и умелое сочетание методов государственного
управления, как уже говорилось, обеспечивают
эффективность публичной практики в целом.
Данное явление легко прослеживается
на примере развитых стран (подробнее
об этом в следующем параграфе).
Глава 2. Модернизация
методов государственного управления
в России
§2.1. Объективная
необходимость модернизации методов государственного
управления
Термин «модернизация» можно
определить как обновление какого-либо
объекта, приведение его в соответствие
с новыми нормами и требованиями22.
Модернизация методов государственного
управления представляет собой создание
нового оформления приемов воздействия
на объект управления, которое отвечает
современным требованием окружающей среды.
Переход к новой методике управления должен
осуществляться через систему норм с учетом
интересов осуществляющих его властных
групп, основанных на политическом целеполагании.
Весь поток аспектов внешней
среды, породивших необходимость модернизации
методов государственного управления,
можно рассмотреть, используя методику
PEST-анализа. Это исследовательский инструмент,
который предназначен для обнаружения
политических (Political), экономических (Economic),
социальных (Social) и технологических (Technological)
факторов внешней среды, которые будут
оказывать влияние на исследуемый объект,
в данном случае – на метод государственного
управления.
Наша страна до сих пор переживает
период трансформации политического режима,
который в первоочередном порядке влияет
на выбор методов государственного управления.
Посредством «шоковой терапии» Россия
была поставлена на путь западной либеральной
модели демократии. Однако еще очень сильны
пережитки тоталитарного прошлого, что
оставляет вопрос о политическом режиме
в нашей стране открытым. В этой сложной,
противоречивой остановке существующая
система средств и методов государственного
управления обнаружила свою неэффективность,
так как не принесла должных идеологических
и политических результатов. В данный
момент развитие общества не поддается
влиянию каких-либо средств управления,
так как правящая элита вынуждена постоянно
искать оптимальное сочетание методов
демократического и авторитарного управления.
Кроме того, важную роль в формировании
политической среды для метода государственного
управления сыграла административная
реформа, которая предполагает перестройку
системы государственных учреждений и
политических институтов и изменение
отношения государственной системы управления
к обществу. Новая система государственной
власти и ее ориентированность на общественные
интересы и потребности, бесспорно, требует
новых методов управления.
В экономической сфере также
наблюдается ряд трансформаций. Государство
становится все более активным участником
экономической деятельности, на котором
держится стабильное развитие и функционирование
рыночной экономики. Оно выступает разработчиком
«правил экономической игры» и служит
опорой стабильного функционирования
экономики посредством разработки антикризисных
программ, например. Вовлечение государства
в экономическую сферу не может не отразиться
на совокупности методов государственного
управления, которые и должны обеспечить
выполнение новых функций в сфере экономики.
Социальная обстановка в нашей
стране считается не очень благоприятной,
поскольку в нашей стране имеет место
демографический кризис и невысокий уровень
жизни граждан (в рейтинге стран по уровню
жизни Россия занимает 91 место). А раз государство
не способно в необходимой мере сформировать
условия для благоприятного существования
гражданина, то есть выполнить основное
свое предназначение, значит, применяются
не достаточно эффективные методы осуществления
данной функции.
Немаловажным фактором внешней
среды, влияющим на модернизацию методов
государственного управления, является
технологический или инновационный фактор.
Современное общество уверенно идет по
пути информатизации. Новейшие информационные
технологии проникают во все сферы и помогают
существенно облегчить и сделать более
эффективной деятельность человека.
Инновационный аспект характеризует реализацию
потенциала новшеств в управлении государством.
Он проявляется, с одной стороны, в возможности
принятия системой государственного управления
нетрадиционных, принципиально новых
управленческих решений с точки зрения
функционально-технологического подхода,
а с другой, способностью системы методов
государственного управления к усвоению
и внедрению новых технологий. Современный
уровень компьютеризации дает множество
потенциальных возможностей для совершенствования
методов государственного управления.
По результатам анализа можно
с полной уверенностью сказать, что существует
множество причин, вызвавших объективную
необходимость модернизации методов государственного
управления. Переход к демократическому
режиму, усиление роли государства на
российском рынке, неблагоприятная социальная
обстановка и ускорение научно-технического
прогресса создают новые характеристики
и требования макросреды по отношению
к методу государственного управления.
§2.2. Особенности и практика осуществления
модернизации методов государственного
управления
На современном этапе развития
России необходимо более эффективно применять
так называемый «менеджеральный» подход
по отношению к государственному управлению.
Его суть в том, чтобы заимствовать наиболее
рациональные и эффективные методы у частного
менеджмента и внедрить их в работу органов
государственной власти. Такая модель
предполагает демократизацию методов
государственного управления, сопровождающуюся
активным вовлечением административного
аппарата в процесс выработки и принятия
решений.