В ситуации внедрения государственного
менеджмента в современной науке получили
активное развитие две концепции управления:
- проектный менеджмент
- процессный подход к государственному управлению.
Проектное государственное управление
ориентируется на конечный результат
и предполагает большую свободу в методологии
управления. Объектом управления здесь
выступает уникальный в своем роде проект
– описанный, обоснованный замысел, идея
и конкретные пути их реализации. Поэтому
проектное управление всегда предполагает
новаторский подход, снижение иерархичности
в команде и повышение личной ответственности
каждого ее члена за результат23. Таким образом, мы видим, что снижается
значимость административных методов
управления и большее предпочтение отдается
социально-психологическим методам.
Процессный подход к государственному
управлению рассчитан на детальное изображение
процесса с целью его улучшения. Считается,
что деятельность может быть представлена
в виде совокупности цикличных процессов.
Поэтому детальное, крайне подробное описание
процесса может повысить эффективность
деятельности. Здесь явным представляется
более широкое применение регламентов,
инструкций, норм, то есть организационных
методов управления, которые помогут справляться
с работой над детально «прорисованным»
объектом.
Важно отметить, что два данных подхода
не являются разобщенными. В современной
методике государственного управления
можно обнаружить детали как проектного
менеджмента, так и процессного подхода.
В проектном менеджменте применяется
описание процессов управления с помощью
проектов. И управление процессами, в свою
очередь, может быть изображено в виде
«управления через проекты»24.
Россия уже накопила практику использования
проектного подхода в государственном
управлении. Управление посредством федеральных
целевых программ применялось еще в 90-х
годах XX в. За последнее время применение
проектного подхода на федеральном уровне
получило крайне активное развитие, что
проявляется, в первую очередь в разработке
и реализации приоритетных национальных
проектов. Данная технология широко применяется
и на уровне местного самоуправления.
Во многих муниципальных образованиях
разрабатываются программы развития данного
территориального образования. Возрастают
и расходы, распределяемые в соответствии
с программами. Все это проявляет тенденцию
к обширному приложению проектного подхода
на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях.
Воплощение в жизнь проектов происходит
на основе новой методологии управления
по результатам. Управление, ориентированное
на результат, требует установления строгой
связи между целями регионального управления,
количественное и качественное выражение
и достижение которых и составляет результат,
функциями и структурой подразделений
органов исполнительной власти, обязательствами
и вознаграждением должностных лиц. Другими
словами, управление, ориентированное
на итог — это выстраивание для каждого
органа исполнительной власти региона
логической цепи: «цели — полномочия –
функции — результаты» с четким структурированием
последних, которые должны быть соотнесены
с конкретным подразделением и должностным
лицом. Данный подход направлен на повышение
эффективности деятельности органов регионального
управления25.
Но нередко при выборе показателей, характеризующих
достижение целей, появляется противоречие.
С одной стороны, показатели обязаны быть
наиболее точно соответствующими целям.
С другой стороны, они должны быть выражены
таким образом, чтобы исполнители могли
оказывать влияние на них. Не всегда получается
связать в одном показателе оба этих качества.
Поэтому среди показателей выделяется
два типа. Одни отражают степень достижения
установленных целей, другие характеризуют
факторы, способствующие достижению целей.
Развитие проектного подхода можно осуществлять
в двух направлениях:
- Расширять сферу применения программно-целевых
методов управления. Именно такая задача
сформулирована в Концепции реформирования
бюджетного процесса.
- Повышать качество разработки и реализации существующих программ и проектов.
Задача повышения эффективности
работы федеральных структур и региональных
органов управления, предоставления ими
государственных услуг, межведомственных
взаимодействий и внутренней организации
должна решаться не только на основе внедрения
административных регламентов, предусматривающих
требования к порядку, процедурам и административно-управленческим
процессам, обеспечивающим исполнение
их полномочий. Пришло время разработки
и создания эффективных способов и методов
досудебного обжалования действий и решений
государственных органов и должностных
лиц.
Дальнейшая модернизация должна
обеспечивать совершенствование системы
контроля и надзора, лицензирования, аккредитации,
регистрации, проведения государственных
экспертиз и выдачи разнообразных разрешений
и согласований, внедрение методов аутсорсинга
административно-управленческих процессов,
а также повышение эффективности системы
закупок для государственных нужд.
Требуется развитие кадрового
потенциала государственной гражданской
службы для обеспечения ее функционирования
как единой эффективной, мобильной и прозрачной
системы государственного управления
на федеральном и региональном уровнях.
Необходимо повсеместное внедрение современных
методов учета и оценки деятельности государственных
служащих, способствующих формированию
высокопрофессионального кадрового состава
на конкурсной основе, а также применение
эффективных вариантов продвижения и
ротации кадров, обеспечивающих условия
труда и вознаграждение персонала в соответствии
с выполняемой деятельностью. Все отмеченное
будет направлено на повышение качества
государственного управления как на федеральном,
так и на региональном уровнях26.
В заключение главы можно сделать
вывод, что модернизация методов государственного
управления и переход к концепции государственного
менеджмента будет способствовать повышению
эффективности государственного управления.
Заключение
В заключение исследовательской
работы я пришла к выводу, что метод государственного
управления представляет собой путь, способ
практического исполнения функций управления
или прием воздействия субъекта управления
на управляемый объект. Метод государственного
управления – это многогранная категория,
содержание которой может быть раскрыто
через его взаимодействие и соотношение
с другими категориями – методами теории
управления, принципами, закономерностями
и формами управления, а также методами
правового регулирования общественных
отношений.
Методы государственного управления
могут подразделяться по мотивационной
характеристике на административно-организационные,
экономические и социально-психологические;
по характеру воздействия на субъект на
методы прямого и косвенного воздействия,
а также всеобщие (универсальные) методы
государственного управления. Кроме того,
существует ряд других классификаций.
По результатам проведенного
мною PEST-анализа я могу с полной уверенностью
сказать, что существует множество причин,
вызвавших объективную необходимость
модернизации методов государственного
управления. Переход к демократическому
режиму, усиление роли государства на
российском рынке, неблагоприятная социальная
обстановка и ускорение научно-технического
прогресса создают новые характеристики
и требования макросреды по отношению
к методу государственного управления.
На современном этапе происходит
трансформация методов государственного
управления в рамках перехода к концепции
государственного менеджмента. Важную
роль в данном процессе играет процессный
подход к государственному управлению,
который выражается во внедрении в практику
деятельности органов государственной
власти и управления программно-целевого
метода, управления по результатам, стратегического
планирования; происходит совершенствование
методов управления персоналом государственной
службы.
Таким образом, в данной работе
были рассмотрены все важнейшие аспекты
исследования процесса совершенствования
метода государственного управления.
Цель данной курсовой работы
считаю достигнутой, задачи выполнены.
Список литературы
Конституция Российской Федерации
// Собрание законодательства РФ. 26.01.2009.
№4. Ст. 445.
ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе
государственной службы» // Собрание законодательства
РФ. 2003. № 20. Ст. 1236.
- ФЗ от 15 июля 2004 «О государственной
гражданской службе»// Собрание законодательства
РФ. 2004. № 27. Ст. 2156.
- Указ Президента РФ от 10 марта
2009 г. № 261 «О Федеральной программе «Реформирование
и развитие системы государственной службы
Российской Федерации (2009-2013 годы)»» //
Российская газета. 2009. 12 марта.
Атаманчук Г.В. Теория государственного
управления. // М., Омега-Л. 2010.
- Барциц И.Н. Реформа государственного
управления в России: правовой аспект.
// М., Формула права. 2010.
- Волчкова Л.Т., Минина В.Н. Реформирование
государственного управления в контексте
основных тенденций развития современного
общества. // М., Экономика. 2013.
Глазунова Н.И. Система государственного
и муниципального управления. // М., Проспект.
2010.
Гончаров В.В. В поисках совершенства управления
// М.: Юнити, 2011.
Государственная гражданская
служба ./ Под ред. В.Г. Игнатова. // Ростов н/Д., Март. 2007.
Государственное управление:
основы теории и организации: Учебник. / Под ред. В.А. Козбаненко. // М., Юрист. 2012.
- Иванов В. Н. Социальные технологии
в государственном управлении. // М., Норма. 2013.
- Кораблев М.М. Развитие проектного
подхода в государственном управлении.
// М., Логос. 2010.
- Купряшин Г.Л. Государственный
менеджмент: возможности и ограничения. // М., Государственное управление. 2012.
- Лунев А.Е. Теоретические проблемы
государственного управления. // М., Проспект.
2011.
- Методы и формы государственного
управления. / Под ред. Пискотина М.И. // М., Сфера. 2010.
- Мокрый В.С. Государственное
и муниципальное управление: реализация
реформ. // М., КНОРУС. 2013.
- Мухаев Р.Т. Система государственного
и муниципального управления. // М., ЮНИТИ.
2010.
- Радченко А.И. Основы государственного
и муниципального управления: системный подход. // Ростов н/Д., МарТ. 2007.
- Старилов Ю.Н. Административное
право. // М., Юрист. 2010.
- Толковый словарь Даля // Электронный
ресурс [режим доступа: свободный] http://slovar-dalja.ru/
- Современный толковый словарь
Ефремовой. // Электронный ресурс [режим
доступа: свободный] http://www.efremova.info/
- Толковый словарь Ожегова //
Электронный ресурс [режим доступа: свободный]
http://ozhegov.org/
1
Мухаев Р.Т. Система государственного
и муниципального управления. // М., ЮНИТИ.
2010. С. 27.
2
Толковый словарь Ожегова // Электронный
ресурс [режим доступа: свободный] http://ozhegov.org/
3
Толковый словарь Даля // Электронный ресурс
[режим доступа: свободный] http://slovar-dalja.ru/
4
Радченко А.И. Основы государственного
и муниципального управления: системный
подход. // Ростов н/Д., Издательский центр
«МарТ». 2007. С.195.
5
Глазунова Н.И. Система государственного
и муниципального управления. // М., Проспект.
2010. С.411.
6
Атаманчук Г.В. Теория государственного
управления. // М., ОМЕГА-Л. 2010. С.219.
7
Самойлов В.Д. Государственное управление:
теория, механизмы, правовые основы. //
М., ЮНИТИ. 2013. С.156.
8
Фиалковская И.Д. Теоретические вопросы
взаимодействия форм и методов государственного
управления.// Н.Новгород, Вестник Нижегородского
университета им. Н.И. Лобачевского, №
6. 2010. С.82.
9
Методы и формы государственного управления.
/ Под ред. Пискотина М.И. // М., Сфера.
2010. С.52.
10
Радченко А.И. Основы государственного
и муниципального управления: системный
подход. // Ростов н/Д., Издательский центр
«МарТ». 2007. С.196.
11
Радченко А.И. Основы государственного
и муниципального управления: системный
подход. // Ростов н/Д., Издательский центр
«МарТ». 2007. С.198.
12
Там же. С.199
13
Там же. С. 200
14
Радченко А.И. Основы государственного
и муниципального управления: системный
подход. // Ростов н/Д., Издательский центр
«МарТ». 2007. С.203.
15
Радченко А.И. Основы государственного
и муниципального управления: системный
подход. // Ростов н/Д., Издательский центр
«МарТ». 2007. С.205.
16
Глазунова Н.И. Система государственного
и муниципального управления. // М., Проспект.
2010. С.414
17
Там же. С.415.
18
Глазунова Н.И. Система государственного
и муниципального управления. // М., Проспект.
2010. С.419
19
Глазунова Н.И. Система государственного
и муниципального управления. // М., Проспект.
2010. С.424
20
Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного
управления. // М., Проспект. 2011. С.139-140
21
Атаманчук Г.В. Теория государственного
управления. // М., ОМЕГА-Л. 2010. С.223-224.
22
Современный толковый словарь Ефремовой.
// Электронный ресурс [режим доступа: свободный]
http://www.efremova.info/
23
Кораблев М.М. Развитие проектного подхода
в государственном управлении.// М., Логос.
2010. С.229.
24
Кораблев М.М. Развитие проектного подхода
в государственном управлении.// М., Логос.
2010. С.229.
25
Барциц И.Н. Реформа государственного
управления в России: правовой аспект.
// М., Формула права. 2010. С.215
26
Иванов В. Н. Социальные технологии в государственном
управлении. //М., Норма. 2013. С.211.